Решение №5694/05-02 Признать жалобу акционерного общества «Фармстандарт» (ИНН 0... от 9 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акционерное общество «Фармстандарт»

141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Лихачевский проезд, д. 5«Б»

oa.malysheva@pharmstd.ru

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области

150000, г. Ярославль, ул. Советская, д. 11/9

zakupkidzf@mail.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 15

dgz@region.adm.yar.ru

Акционерное общество «ТЭК-Торг»

115191, г. Москва, Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2, 5-ый этаж, помещение VII

press@tektorg.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-1066/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 ноября 2021 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок ..., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок ..., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок ..., с участием:

заявитель, акционерное общество «Фармстандарт» (далее также – АО «Фармстандарт», общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...;

заказчик, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области (далее также – заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...;

уполномоченный орган – департамент государственного заказа Ярославской области (далее также – ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности  ...,

оператор, акционерное общество «ТЭК-Торг», участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу АО «Фармстандарт» на действия заказчика, департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Будесонид+Формотерол) на 2022 год (извещение № 0171200001921002384) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

21.10.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба АО «Фармстандарт» на действия заказчика, департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Будесонид+Формотерол) на 2022 год (извещение № 0171200001921002384) (далее – жалоба).

Заявитель полагает, что документация о данном электронном аукционе утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок: в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе применительно к товару по позиции 2 таблицы установлено требование к форме выпуска закупаемого лекарственного препарата («порошок для ингаляций дозированный 0.16 мг+0.0045 мг/доза в ингаляторе»), которое фактически указывает на одного конкретного производителя лекарственных препаратов (лекарственный препарат с торговым наименованием ДуоРесп Спиромакс производителя Тева Фармацевтические предприятия Лтд, Израиль), соответствующего требованиям аукционной документации, в то время как иные производители, способные поставить необходимый заказчику товар, не могут принять участие в закупке, поскольку производимый ими товар не соответствуют указанному выше требованию.

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав позиции представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.

Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 14.10.2021 размещено извещение № 0171200001921002384 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Будесонид+Формотерол) на 2022 год вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 50 664 165,60 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: «в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки».

Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, специфики самого товара и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Особенности).

Согласно подпункту «е» пункта 5 Особенностей при описании объекта закупки не допускается указывать в числе прочего форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, «ампула», «флакон», «блистер» и др.).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 Особенностей описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:

а) обоснование необходимости указания таких характеристик;

б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В разделе 2 «Описание объекта закупки» применительно к товару по позиции 2 таблицы (Будесонид + Формотерол) заказчиком и уполномоченным органом установлена характеристика «порошок для ингаляций дозированный 0.16 мг+0.0045 мг/доза в ингаляторе», что, в свою очередь, является указанием на форму выпуска лекарственного препарата.

При этом в соответствии с пунктом 6 Особенностей заказчиком и уполномоченным органом применительно к приведенной выше характеристике предусмотрено следующее обоснование необходимости использования такой характеристики:

«…закупка осуществляется для пациентов с возрастной категорией старше 60 лет, которые имеют коморбидные состояния, с целью максимального сокращения необходимых манипуляций для проведения ингаляции при купировании приступа бронхиальной астмы, в частности, во время приступов ночной асфиксии, когда пациент не имеет возможности и времени совершать дополнительные манипуляции с капсулами или порошком с целью помещения лекарственного средства в ингалятор».

Учитывая изложенное, при проведении рассматриваемой закупки заказчиком и уполномоченным органом соблюдены требования законодательства о контрактной системе к описанию объекта закупки с учетом особенностей такого объекта.

Относительно довода заявителя о соответствии описания закупаемого заказчиком товара по позиции 2 таблицы только одному конкретному производителю (лекарственный препарат с торговым наименованием ДуоРесп Спиромакс производителя Тева Фармацевтические предприятия Лтд, Израиль) Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Как отмечено на заседании Комиссии заказчиком и уполномоченным органом и не опровергнуто соответствующими доводами подателя жалобы, установленному в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе описанию товара по позиции 2 таблицы (международное непатентованное наименование – «Будесонид + Формотерол», функциональные, технические и качественные характеристики - «порошок для ингаляций дозированный 0.16 мг+0.0045 мг/доза в ингаляторе») соответствуют как минимум два торговых наименования лекарственных препаратов, относящихся к разным производителям (Симбикорт Турбухалер производителя АстраЗенека АБ, Швеция и ДуоРесп Спиромакс производителя Нортон (Вотерфорд) Лимитед, Ирландия).

В соответствии с аукционной документацией в качестве предмета закупки обозначено приобретение лекарственных препаратов. В связи с этим участником закупки могло выступать любое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

В данном случае имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников закупки осуществить его поставку.

Заявитель не обосновал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.

Также заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы в аукционе.

Комиссией установлено, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано две заявки, при этом участниками закупки предлагаются к поставке по позиции 2 таблицы лекарственные препараты с двумя различными торговыми наименованиями разных производителей (участник закупки с идентификационным номером заявки 1 предложил к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием ДуоРесп Спиромакс производителя Нортон (Вотерфорд) Лимитед, Ирландия; участник закупки с идентификационным номером заявки 2 предложил к поставке лекарственные препараты с торговыми наименованиями Симбикорт Турбухалер производителя АстраЗенека АБ, Швеция и ДуоРесп Спиромакс производителя Нортон (Вотерфорд) Лимитед, Ирландия), что свидетельствует о наличии конкуренции между поставщиками при проведении рассматриваемой закупки.

Таким образом, Ярославское УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках, выразившихся в установлении последним в аукционной документации требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

Признать жалобу акционерного общества «Фармстандарт» (ИНН 0274110679, ОГРН 1060274031047) на действия заказчика, департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (ИНН 7604044726, ОГРН 1027600695220), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Будесонид+Формотерол) на 2022 год (извещение № 0171200001921002384) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны