Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик (организатор закупки):

МДОУ «Детский сад № 232»

 

"..."

 

Заявитель:

ИП "..."

 

РТС-тендер

"...."

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-1079/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2023                        г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 06.10.2023

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – и.о. заместителя руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Колосова А.С.,

с участием:

от МДОУ «Детский сад № 232» - "..."(по доверенности);

ИП "..." представителя не направила, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом;

рассмотрев жалобу ИП Доновой С.В. (вх. № 12629-ЭП/23 от 18.09.2023) на действия (бездействие) заказчика — АО МДОУ «Детский сад № 232» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба ИП Доновой С.В. (вх. № 12629-ЭП/23 от 18.09.2023) на действия (бездействие) заказчика — АО МДОУ «Детский сад № 232» (извещение: 32312767314).

Обжалуемые действия (бездействие): положения закупочной документации.

В жалобе Заявитель указывает, что Заказчик в нарушение требований законодательства о закупках установил характеристики объекта закупки таким образом, что по позиции № 1 «Магнитная игра Ярославская область с достопримечательностями региона» и по позиции № 2 «Аллея профессий (с предметами)» Технического задания подходит товар только одного (единственного) производителя ООО "Белая Мануфактура".

Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что определение объекта закупки обусловлено объективной потребностью Заказчика, в частности, необходимостью решения задач и выполнения функций, закрепленных за Заказчиком.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

На сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» (https://www.rts-tender.ru/) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку игрушек (извещение № 32312767314).

Дата начала подачи заявок - 14 сентября 2023 года.

Дата и время окончания подачи заявок - 21 сентября 2023 г. 03:00 (время московское)

Дата рассмотрения и подведения итогов было запланировано на 21 сентября 2023 г., но согласно информации с сайта электронной торговой площадки закупка отменена 20 сентября 2023 года.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно пункту 3 Извещения, предметом закупки является поставка игрушек.

В Техническом задании (приложение № 2 к закупочной документации), которое является неотъемлемой частью закупочной документации содержатся следующие позиции товаров и их технические характеристики (приведена выдержка по оспариваемым позициям):

 

Изображение

Наименование

Ед.

изм

Кол-во

1

 

Магнитная игра Ярославская область с достопримечательностями региона, формат А3, комплект заламинированных карточек (достопримечательности региона) формата А5 20 шт

В комплект входят магниты размером 40*60 мм

лиса, волк, рысь, снегирь, глухарь, лось, осетр,береза, ель, ростовский кремль,

повесть временных лет, Ярослав Мудрый,

ярославская матрешка,национальный костюм, сказки.

шт.

1

2

 

Аллея профессии (с предметами)

В стоимость входит 9 панно с фигурками людей из разных профессий.
Выполнено из фетра, размер каждого панно 50х70см.
Знакомимся с различными профессиями (повар, врач, учитель, строитель и т.д.).
К каждой профессии добавлены детальки-атрибуты из фетра. (Например, уборщик – щетка, савок, пылесос, метла, моющие средства, ведро).

шт.

1

 

В отношении товара «Магнитная игра Ярославская область с достопримечательностями региона» (позиция 2) установлено, что при закупке последнего заказчик ориентировался на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), согласно которому перед образовательной организацией ставятся, в том числе цели по патриотическому воспитанию детей, ориентированные на социальную солидарность, формирование представления о малой родине, чувства любви и уважения к родному дому и семье.

Как отметил заказчик, магнитная игра «Ярославская область с достопримечательностями региона» способствует развитию приведенных выше качеств, действительно, имеет узкую направленность и интересна воспитанникам дошкольного образовательного учреждения, как жителям Ярославской области.

В жалобе заявителем не приводится указание на иного производителя товара, который последний планировал к поставке, в том числе с характеристиками отличными от заявленных заказчиком (например, в части размеров), такая информация отсутствует в открытых источникам в сети «Интернет».

В этой связи Комиссия полагает, что в данной конкретной ситуации  допустима закупка игры «Ярославская область с достопримечательностями региона» с обозначенными заказчиком характеристиками.

 

В отношении товара «Аллея профессии (с предметами)» (позиция 2) ключевыми и значимыми характеристиками для заказчика (следуя содержанию озвученных и представленных пояснений) является материал (фетр), заказчиком детально приведено обоснование необходимости использования исключительно данного материала игры.

При этом Заказчиком не представлено доказательств того, что для достижения целей и задач учреждения не может быть использована аналогичная по содержанию и существу игра, но имеющая отличия, например, в части таких характеристик как размер, наполнение и т.д.

Кроме того, из Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» следует, что закупка конкретного товара недопустима в отсутствие специфики его использования. В настоящем случае Заказчиком не доказана такая специфика (позиция 2 Технического задания).

Заказчик как инициатор закупочной процедуры, обязательной к проведению в силу требования действующего законодательства, формируя закупочную документацию, обязан проверить ее на соответствие требованиям законодательства в сфере закупок, поскольку именно как инициатор несет ответственность за ее содержание.

В этой связи, Заказчик обязан убедиться в реальной возможности поставки эквивалентного товара, и, как следствие, доказать это контрольному органу.

Таким образом, Заказчиком не представлено надлежащих доказательств того, что на рынке присутствуют несколько производителей, чья продукция подходит под требования Технического задания.

Учитывая, что Заказчиком не приведено доказательств наличия на рынке товаров нескольких производителей, а равно не подтверждена потребность в закупке товара конкретного производителя, Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части обоснованной и устанавливает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ИП Доновой С.В. (вх. № 12629-ЭП/23 от 18.09.2023) на действия (бездействие) заказчика — АО МДОУ «Детский сад № 232» (извещение: 32312767314) обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Не выдавать обязательное для исполнения Предписание Заказчику в связи с отменой закупочной процедуры по инициативе Заказчика.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского Межрегионального УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                  С.Н. Охинцева

 

Члены Комиссии:                                                                                Я.В. Хлынина

 

 

                                                                                                     А. С. Колосова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны