Решение №3221/07-03 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 26 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «ЖКХ «Заволжье»

150504, Ярославская область,

Ярославский район,

пос. Заволжье, 37

 

*********

150525, Ярославская область, Ярославский район,

пос. Козьмодемьянск,

ул. Центральная, дом 19, кв.3

lera.mushinina@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №076/01/10-481/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

12 марта 2020 года

(изготовлено в полном объеме 26 марта 2020 года)                                           г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России С.Н.Лебедева,

члены Комиссии — главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ В.С.Гробова, специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ И.Н.Воронин,

рассмотрев дело №076/01/10-481/2019 в отношении открытого акционерного общества «Жилищно-коммунальное хозяйство «Заволжье» (далее —                                                  ОАО ЖКХ «Заволжье»), ИНН 7627032974, ОГРН 1087627001582, юридический адрес: 150504, Ярославская область, Ярославский район, поселок Заволжье, д.37, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе жителям поселка Козьмодемьянск Ярославского района Ярославской области в осуществлении перерасчета платы за холодное водоснабжение.

 

у с т а н о в и л а:

В Ярославское УФАС России поступило коллективное обращение жителей ул.Центральная, ул. ЯСХТ пос.Козьмодемьянск Ярославского района Ярославской области (вх.№6124 от 02.07.2019) о нарушении ОАО «ЖКХ Заволжье» антимонопольного законодательства, выразившегося в поставке холодной питьевой воды ненадлежащего качества, необоснованном отказе в осуществлении перерасчета платы в связи с этим.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

ОАО «ЖКХ Заволжье» является ресурсоснабжающей организацией, оказывает потребителям пос.Козьмодемьянск Ярославского района Ярославской области услуги по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, обслуживает и содержит наружные инженерные сети на территории Ярославского муниципального района.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.11.2017 №335 «Об определении гарантирующих организаций в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ярославского муниципального района» ОАО «ЖКХ Заволжье» наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Курбского сельского поселения.

В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Курбского сельского поселения Ярославского муниципального района на период с 2018 по 2027 годы, утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.02.2018 №39 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Ярославской области на период с 2018 по 2027 года» (далее – схема водоснабжения и водоотведения), водоснабжение и водоотведение в пос. Козьмодемьянск осуществляется с использованием централизованной системы водоснабжения.

Территория пос. Козьмодемьянск относится к технологической зоне питьевого водоснабжения №7. Для водоснабжения используется четыре артезианские скважины. Водопроводная сеть, разветвлена на северо-западной территории пос. Козьмодемьянск и предназначена для хозяйственно - питьевых нужд. От трех артезианских скважин №1110, 2172, 2139, имеющих между собой закольцовку, снабжается жилой сектор ул.Центральная. Снабжение единственного жилого дома №1 ул.ЯСХТ, осуществляется от отдельной скважины с водонапорной башней, не имеющей закольцовки с другими скважинами.

Сооружения и оборудование для водоподготовки (коагулирования, отстаивания, фильтрования, обеззараживания) отсутствуют, технической документацией не предусмотрены (письма Администрации Ярославского муниципального района №2614/19 от 19.08.2019, ОАО «ЖКХ Заволжье» №1111 от 15.08.2019 и др.).

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, с долей на рынке более 50%.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции закреплено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, ОАО «ЖКХ Заволжье» является субъектом естественной монополии и, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке холодного водоснабжения в границах Курбского сельского поселения  Ярославского района Ярославской области.

 

04.05.2010 между ОАО «ЖКХ Заволжье» (ресурсоснабжающей организацией) и            ЗАО «ЯРУ ЖКХ» (управляющей организацией) был заключен договор №18/10 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и услуги по передаче воды и стоков для многоквартирных домов по ул.Центральная и 2-я Привокзальная.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.07.2018 по делу                         №А82-5286/2018 договор №18/10 от 04.05.2010 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и услуги по передаче воды и стоков расторгнут с 01.02.2018.

В судебном акте указано, что из положений подпункта "а" пункта 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124), в их взаимосвязи с положениями пунктов 14, 15 и 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), следует, что с момента расторжения ресурсоснабжающей организацией договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится ресурсоснабжающая организация, что влечет право такой ресурсоснабжающей организации заключения ею договоров ресурсоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме. Соответственно, ОАО «ЖКХ Заволжье» с 01.02.2018 является исполнителем коммунальных услуг для жителей домов по ул.Центральная и 2-я Привокзальная, оплата за оказанные услуги осуществляется жителями напрямую ОАО «ЖКХ Заволжье».

Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее – Управление Роспотребнадзора) в письме №76-00-03/22-4578-2019 от 06.11.2019, в 2016 году последним проводилась внеплановая проверка по выполнению ранее выданного предписания №1331 от 07.09.2015 об устранении выявленных нарушений требований постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (далее – требования СанПиН), в ходе которой была отобрана проба питьевой воды в пос. Козьмодемьянск (кран котельной ОАО «ЖКХ Заволжье» ЯСХТ).

В соответствии с протоколом лабораторного исследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» качество воды не отвечает требованиям по содержанию железа 1,42 мг/дм3 (ПДК – 0,3 мг/дм3), мутности 2,46 мг/дм3 (ПДК – 1,5 мг/дм3).

По итогам проверки Управлением Роспотребнадзора в отношении ОАО «ЖКХ Заволжье» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и направлен в мировой суд, выдано предписание №1311 от 01.10.2016.

В 2018 году Управлением Роспотребнадзора проведена документарная проверка по выполнению ОАО «ЖКХ Заволжье» предписания №1311 от 01.10.2016, по итогам которой в отношении ОАО «ЖКХ Заволжье» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и направлен в мировой суд. Проведена плановая проверка в ходе которой отобрана проба питьевой воды на скважине пос. Козьмодемьянск. В соответствии с протоколом лабораторного исследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» качество воды в скважине не отвечает требованиям СанПиН по содержанию железа 2,76 мг/дм3 (ПДК – 0,3 мг/дм3), мутности 2,77 мг/дм3 (ПДК – 1,5 мг/дм3). Управлением Роспотребнадзора вновь ОАО «ЖКХ Заволжье» выдано предписание №732 от 04.09.2018, директор ОАО «ЖКХ Заволжье» привлечен к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.

В 2019 году Управлением Роспотребнадзора проведена документарная проверка по выполнению ОАО «ЖКХ Заволжье» предписания №732 от 04.09.2018, по итогам которой в отношении ОАО «ЖКХ Заволжье» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и направлен в мировой суд. Проведена плановая проверка в ходе которой отобрана проба питьевой воды на скважине пос. Козьмодемьянск. В соответствии с протоколом лабораторного исследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» качество воды в скважине не отвечает требованиям СанПиН по содержанию железа 1,92 мг/дм3 (ПДК – 0,3 мг/дм3), мутности 5,54 мг/дм3 (ПДК – 1,5 мг/дм3). Управление Роспотребнадзора выдало ОАО «ЖКХ Заволжье» предписание №814 от 13.09.2019, директор ОАО «ЖКХ Заволжье» привлечен к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.

 

01.06.2019 Прокуратура Ярославского района внесла представление ОАО «ЖКХ Заволжье» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства о водоснабжении. ОАО «ЖКХ Заволжье» в ответ на представление сообщило Прокуратуре Ярославского района, что денежные средства на строительство объектов водоподготовки, в том числе, обезжелезивания воды, в тариф на холодную воду не заложены. Указанные мероприятия могут быть реализованы только в рамках инвестиционной программы.

В связи с бездействием ОАО «ЖКХ Заволжье» в части приведения качества холодного питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН в 2018-2019 годах жители пос. Козьмодемьянск обращались с жалобами в контрольно-надзорные органы, Администрацию Ярославского муниципального района.

Администрацией Ярославского муниципального района (Администрация) в ответах заявителям на обращения по вопросам поставки холодной воды ненадлежащего качества указано, что имеющиеся финансовые средства, заложенные ОАО «ЖКХ Заволжье» в существующий тариф на холодную воду, предназначены для реализации планов по текущему и капитальному ремонту инженерных систем. Денежные средства для проектирования и строительства объектов водоподготовки, в том числе в целях обезжелезивания воды, в тариф не заложены. Указанные мероприятия могут быть реализованы в рамках инвестиционной программы. Для приведения качества поставляемой воды в соответствии с установленными требованиями, необходимо строительство станции обезжелезивания. Аналогичная информация содержится в ответе ОАО «ЖКХ Заволжье» №1111 от 15.08.2019 на запрос антимонопольного органа №5266/07-04 от 02.08.2019.

 

По вопросу включения в инвестиционную программу мероприятий по строительству станции обезжелезивания Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в письме №их.18-08724/19 от 17.10.2019 пояснил антимонопольному органу, что в 2016 году обращений от Администрации Ярославского муниципального района об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы ОАО «ЖКХ Заволжье» или его проекта в Департамент не поступало.

22.02.2017 Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области указал главам муниципальных образований и городских округов Ярославской области на необходимость представления проектов технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

01.03.2017 Администрация Ярославского муниципального района предоставила письмом №0571/17 проект технического задания на разработку инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды, поставляемой ОАО «ЖКХ Заволжье» в населенные пункты Ярославского муниципального района в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями».

Учитывая, что представленный проект технического задания на разработку инвестиционной программы для ОАО «ЖКХ Заволжье» не соответствовал требованиям пункта 7 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.07.2013 №641 (далее – Правила №641), Администрации Ярославского муниципального района было дано указание его доработать (письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области №их.18-01979/17 от 04.04.2017).

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ              «О водоснабжении и водоотведении» (далее -  ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») Управлением Роспотребнадзора подготовлены и направлены в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области уведомления о несоответствии проб питьевой воды нормативам качества на территории Ярославского муниципального района. На указанном основании в 2018 году в соответствии с приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.02.2018 №40 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ОАО «ЖКХ Заволжье» на территории Заволжского, Ивняковского, Карабихского, Кузнечихского, Курбского, Некрасовского, Туношевского сельских поселений Ярославского муниципального района.

30.10.2018 ОАО «ЖКХ Заволжье» представило в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области проект инвестиционной программы по приведению качества воды в соответствии с установленными требованиями на 2019-2025 годы. 13.11.2018 Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области уведомил об отказе в утверждении инвестиционной программы в связи с несоответствием требованиям Правил №641.

В 2019 году приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.03.2019 № (в редакции приказа от 29.07.2019 №276) утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ОАО «ЖКХ Заволжье» в сфере холодного водоснабжения, предусматривающей мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.

Проект инвестиционной программы ОАО «ЖКХ Заволжье» по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на 2019-2025 годы был представлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Обществом 16.07.2019 и 27.08.2019 – скорректированный проект инвестиционной программы.

Инвестиционная программа на 2020-2025 годы не утверждена, капитальное строительство объекта водоподготовки в техническом задании на разработку инвестиционной программы на 2020-2025 годы не предусмотрено (дополнительные пояснения ОАО «ЖКХ Заволжье» №1370 от 30.10.2019).

 

В 2018 году ОАО «ЖКХ Заволжье» в письме №716 от 04.05.2018 на претензию **** отказало в проведении перерасчетов платы за поставку ресурса ненадлежащего качества с 05.03.2018 до момента возобновления предоставления услуги надлежащего качества, руководствуясь пунктом 103 Правил №354. Аналогичный ответ дан на претензию ****. от 04.05.2018 (ответ №733 от 11.05.2018).

В 2019 году **** подана жалоба в ОАО «ЖКХ Заволжье» по вопросу приведения качества поставляемой холодной питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. ОАО «ЖКХ Заволжье» в ответе **** №619 от 25.04.2019 пояснило, что Обществом предпринимаются все доступные меры для поставки воды надлежащего качества, указало на необходимость строительства станции обезжелезивания. Иных обращений в ОАО «ЖКХ Заволжье» по данному вопросу не поступало.

 

ОАО «ЖКХ Заволжье» по факту вменяемого нарушения антимонопольного законодательства указало, что отказ в перерасчете платы за поставку холодной воды ненадлежащего качества дан в связи со следующим.

24.04.2018 **** представлен ответ Управления Роспотребнадзора от 15.03.2018, в котором указано, что согласно протоколу лабораторных исследований от 05.03.2018 №1526 качество питьевой воды в кв.№3 не отвечает требованиям СанПиН. Поскольку нарушение качества коммунальной услуги по холодному водоснабжению было допущено на внутридомовых сетях, то ответственным лицом является исполнитель коммунальных услуг -  ЗАО «ЯРУ ЖКХ».

По аналогичным основаниям было отказано **** Предоставление жилищных услуг по обслуживанию и содержанию внутридомовых инженерных систем не являются уставными целями и предметом деятельности ОАО «ЖКХ Заволжье».

На момент рассмотрения обращений **** от 05.03.2018 и **** от 04.05.2018 в Обществе отсутствовали протоколы лабораторных исследований и заключения о том, что нарушение качества холодного водоснабжения возникло в пределах его эксплуатационной ответственности.

Протокол лабораторных исследований от 21.09.2016 №10013 о качестве воды в котельной пос. Козьмодемьянск не может являться доказательством некачественного водоснабжения жилых домов и осведомленности Общества об этом, основанием для перерасчета платы. Обращений на перерасчет от жителей ул.ЯСХТ в Общество не поступало.

По-мнению ОАО «ЖКХ Заволжье», спорные отношения вытекают из правоотношений по предоставлению коммунальных услуг на территории Ярославского района, в частности с потребителями по адресам: ул.ЯСХТ, д.1, ул.Центральная, д.19 кв.3 и д.27 кв.21. Субъектами данных отношений являются конкретные собственники (наниматели) жилых помещений, на которых возложена обязанность по оплате коммунальных услуг, следовательно, ущемление прав (интересов) неопределенного круга потребителей отсутствует.

ОАО «ЖКХ Заволжье» указало в том числе, что в отношении Общества введена процедура наблюдения, расходы на строительство объектов по водоподготовке в п.Козьмодемьянск относятся к текущим платежам, подлежат включению в пятую очередь удовлетворения требований кредиторов.

 

Принимая решение о признании ОАО «ЖКХ Заволжье» нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходила из следующего.

Согласно части 1 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 4 статьи 23 ФЗ                      «О водоснабжении и водоотведении»).

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (часть 5 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В случае получения указанного в части 5 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (часть 6 статьи 23                                      ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

С 01.01.2017 вступил в силу Закон Ярославской области от 29.12.2016 №104-з                               «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения». Полномочия по утверждению технических заданий на разработку инвестиционных программ, внесение изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения возложены на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 статьи 23                                                 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (часть 7 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (часть 9 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства мероприятия по строительству станций обезжелезивания в инвестиционную программу не включены.

В соответствии с пунктом 103 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правила №354) если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Разделом 9 Правил №354 установлены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

Согласно пункту 98 Правил №354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В соответствии с пунктом 111 Правил №354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);

б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);

в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к  Правилам №354:

 

 

Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги

Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

I. Холодное водоснабжение

Постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01)

отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается

при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил

 

 

 

 

При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам №354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к Правилам №354.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам №354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде (пункт 101 Правил №354).

Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;

б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;

г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения (пункт 112 Правил №354).

Согласно статье 38 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В схеме водоснабжения и водоотведения Курбского сельского поселения (актуализация 2018 год) отмечено, что для Ярославской области проблема обеспечения населения питьевой водой требуемого качества и в достаточном количестве наиболее значима. Основными проблемами в сфере водоснабжения и водоотведения являются: неудовлетворительное техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения, низкое качество питьевых вод, сброс недостаточно очищенных сточных вод, низкая эффективность водопользования и дефицит финансирования в сектор. Чистота питьевой воды и её доступность являются важнейшими факторами, определяющими качество жизни населения.

На территории Курбского сельского поселения источником водоснабжения служат подземные воды. Исходная вода, забираемая из источников, характеризуется повышенным содержанием железа: в зависимости от водозаборного сооружения фактические показатели превышают в 5-10 раз нормативы, установленные в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Действующие водозаборные сооружения п.Козьмодемьянск состоят из 4 скважин: введены в эксплуатацию 1963-1978 гг., проектная производительность (дебит) – 52,7 м³/ч, основное оборудование – насосные агрегаты марки ЭЦВ, износ – 100 % каждой, наличие приборов технического учета – имеется только на одной скважине (1978г., производительностью 12,0 м³/ч).

Характеристики показателей качества исходной воды, превышающих установленные нормативы, с разбивкой по водозаборным сооружениям, расположенным на территории СП Курбское, представлены в таблице на станицах 28-29 схемы водоснабжения, в том числе:

 

№ п.п.

Наименование водозаборного сооружения

Принадлежность к технологической зоне водоснабжения

Характеристики показателей качества воды, выходящих за рамки установленных нормативов

Ед. изм.

Наименование показателя

Фактическое значение показателя

Нормативное значение показателя*

21

пос. Козьмодемьянск: скважина №1110

Питьевая № 7 (пос. Козьмодемьянск)

градусы

цветность

39,0

20

22

мг/дм³

мутность

3,3

2,6

23

пос. Козьмодемьянск: скважина №2172

Питьевая № 7 (пос. Козьмодемьянск)

мг/дм³

железо

1,5

0,3

24

градусы

цветность

22,0

20

25

Ж°

жесткость общая

7,6

7,0

26

пос. Козьмодемьянск: скважина №731"РЖД"

Питьевая № 7 (пос. Козьмодемьянск)

мг/дм³

железо

1,5

0,3

 

В соответствии с письмом Управления Роспотребнадзора от 31.01.2017 № 785-17, направленным Главе Ярославского МР, в 2016 г. исследования питьевой воды из артезианских скважин, эксплуатируемых ОАО ЖКХ «Заволжье», показали, что качество воды из подземных источников не соответствует санитарно-химическим показателям: по железу (норматив 0,3 мг/дм³) в пос. Козьмодемьянск – 1,42 мг/ дм³.

Исходя из положений схемы водоснабжения и водоотведения (актуализация 2018 год), следует, что вода, подаваемая из скважин в пос. Козьмодемьянск не соответствует установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом, данное несоответствие было выявлено ранее, чем в ОАО «ЖКХ Заволжье» поступили соответствующие заявления от жителей на перерасчет платы.

Схема водоснабжения и водоотведения (актуализация 2018 год) опубликована на официальном сайте Администрации Ярославского муниципального района (https://yamo.adm.yar.ru/jkh/infopost6.php), задолго до поступления в ОАО ЖКХ «Заволжье» претензий от жителей, является общедоступной для всех лиц, включая Общество.

Данные о несоответствии качества воды из подземных источников санитарно-химическим показателям: по железу (норматив 0,3 мг/дм³), содержатся, в том числе, в схеме водоснабжения (актуализация 2017 год), размещенной на том же сайте.

Информация о несоответствии качества подаваемой жителям пос. Козьмодемьянск холодной питьевой воды, указывалась в письмах ОАО «ЖКХ Заволжье»  №887 от 16.08.2016 (ответ МКУ «МФЦР» по жалобе ****), №249 от 14.02.2018 (ответ МКУ «МФЦР» по жалобе ****.), №706 от 27.04.2018 (ответ МКУ «МФЦР» по жалобам **** ****), уведомлении Управления Роспотребнадзора о несоответствии качества питьевой воды за 2016 год (письмо №СВ787-17 от 31.01.2017) и другими документами имеющимися в антимонопольном деле.

С учетом изложенного, ОАО «ЖКХ Заволжье» факт неосведомленности о поставке холодной питьевой воды жителям поселка Козьмодемьянск ненадлежащего качества на момент рассмотрения претензий не подтвержден.

В претензиях **** и ****., действительно, как указано                   ОАО «ЖКХ Заволжье», содержится ссылка на письмо Управления Роспотребнадзора о нарушении ЗАО «ЯРУ ЖКХ» требований СанПиН на внутридомовых сетях, вместе с тем, нарушение качества холодного питьевого водоснабжения возникло, в том числе, и до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем, т.е. в пределах эксплуатационной ответственности ОАО «ЖКХ Заволжье».

ОАО «ЖКХ Заволжье» было достоверно известно о поставке потребителям холодной питьевой воды ненадлежащего качества, но перерасчет жителям не осуществлен, как на момент ответа на претензии, так и в последующем, когда данный факт был дополнительно подтвержден результатами плановой проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора в 2019 году.

Обязанность знания и соблюдения требований законов установлена частью 2 статьи 15 Конституции РФ.

Закон о защите конкуренции является законом, которым должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:

-доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

-ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей;

-злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Под неопределенным кругом потребителей для целей применения части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу               №А40-205546/2016).

ОАО «ЖКХ Заволжье» в одностороннем порядке определило условия обращения товара (услуги) по предоставлению коммунального ресурса (холодной питьевой воды) на соответствующем товарном рынке без учета требований законодательства в данной сфере. Потребители в рассматриваемых отношениях являются юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной.

Игнорирование требований законодательства позволяет ОАО «ЖКХ Заволжье» укреплять свое положение на товарном рынке, а также получать необоснованные преимущества, поскольку, предоставляя ресурс ненадлежащего качества и при этом не осуществляя перерасчет, Общество имеет необоснованную возможность получать с потребителя денежные средства за поставляемый ресурс в полном объеме (без учета его качества), в то время как законодательством предусмотрены соответствующие требования к параметрам качества ресурса.

В связи с тем, что ОАО «ЖКХ Заволжье» известно, что качество поставляемой холодной питьевой воды не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям в течение продолжительного времени, то обязанность по осуществлению перерасчетов лежит на поставщике и одновременно исполнителе коммунальных услуг  - ОАО «ЖКХ Заволжье» и при данных обстоятельствах не требует подачи потребителями соответствующих претензий в ресурсоснабжающую организацию. Отказ ОАО «ЖКХ Заволжье» в осуществлении перерасчета платы за поставку холодной питьевой воды является неправомерным, ущемляет права неопределенного круга потребителей и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом того, что перерасчет платы на момент рассмотрения дела не осуществлен и Общество продолжает начислять плату за холодное водоснабжение без учета качества поставляемого ресурса, Комиссия считает необходимым выдать ОАО «ЖКХ Заволжье» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, Ярославское УФАС России сообщает, что антимонопольным органом направлено обращение в прокуратуру Ярославской области о непринятии Администрацией Ярославского муниципального района мер, направленных на обеспечение жителей                                             пос. Козьмодемьянск водоснабжением в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Прокуратура Ярославской области письмом №7-28-2020 от 28.02.2020 уведомила о рассмотрении обращения Ярославского УФАС России и о направлении в Ярославский районный суд искового заявления о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении его обеспечить надлежащее водоснабжение поселения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

1. Признать открытое акционерное общество «ЖКХ Заволжье», ИНН 7627032974,               ОГРН 1087627001582 нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «ЖКХ Заволжье» и должностных лиц дел по признакам административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                С.Н. Лебедева

 

 

Члены Комиссии                                                                                           В.С.Гробова

                                                                                                                              

                                                                                                             

                                                                                                                        И.Н.Воронин  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны