Решение б/н жалоба ООО «ЧОО «АВМ-Безопасность» на действия (бездействие)... от 7 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик - 
АО «ЯРДОРМОСТ»
150510, Ярославская обл., Ярославский район, д. Кузнечиха, ул. Индустриальная, д. 4


Заявитель –
ООО «ЧОО «АВМ-Безопасность»
150054, г. Ярославль, ул. Чехова, д. 17,       к. 2, пом. XII 59


Электронная торговая площадка – 
РТС-тендер  

Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушения при организации и проведении торгов
№ 076/07/3-541/2020

г. Ярославль
Резолютивная часть решения оглашена 02 июля 2020 года 
Решение изготовлено в полном объёме 07 июля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления, члены Комиссии с участием:
от заказчика – АО «ЯРДОРМОСТ» – 
от заявителя - ООО «ЧОО «АВМ-Безопасность» - 
от лица, подавшего заявку на участие в торгах — ООО ЧОФ «Пума» -           
рассмотрев жалобу ООО «ЧОО «АВМ-Безопасность» на действия (бездействие) Заказчика – АО «ЯРДОРМОСТ», при проведении запроса предложений в электронной форме от 03.06.2020 года на оказание услуг по физической и пультовой охране объектов АО «ЯРДОРМОСТ» (извещение № 32009210947) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОО «АВМ-Безопасность» на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) – АО «ЯРДОРМОСТ», при проведении запроса предложений в электронной форме от 03.06.2020 года на оказание услуг по физической и пультовой охране объектов АО «ЯРДОРМОСТ» (извещение № 32009210947).
Обжалуемые действия (бездействие) — осуществление комиссией Заказчика – АО «ЯРДОРМОСТ», закупки с нарушениями требований Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а именно: установление в закупочной документации требования к участникам закупки: нахождение на рынке охранных услуг в совокупности не менее 15 лет.
На заседании Комиссии представитель Заказчика с доводами жалобы  не согласился, пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, представил письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов.  
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование осуществляется в том числе, в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ООО «ЧОО «АВМ-Безопасность» обжалует неправомерное отклонение заявки общества на участие в закупке, что нарушает поименованные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, жалоба ООО «ЧОО «АВМ-Безопасность» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 2 указанного  Закона документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.
Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «ЯРДОРМОСТ» (далее — Положение о закупке) утверждено советом директоров АО «ЯРДОРМОСТ» (версия № 3 от 23.01.2020), и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО «ЯРДОРМОСТ», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 
03.06.2020 г.  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. (далее – официальный сайт, единая информационная система) размещены извещение и документация о закупке на проведение запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической и пультовой охране объектов АО «ЯРДОРМОСТ» (извещение                          № 32009210947).
Согласно пункту 19 Информационной карты документации о проведении запроса предложений в электронной форме АО «ЯРДОРМОСТ» одним из требований к участникам закупки является нахождение на рынке охранных услуг в совокупности не менее 15 лет. 
В соответствии с пунктом 21 Информационной карты документации, одним из оснований отказа в допуске к процедуре оценки является несоответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке. 
Таким образом, данное положение является основанием отклонения заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 1775627 от 16.06.2020 было подано 3 заявки. Победителем признано ООО ЧОФ «ПУМА». В отношении Заявителя и третьего участника закупки — ООО ЧОП «ЯСО» принято решение о несоответствии заявки требованию документации о нахождении на рынке охранных услуг в совокупности не менее 15 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пунктом 3   главы 1 Положения при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 
Предоставленное законом заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время, такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки. 
Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре. 
Соответственно, требование заказчика о нахождении на рынке охранных услуг в совокупности не менее 15 лет существенным образом ограничивает возможность участия в рассматриваемой закупке и влечет сокращение количества заявок на участие в закупке, а также свидетельствует о нарушении принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.   
В свою очередь, обоснованность установления спорного требования в документации должна быть доказана со стороны заказчика, как равно и невозможность проведения закупки без предъявления соответствующего требования непосредственно к участнику закупки.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что установление требования в качестве критерия допуска к участникам закупки обоснованно необходимостью заключения договора с опытной организацией, с целью обезопасить себя от некачественного оказания услуг. 
При этом, Комиссия отмечает, что продолжительность осуществления деятельности участником закупки на рынке охранных услуг не является гарантией надлежащего исполнения будущего обязательства по договору.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно документации о проведении запроса предложений заказчиком определены следующие критерии и порядок оценки заявок:
1) Наличие у участника закупки опыта оказания услуг сопоставимого характера за период с 01.01.2018 по 31.01.2020 (включительно) — со значимостью критерия — 30 баллов;
2) Деловая репутация участника — со значимостью критерия — 70 баллов.
В качестве документов, подтверждающих опыт оказания услуг, при оценке заявок принимаются копии исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг по охране объектов (в том числе документов, подтверждающих факт исполнения обязательств. Указанные документы должны быть подписаны в период с 01.01.2018 по 31.01.2020 (включительно).
Стоимость одного контракта (договора) не должна быть менее 1 200 000,00 рублей с учетом НДС или 1 000 000,00 рублей без НДС от начальной (максимальной) цены договора, указанной в пункте 6 Информационной карты.
Количество баллов, начисляемых заявке по критерию «Цена договора» равно полученному в результате расчета по вышеуказанной формуле числовому значению.
Для получения итоговой оценки заявки осуществляется расчет такой оценки путем сложения всех итоговых оценок заявки по всем критериям.
Победителем запроса предложений признается участник запроса предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.
Таким образом, в соответствии с документацией о проведении запроса предложений, опыт оказания услуг по физической охране является критерием оценки заявки участника закупки и учитывается при начислении заявке баллов.
Ярославское УФАС России считает, что определенная заказчиком потребность выбора более квалифицированного хозяйствующего субъекта уже обеспечена критерием оценки, установленным в документации о проведении запроса предложений «Наличие у участника закупки опыта оказания услуг сопоставимого характера», при таком формировании закупочной документации с учетом требований действующего законодательства является достаточным. Установление иных блокирующих допуск к участию в закупке требований к участникам недопустимо.
Установление требования о нахождении на рынке охранных услуг в совокупности не менее 15 лет в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что свидетельствует о нарушении  пункта 3 «Оценка и сопоставление заявок» Части I. документации о проведении запроса предложений, пункта 3 главы 1 Положения о закупках, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:
1.  Признать жалобу ООО «ЧОО«АВМ-Безопасность» на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) – АО «ЯРДОРМОСТ», при проведении запроса предложений в электронной форме от 03.06.2020 года на оказание услуг по физической и пультовой охране объектов АО «ЯРДОРМОСТ» (извещение                   № 32009210947) обоснованной.
2. Признать заказчика (организатора торгов) – АО «ЯРДОРМОСТ» нарушившим пункт 3 «Оценка и сопоставление заявок» Части I. документации о проведении запроса предложений, пункт 3 главы 1 Положения о закупках, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. 
3. Выдать АО «ЯРДОРМОСТ» предписание об отмене запроса предложений в электронной форме от 03.06.2020 года на оказание услуг по физической и пультовой охране объектов АО «ЯРДОРМОСТ» (извещение № 32009210947). В случае принятия решения о повторном проведении указанной закупки заказчику надлежит исключить нарушения в соответствии с  данным решением.
4. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений не передавать в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                 

Члены Комиссии                                                                                            

                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны