Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик (организатор торгов):

КУМИ мэрии г. Ярославля

office@kumi.city-yar.ru

 

Заявитель:

...

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-626/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2024                                г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 21.05.2024

 

Комиссия Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления .., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок ..., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок ...,

с участием:

от Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (далее - КУМИ мэрии г. Ярославля) – ... (по доверенности),

рассмотрев жалобу ... (вх. № 6837-ЭП/24 от 25.04.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: ул. 5-я Забелицкая, з/у 17 в Красноперекопском районе города Ярославля, Кадастровый номер: 76:23:042409:284, Площадь земельного участка: 407 м2, Категория объекта: земли населенных пунктов, Вид разрешённого использования земельного участка: жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства) (извещение №21000012550000000388, лот №1); аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: ул. Шевелюха, за д. 106 в Заволжском районе города Ярославля ориентировочной площадью 554 кв.м из земель населенных пунктов, Кадастровый номер:76:23:020704:0000, Площадь земельного участка: 554 м2, Вид разрешённого использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства (ранее - земельный участок, расположенный по адресу: ул. 5-я Забелицкая, в районе д. 2 в Заволжском районе города Ярославля ориентировочной площадью 515 кв.м из земель населенных пунктов, Кадастровый номер: 76:23:020704:0000, Площадь земельного участка: 554 м2, Вид разрешённого использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства) (извещение № 21000012550000000400, лот №1), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское межрегиональное УФАС России поступила жалоба ... (вх. № 6837-ЭП/24 от 25.04.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: ул. 5-я Забелицкая, з/у 17 в Красноперекопском районе города Ярославля, Кадастровый номер: 76:23:042409:284, Площадь земельного участка: 407 м2, Категория объекта: земли населенных пунктов, Вид разрешённого использования земельного участка: жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства) (извещение №21000012550000000388, лот №1); аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: ул. Шевелюха, за д. 106 в Заволжском районе города Ярославля ориентировочной площадью 554 кв.м из земель населенных пунктов, Кадастровый номер:76:23:020704:0000, Площадь земельного участка: 554 м2, Вид разрешённого использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства (ранее - земельный участок, расположенный по адресу: ул. 5-я Забелицкая, в районе д. 2 в Заволжском районе города Ярославля ориентировочной площадью 515 кв.м из земель населенных пунктов, Кадастровый номер: 76:23:020704:0000, Площадь земельного участка: 515 м2, Вид разрешённого использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства) (извещение № 21000012550000000400, лот №1).

Обжалуемые действия (бездействие): положения аукционной документации.

В жалобе Заявитель указывает, что КУМИ мэрии г. Ярославля были опубликованы извещение №21000012550000000400, лот №1 от 18.04.2024 г., извещение №21000012550000000388, лот №1 от 03.04.2024г. по земельным участкам, согласно которым заявления на участие могут быть поданы по адресу: г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 9, каб. № 7 лично на бумажном носителе. При этом согласно определения Верховного суда РФ от 27 июня 2022 г. N 304-ЭС22-10602, способы подачи заявки должны быть разнообразны и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков, определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе; определение способа подачи заявки на участие в аукционе посредством только личного участия, ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации; положения статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителям конституционное право на обращение в органы власти только путем непосредственного личного присутствия.

Следовательно требование организатора торгов о подаче заявлений о намерении участвовать в аукционе нарочно, в письменной форме – незаконное. Просит признать торги незаконными.

КУМИ мэрии г. Ярославля с доводами жалобы не согласился, в своих письменных пояснениях указал следующее.

«20.03.2024 в адрес комитета с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды обратился гр. ... В связи с поступлением заявки гражданина о предоставлении вышеуказанного земельного участка на праве аренды комитетом в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ было опубликовано извещение о возможном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений граждан по 02 мая 2024 года о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды на земельный участок (в газете «Городские новости» и па сайте https://torgi.gov.ru).

Положения ст. 39.18 ЗК РФ не содержат какого-либо указания на способы подачи таких заявок, в отличие от положений ст. 39.11 ЗК РФ. Следовательно, выбор способа подачи соответствующих заявок федеральный законодатель отставил на усмотрение уполномоченных органов власти. При этом извещение о возможности предоставления земельного участка не имеет ничего общего с подготовкой и (или) проведением торгов, это отдельная процедура, предусмотренная иной статьей Земельного кодекса Российской Федерации. Дополнительно обращаю Ваше внимание на то, что в настоящее время срок действия извещения о возможном предоставлении земельного участка истец…».

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Подпунктом 16 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Положениями пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Исходя из пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Из буквального толкования приведенных выше положений действующего законодательства представляется возможным установить, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является соответственно основанием для совершения трех самостоятельных действий:

 

а) предоставления земельного участка без проведения торгов;

б) для проведения кадастровых работ в целях уточнения местоположения границ земельного участка;

в) образования земельного участка.

Соответственно, под предварительным согласованием предоставления земельного участка следует понимать вынесение уполномоченным органом решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель).

Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ размещены извещение №21000012550000000388 о возможном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений граждан по 02 мая 2024 года о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды на земельный участок с кадастровым номером 76:23:042409:284, расположенный по адресу: ул. 5-я Забелицкая, з/у 17 в Красноперекопском районе города Ярославля, площадью 407 кв.м из земель населенных пунктов; извещение № 21000012550000000400 о возможном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и приеме заявлений граждан по 16 мая 2024 года о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: ул. Шевелюха, за д. 106 в Заволжском районе города Ярославля ориентировочной площадью 554 кв.м из земель населенных пунктов (далее - извещения №21000012550000000388, извещение №21000012550000000400, извещения).

Исходя из предмета приведенных выше закупок следует, что последние не относятся к категории обязательных торгов в силу закона, доказательств обратного заявителем не представлено.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Оставить жалобу...(вх. № 6837-ЭП/24 от 25.04.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: ул. 5-я Забелицкая, з/у 17 в Красноперекопском районе города Ярославля, Кадастровый номер: 76:23:042409:284, Площадь земельного участка: 407 м2, Категория объекта: земли населенных пунктов, Вид разрешённого использования земельного участка: жилая застройка, для индивидуального жилищного строительства) (извещение №21000012550000000388, лот №1); аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (земельный участок, расположенный по адресу: ул. Шевелюха, за д. 106 в Заволжском районе города Ярославля ориентировочной площадью 554 кв.м из земель населенных пунктов, Кадастровый номер:76:23:020704:0000, Площадь земельного участка: 554 м2, Вид разрешённого использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства (ранее - земельный участок, расположенный по адресу: ул. 5-я Забелицкая, в районе д. 2 в Заволжском районе города Ярославля ориентировочной площадью 515 кв.м из земель населенных пунктов, Кадастровый номер: 76:23:020704:0000, Площадь земельного участка: 554 м2, Вид разрешённого использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства) (извещение № 21000012550000000400, лот №1), без рассмотрения.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны