Решение №4340/06-07 Решение и предписание по результатам рассмотрения жалобы от 2 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик закупки -

Акционерное общество

«Пассажирское автотранспортное

предприятие №1 г. Ярославль,

пр-т Московский, 112а

patp@patp76.ru

тел/факс : (4852) 30-62-67   

 

 

Заявитель

Закрытое акционерное общество

«Ярославский аграрно-промышленный

центр (ЗАО «ЯрАПЦ»)

ЯО, Ярославский район,

р.п. Лесная Поляна, д. 43, стр. 8

tender@yar-apc.ru

тел/ф (4852) 76-48-94

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 06-07/42 -17

г. Ярославль

 

резолютивная часть решения объявлена 26.04.2017

решение в полном объеме изготовлено 28.04.2017

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Симонова И.В.,

с участием представителей:

- от организатора торгов – Акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие №1 города Ярославля» (далее также — Заказчик, АО «ПАТП-1 г. Ярославля») начальник отдела закупок <...> (по доверенности),

от заявителя – Закрытого акционерного общества «Ярославский аграрно-промышленный центр» (далее-Заявитель, ЗАО «ЯрАПЦ») <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ЗАО «ЯрАПЦ» на действия заказчика закупки — АО «ПАТП-1

г. Ярославля» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ЗАО «ЯрАПЦ» (вх. № 4187 от 20.04.2017) на действия (бездействие) организатора торгов - АО «ПАТП-1 г. Ярославля», при проведении аукциона в электронной форме на поставку запасных частей к двигателям и КПП ЯМЗ, размещено 07.04.2017 в Единой информационной системе (далее- ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, извещение № 31704989541 (далее — Закупка).

Обжалуемые действия заказчика закупки– несоответствие документации нормам законодательства; неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта.

Представитель Заявителя в полном объеме поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель организатора закупки не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения с подробным правовым обоснованием своих доводов, а также документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 21.04.2017

№ 4093/06-07.

На заседании Комиссии установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.

12.08.2016г. решением Совета директоров Заказчика утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для осуществления основных видов деятельности АО «ПАТП-1 г. Ярославля» (далее-Положение о закупках) и размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания, услуг www.zakupki.gov.ru.

Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО «ПАТП-1 г. Ярославля», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно позиции Заявителя, учитывая пункты 3 и 5 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 3 ст. 26.3 «Положения о закупке товаров, работ, услуг» от 12.08.2016г. в Извещении о закупке должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 3) и сведения о начальной (максимальной) цене договора (п. 5). В извещении данной закупки указан предмет контракта, а именно, запасные части к двигателям и КПП ЯМЗ согласно приложению №1 к извещению (спецификация), в соответствии с которой определить количество поставляемого товара невозможно. Таким образом, прослеживается нарушение действующих норм законодательства и Положения о закупке.

Так же в состав документации включен документ «Расчет начальной максимальной цены контракта на поставку запчастей к двигателю и КПП ЯМЗ на 2017-2018 год». В данном документе присутствует информация о количестве продукции, о цене за единицу и общая сумма подлежащих к поставке товаров. При обосновании начальной цены контракта использовалась стоимость незаводских (неоригинальных) запчастей, что противоречит требованиям аукционной документации. В связи с тем, что к поставке требуются заводские запчасти, то и обоснование цены должно исходить из заводской стоимости оригинальной детали. Считает, что обоснование начальной цены контракта проведено неправильно, т.е. максимальная цена занижена.

При этом следует отметить, что ЗАО «ЯрАПЦ» заявку на участие в электронном аукционе не подавал.

Оценив все представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме не соответствуют действующему законодательству о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с разделом 9 (Техническое задание) Документации на проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к двигателям и КПП ЯМЗ для нужд АО «ПАТП№1 г. Ярославля» Заказчику к поставке требуются запчасти, узлы и механизмы заводского качества. Весь товар должен быть новым, не бывшим в употреблении, не восстановленным, без содержания восстановленных элементов, иметь заводскую маркировку, упаковку и соответствовать стандартам завода-изготовителя, т. е. быть оригинальным.

Неоригинальные запчасти значительно отличаются по стоимости от заводских деталей, от заводского прайса.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, учитывая, что в рамках настоящего спора подлежат применению правовые положения Закона о закупках, у Ярославского УФАС России отсутствуют полномочия на рассмотрение жалобы ЗАО «ЯрАПЦ» в связи с тем, что довод Заявителя о необоснованном установлении начальной максимальной цены не относится к нарушениям, перечисленным в части 10 статьи 3 названного закона.

Исходя из требований статьи 7 «Положения о закупке товаров, работ, услуг для осуществления основных видов деятельности «АО «ПАТП-1 г. Ярославля», при проведении закупки Заказчик осуществляет подготовку обоснования начальной (максимальной) цены договора.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 3) и сведения о начальной (максимальной) цене договора (п. 5).

Статья 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ определяет порядок информационного обеспечения закупок товаров (работ, услуг) юридическими лицами, перечень которых приведен в части 2 статьи 1 данного Закона.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Задачей извещения о проведении размещения заказа является уведомление потенциальных участников о проведении конкретного размещения заказа и формирование у потенциальных участников представления об объемах поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, согласно положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ извещение должно четко содержать сведения о количестве поставляемого товара. При этом закон не содержит положений, позволяющих заказчику не указывать точное количество товаров, или указывать количество не в извещении, а в закупочной документации, что в данном случае сделано не было.

Аналогичное требование содержит и Положение о закупках АО «ПАТП№1 г. Ярославля» , в соответствии с пунктом 3 ст. 26.3 которого Извещение о проведении запроса предложений должно содержать информацию о предмете договора с указанием количества товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Отсутствие в извещении точных сведений о количестве поставляемого товара, объеме выполняемых работ, оказываемых услуг может быть признано не нарушающим права и законные интересы участников закупки, положения законодательства лишь в том случае, если все необходимые сведения содержатся в документации о закупке.

Из представленных материалов усматривается, что Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме содержит указание на предмет контракта: запасные части к двигателям и КПП ЯМЗ согласно приложению №1 к извещению (спецификация), а также начальную (максимальную) цену с учетом НДС.

В извещении и закупочной документации отсутствуют конкретные показатели, отражающие в любой доступной форме количество каждого из поставляемого вида товара, что не позволяет участникам закупки на момент подписания договора определить точно количество товара, подлежащего поставке, и, соответственно, сформировать свое ценовое предложение при подаче заявки.

Количество товара (в том числе с разбивкой по видам товара), которое должно быть поставлено по указанному договору, поставлено в зависимость от текущих потребностей заказчика, которые согласно условиям договора будут определяться на момент формирования заявки, следовательно, содержание закупочной документации не позволяет на момент подачи заявок на участие в закупке, на момент подписания договора определить количество каждого вида товара и количество товара в целом, подлежащего поставке во исполнение указанного договора.

Кроме того, в Документации о закупке отсутствует не только информация о количестве продукции, но и о цене за единицу товара.

Установив отсутствие в закупочной документации сведений о количестве поставляемого товара и расчета начальной максимальной цены контракта, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком положения пунктов 3,5 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что представленных сведений, фактов и доказательств достаточно для признания жалобы ЗАО «ЯрАПЦ» обоснованной.

На основании изложенного в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

решила:

Признать жалобу Закрытого акционерного общества «Ярославский аграрно-промышленный центр» на действия Акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие №1 города Ярославля» при проведении аукциона в электронной форме, обоснованной.

Признать Акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие №1 города Ярославля» нарушившим пункты 3, 5 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункт 3 статьи 26.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг Акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие №1 города Ярославля».

Выдать Акционерному обществу «Пассажирское автотранспортное предприятие №1 города Ярославля» предписание о внесении изменений в Документацию по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к двигателям и КПП ЯМЗ для нужд АО «ПАТП-1 города Ярославля».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

И.В. Симонова

 

Заказчик закупки -

Акционерное общество

«Пассажирское автотранспортное

предприятие №1 г. Ярославль,

пр-т Московский, 112а

patp@patp76.ru

тел/факс : (4852) 30-62-67   

 

 

 

 

Предписание

по результатам рассмотрения жалобы на нарушения процедуры торгов

и порядка заключения договоров

№ 06-07/ 42 -17

26.04.2017 г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Симонова И.В.,

руководствуясь пунктами 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании своего решения от 26.04.2017 по жалобе Закрытого акционерного общества «Ярославский аграрно-промышленный центр» (вх. № 4187 от 20.04.2017) на действия заказчика закупки — Акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие №1 города Ярославля),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Заказчику закупки Акционерному обществу «Пассажирское автотранспортное предприятие №1 города Ярославля» внести изменения в Документацию по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к двигателям и КПП ЯМЗ для нужд АО «ПАТП-1 города Ярославля», указав информацию о количестве поставляемого товара, о цене за единицу товара. Продлить срок подачи заявок не менее чем на 20 дней с даты принятия решения.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в срок до 19 мая 2017 года

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

Члены Комиссии С.В. Гаврилов

И.В. Симонова

Связанные организации

Связанные организации не указаны