Постановление №АШ/3047/23 076/04/9.21-1047/2023 от 5 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела № 076/04/9.21-1047/2023

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть постановления оглашена 04 декабря 2023г.

В полном объеме постановление изготовлено 05 декабря 2023г.

г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С., рассмотрев протокол от 02 ноября 2023 года специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Антоновой М.В. и материалы дела №076/04/9.21-1047/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15,

АО «Россети Центр», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела №076/04/9.21-1047/2023 об административном правонарушении (определение исх. №АШ/2117/23 от 16.11.2023 в соответствии с отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором № 80098190244553 вручено ПАО «Россети Центр» 24.11.2023), направило представителя – начальника управления правового обеспечения филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» Лебедева Д.Л. (по доверенности №Д-ЯР/100 от 06.06.2023),

представителю разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП РФ,

установил:

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Правила №861 определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее – технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с пунктом 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил №861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно пункту 8 Правил №861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

В пунктах 9, 10 Правил №861 перечислены сведения, которые должны быть указаны в заявке в зависимости от конкретных условий, и приведен перечень документов, прилагаемых к заявке.

В соответствии с пунктом 11 Правил №861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно пункту 15 Правил №861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

 

Ярославским УФАС России ранее было рассмотрено заявление <...> (вх. № 1025-ЭП/23 от 26.01.2023) о неправомерных действиях ПАО «Россети Центр», выразившихся в отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.

Установлено, что 08.09.2022 <...> лично подана заявка № 17286145 на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта розничной торговли с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <...> , с максимальной мощностью 70 кВт. Документы для заключения договора <...> по заявке направлены не были.

Постановлением по делу №76/04/9.21-344/2023 от 22.05.2023 (исх. № 5104/23 от 25.05.2023) ПАО «Россети Центр» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., а также вынесено представление (исх.№5103/23 от 25.05.2023) о возобновлении рассмотрения заявки <...> и направлении ему документов для заключения договора

Во исполнение представления по делу №76/04/9.21-344/2023 об административном правонарушении ПАО «Россети Центр» письмом № МР1-ЯР/21/3046 от 26.05.2023 направило <...> проект договора №42294348 об осуществлении технологического присоединения, технические условия №20756281 от 23.05.2023.

Письмом от 26.06.2023 <...> просил внести изменения в преамбулу договора и технические условия в части указания заявителя как индивидуального предпринимателя, а не физического лица (<...> ), приложив выписку из ЕГРНИП.

19.07.2023 письмом № МР1-ЯР/21/4165 ПАО «Россети Центр» повторно направило <...> проект договора №42294348 об осуществлении технологического присоединения, технические условия №20756281 от 23.05.2023 с внесенными изменениями.

21.07.2023 <...> направил в ПАО «Россети Центр» мотивированный отказ от подписания оферты №42294348, в части несогласия с размером платы 3 207 015,65 руб. за оказание услуг по технологическому присоединению, приложив протокол разногласий, в котором в пункте 10 договора №42294348 в редакции <...> размер платы за технологическое присоединение должен составлять 52 379, 30 руб.

В мотивированном отказе <...> указал, что сетевой организацией неверно выбрано наименьшее расстояние от границ земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в связи с чем неверно произведен расчет платы по договору. К мотивированному отказу и протоколу разногласий <...> приложил акт об осуществлении технологического присоединения №21648/1С от 10.01.2022 между ПАО «Россети Центр» и ООО «Новый дом» в качестве доказательства, что электрические сети сетевой организации имеются значительно ближе до объекта заявителя.

В соответствии с пунктом 15 Правил №861 в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).

Срок предоставления <...> новой редакции проекта договора для подписания и технические условия (10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа) истек 04.08.2023.

В установленный срок ответ на мотивированный отказ <...> ПАО «Россети Центр» не направило.

08.09.2023 (после возбуждения настоящего административного дела) письмом № МР1-ЯР/21/5298 ПАО «Россети Центр» повторно направило <...> .

проект договора №42294348 об осуществлении технологического присоединения в новой редакции с учетом доводов заявителя (в пункте 10 договора №42294348 размер платы установлен 52 379, 30 руб.),

технические условия №20756281 от 23.05.2023,

счет №97083108 от 08.09.2023 <...> на оплату услуг по договору.

В соответствии с платежным поручением №58 от 08.09.2023 <...> внесена плата по договору в полном объеме.

Договор №42294348 об осуществлении технологического присоединения с <...> заключен 08.09.2023.

 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

 

ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленные органами государственного регулирования тарифы на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, следовательно, относится к субъектам естественных монополий.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Таким образом, действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного порядка подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям, выразившиеся в нарушение срока ответа на мотивированный отказ <...> в подписании оферты договора №42294348 и направлении ему новой редакции договора, противоречат требованиям пункта 15 Правил №861, содержат признаки события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Потерпевший по делу – <...>

Место совершения административного правонарушения – Ярославская область.

Время совершения административного правонарушения – 05.08.2023 (день, следующий за последним днем срока размещения ответа на мотивированный отказ <...> в подписании оферты договора №42294348 и направления ему новой редакции договора).

 

Согласно статьям 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении
или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Объект административного правонарушения: отношения в области электроэнергетики (технологическое присоединение энергопринимающих устройств в электрическим сетям сетевой организации).

Объективная сторона заключается в нарушении срока ответа на мотивированный отказ <...> в подписании оферты договора №42294348 и направления новой редакции договора.

До рассмотрения дела №76/04/9.21-1047/2023 об административном правонарушении ПАО «Россети Центр» представило ходатайство (исх. № МР1-ЯР/18-1/12-9 от 27.11.2023) о приобщении к делу дополнительных документов и прекращении производства по делу в отношении ПАО «Россети Центр».

ПАО «Россети Центр» указало, что согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

ПАО «Россети Центр» представило документы на должностное лицо – начальника отдела контроля и отчетности управления технологического присоединения и перспективного развития филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» <...> , которая в соответствии с пунктом 3.2.4. Положения об отделе обеспечивает подготовку документов для направления Заказчику (сопроводительное письмо, договор об осуществлении технологического присоединения в статусе «Согласован к заключению», технические условия, протокол разногласий, дополнительное соглашение, соглашение о расторжении договора ТП и иные документы)

ПАО «Россети Центр» указало, что ответственным за заключение договора с <...> является <...> , которой были предоставлены для этого все средства.

Таким образом, с учетом представленных ПАО «Россети Центр» документов и сведений субъектом административного правонарушения является должностное лицо – начальник отдела контроля и отчетности управления технологического присоединения и перспективного развития филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» Зубкова И.В.

Субъективная сторона: вина должностного лица <...> в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП
или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае, ответственным за заключение договора технологического присоединения с <...> является <...> , которой ПАО «Россети Центр» были предоставлены все средства для своевременного заключения договора, что подтверждается объяснением самой <...> .

Событие административного правонарушения подтверждается протоколом от 02.11.2023 по делу № 76/04/9.21-1047/2023 об административном правонарушении (исх. № 1398/23 от 02.11.2023), а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В действиях ПАО «Россети Центр» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

постановил:

1. Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Центр» удовлетворить.

2. Дело № 076/04/9.21-1047/2023 об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» прекратить.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С.

Связанные организации

Связанные организации не указаны