Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-03/44-09 в отношении ОАО... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу № 03-03/44-09 о нарушении антимонопольного законодательства
 
24 июня 2009 года                                                                                        г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объеме 08.07.2009 года
 
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,
в присутствии от ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод»: <…>,
 рассмотрев дело № 03-03/44-09 по признакам нарушения ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 
установила:
 
дело № 03-03/44-09 было возбуждено по признакам нарушения ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в оказании услуг по передаче тепловой энергии в паре ОАО «Фритекс» по договору № 14-12/562КД от 30.03.2005 года, тепловой энергии в горячей воде по договору № 14-12/563КД от 30.03.2005 года с взиманием платы в размере, не установленном в соответствующем порядке уполномоченным органом в области регулирования тарифов.
Представители ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» пояснили следующее. Взимание денежных средств в оплату услуг по передаче тепловой  энергии по договору с ОАО «Фритекс» действительно производилось без установления тарифа уполномоченным органом. Договоры № 14-12/562КД от 30.03.2005 года, № 14-12/563КД от 30.03.2005 года были заключены по взаимному согласию сторон. Тарифы на передачу тепловой энергии рассчитывались самостоятельно ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод». Услуги по передаче тепловой энергии ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» осуществляет в настоящее время и взимает за них плату.
Представитель ОАО «Фритекс» также подтвердил, что договоры № 14-12/562КД от 30.03.2005 года, № 14-12/563КД от 30.03.2005 года заключены по взаимному согласию сторон. Каких-либо претензий к ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» по уровню тарифов за передачу тепловой энергии ОАО «Фритекс» не имеет.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» владеет на праве собственности тепловыми сетями.
Согласно представленной ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» схеме теплоснабжения объекты ОАО «Фритекс» подключены к тепловым сетям ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод».
Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по передаче тепловой энергии.
Функциональное назначение услуг по передаче тепловой энергии с точки зрения потребителя состоит в возможности получения теплоэнергии через принадлежащие иным организациям тепловые сети, к которым присоединены объекты потребителя. Технологически услуги по передаче тепловой энергии конкретному потребителю можно оказать только через присоединенные тепловые сети.
Таким образом, географические границы рынка услуг по передаче тепловой энергии определяются фактической и потенциальной возможностью покупателя получать эти услуги от определенного продавца в границах присоединенных сетей. Альтернативные варианты для потребителя в формах строительства собственных локальных источников теплоснабжения, организации сети в условиях наличия действующих тепловых сетей не приемлемы по причине естественно-монопольного характера услуги по передаче тепловой энергии, экономической, технической неэффективности и нецелесообразности. Технологические особенности производства услуг по передаче тепловой энергии определяют эффективность функционирования данного товарного рынка в отсутствие конкуренции в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства. Кроме того, требуется преодоление ряда административных барьеров.
Таким образом, на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных тепловых сетей ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» является единственным продавцом услуги.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 года «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии со статьей 3 указанного Закона субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством, реализацией товаров в условиях естественной монополии. В силу части 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Следовательно, ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных сетей.
Между ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» и ОАО «Фритекс» 30.03.2005 года заключены договор № 14-12/562КД на отпуск теплоэнергии в паре, № 14-12/563КД на отпуск теплоэнергии в горячей воде. Согласно пункту 3.2. Договоров расчеты за передачу теплоэнергии производятся в объеме прямых затрат, понесенных ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» в отчетный период.
Так, ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» представлена калькуляция стоимости передачи 1 Гкал пара и горячей воды, утвержденная директором по экономике и финансам А.К. Орловым и введенная в действие с 01 января 2008 года. Согласно калькуляции стоимость передачи 1 Гкал пара и горячей воды составляет 42,38 руб.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт взимания платы за передачу тепловой энергии с ОАО «Фритекс»: счета-фактуры, выставленные ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» в адрес ОАО «Фритекс» на основании договоров № 14-12/562КД, № 14-12/563КД от 30.03.2005 года.  Также в материалах дела имеются документы, подтверждающие оплату выставленных счетов-фактур.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 года передача тепловой энергии является услугой естественно-монопольного характера и подлежит государственному регулированию.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с Положением о Департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным Постановлением Администрации Ярославской области от 25.08.2004 года № 141 «Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием» Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, а также органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, осуществляющим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Ярославской области и данным Положением, в том числе функции по государственному регулированию тарифов на электрическую (тепловую) энергию и услуги по их передаче. Таким образом, установление тарифа на передачу тепловой энергии является исключительной компетенцией регулирующего органа государственной власти.
Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области тариф на передачу тепловой энергии ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» не установлен. ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» самостоятельно определило стоимость услуг по передаче тепловой энергии и затем согласовало ее с контрагентом по договору.
Коплексное толкование норм Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что оказание услуг по передаче тепловой энергии на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче тепловой энергии является правомерным только после установления уполномоченным органом тарифа на передачу тепловой энергии и в соответствии с этим тарифом.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Применение свободного (договорного) тарифа вместо регулируемого государством при взимании платы за оказанные услуги по передаче тепловой энергии является нарушением установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Плата за передачу тепловой энергии ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» взимается с ОАО «Фритекс» с применением свободного (договорного) тарифа вместо тарифа, установленного уполномоченным органом, до настоящего времени.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
решила:
1. Признать ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
2. Выдать ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ярославского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Предписание
 
по делу № 03-03/44-09 о нарушении антимонопольного законодательства
 
24 июня 2009 года                                                                                        г. Ярославль
Предписание изготовлено в полном объеме 08.07.2009 года
 
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 24 июня 2009 года по делу № 03-03/44-09 о нарушении ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
предписывает:
ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод»  прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в применении свободного (договорного) тарифа вместо тарифа, установленного уполномоченным органом, при взимании платы за услуги по передаче тепловой энергии с ОАО «Фритекс», путем
- прекращения взимания денежных средств с ОАО «Фритекс» за передачу тепловой энергии по тарифу не установленному в соответствующем порядке уполномоченным органом государственной власти в области регулирования тарифов в срок до 20 июля 2009 года, об исполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС в срок до 24 июля 2009 года;
- обращения в уполномоченный орган государственной власти в области регулирования тарифов для установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в срок до 01 октября 2009 года, об исполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС в срок до 05 октября 2009 года.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны