Решение б/н Решение № 076/10/18.1-238/2024 от 12 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области (далее — Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России; Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
при ведении аудиозаписи заседания, при участии:
- представителей от общества с ограниченной ответственностью «Лига Масел» (далее – Заявитель, ООО «Лига Масел»);
- представителя от Закупочного центра «Запад» филиала «Костромская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» (далее - Заказчик, организатор торгов);
рассмотрев жалобу на действия закупочной комиссии заказчика (организатора торгов) при конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масла компрессорного для Костромской ГРЭС (извещение № 32413178273), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:
Согласно материалам дела, 16.01.2024 на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчиком размещено извещение № 32413178273 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масла компрессорного для Костромской ГРЭС.
Начальная (максимальная) цена договора: 514 209,15 руб.
В адрес Ярославского межрегионального УФАС России от ООО «Лига Масел» поступила жалоба на действия закупочной комиссии заказчика (организатора торгов).
В жалобе Заявитель указывает следующее:
ООО «Лига Масел» подал заявку на участие в закупке, но заявка отклонена согласно протоколу заседания комиссии № 210044/ОК-ППР-1 от 09.02.2024.
Основание отклонения: «Участник предложил аналог. Не соответствует п. 1.3 и 2.2 ТЗ. Предложенный аналог масла производится по другому ТУ, производитель может использовать добавки при которых возможен нагар, что приведет к поломке компрессора и остановке работы оборудования. На основании п. 4.10.8 Закупочной документации заявка подлежит отклонению».
С таким решением закупочной комиссии заявитель не согласен, полагает такое решение незаконным, так как предлагаемое Масло VDL-150 ЛАДОГА соответствует всем требованиям, установленным в закупочной документации.
На вышеуказанный доводы в материалы дела поступили возражения в письменной форме, в соответствии с которыми Заказчик не согласился с доводами жалобы и считает их необоснованными.
Рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Общие принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг установлены в статье 3 Закона о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с пунктом 38.1. Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг АО «Интер РАО - Электрогенерация» (далее – Положение о закупках) конкурс относится к конкурентным способам закупок.
Пунктом 40.1.1. Положение о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 09.02.2024 № 210044/ОК-ППР-1 и в соответствии со Сводным отчетом Экспертной группы (приложение № 1) заявку Заявителя отклонили по следующим основаниям:
«Участник предложил аналог. Не соответствует п. 1.3 и 2.2 ТЗ Предложенный аналог масла производится по другому ТУ, производитель может использовать добавки при которых возможен нагар, что приведёт к поломке компрессора и остановке работы оборудования. На основании п.4.10.8 Закупочной документации заявка участника подлежит отклонению».
В соответствии с пунктом 4.8.3. Закупочной документации для способа закупки: конкурс в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки масло компрессорное для Костромской ГРЭС для нужд АО «Интер РАО – Электрогенерация» (далее - Закупочная документация) первая часть заявки на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 6.2.1 в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие закупке, применяемых к предлагаемым участниками товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления этих критериев). При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в закупке сведений об участнике, и о его ценовом предложении.
В силу пункта 6.2.1. Закупочной документации участникам в составе первой части заявок необходимо представить:
- Техническое предложение, Типовая форма и инструкция по заполнению приведены в Разделе 10 настоящей Закупочной документации;
- Спецификация техническая часть (для МТР), Типовая форма и инструкция по заполнению приведены в Разделе 10 настоящей Закупочной документации (Заполняется для закупок на поставку МТР).
Согласно пункту 1.1. Технического задания (далее - ТЗ) наименование, технические характеристики и объем закупаемых товаров указан в Приложении № 1 к ТЗ (Спецификации).
В соответствии со Спецификацией установлено требование по поставке масла со следующими характеристиками:
Наименование позиции |
Наименование позиции (краткое) |
ГОСТ, ОСТ, ТУ, чертеж |
Масло компрессорное, минеральное, вязкость кинематическая при температуре +40С 135-165мм2/с, OILWAY SINTEZ COMPRESSOR VDL 150 ТУ 19.20.29-218-65611335-2018 |
Масло OILWAY SINTEZ COMPRESSOR VDL 150 ТУ 19.20.29-218-65611335-2018 |
ТУ 19.20.29-218-65611335-2020 |
В соответствии с пунктом 1.3 Технического задания допускается возможность поставки эквивалентного товаров при условии соответствия товара по функциональным, техническим характеристикам и условиям применения не ниже требуемых в ТЗ, а также при предоставлении участником закупки развернутого сравнения по функциональным, техническим характеристикам и условиям применения.
Согласно пункту 2.2. Технического задания поставляемый товар и применяемые в нем материалы должны быть новыми, не использованными ранее при этом поставляемый товар должен быть изготовлен не ранее 3 квартала 2023 года. Изготовление материалов смазочных должно соответствовать требованиям, изложенным в спецификации (Приложение №1 к ТЗ).
Пунктом 10.2.2. Закупочной документации предусмотрена форма технического предложения на поставку эквивалентного товара, а также инструкция по ее заполнению:
№ позиции в «Спецификации (Техническая часть)»: 1 |
|||
№ п/п |
Параметр/характеристика товара, требуемого к поставке Заказчиком (заполняется согласно технической документации на товар) |
Значение параметра/характеристики товара, требуемого к поставке Заказчиком (заполняется согласно технической документации на товар) |
Значение параметра/характеристики товара, являющегося по мнению участника закупки эквивалентом и предложенного участником закупки |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
… |
|
|
|
Пунктом 10.2.3.5 Закупочной документации установлено, что в случае предложения к поставке эквивалентной продукции, заполнение формы Технического предложения на поставку эквивалентного товара является обязательным. Условия поставки эквивалентной продукции содержатся в Разделе 7 «Техническая часть» закупочной документации. В столбце «Параметр/характеристика товара (заполняется согласно технической документации на товар)» участник указывает наименование всех параметров, содержащихся в технической документации на товар, требуемый к поставке Организатором / заказчиком закупки. Не заполнение данного приложения, а также не указание всех параметров при предложении к поставке эквивалентного товара, является безусловным основанием для отклонения заявки участника.
Согласно пункту 4.10.8. Закупочной документации участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке в том числе в случаях:
− содержание в первой части заявки сведений о ценовом предложении участника;
− содержание в первой части заявки сведений о наименовании участника (в случае предоставления в первой части заявки документов, подтверждающих соответствие Участника закупки требованиям настоящей закупочной документации, в случае если в этих документах содержится наименование какого-либо юридического лица (индивидуального предпринимателя), данный факт будет расцениваться как наличие сведений об Участнике закупке в первой части заявки на участие в закупке);
− не предоставление соответствующих данному этапу закупки документов, или предоставления их с нарушением условий указанных в настоящей закупочной документации;
− несоответствие Спецификации технической части, технического предложения (технических характеристик продукции, технических условий продукции, сроков поставки/выполнения работ/оказания услуг) требованиям настоящей закупочной документации (если данные технические требования, условия, определены как обязательные);
− непредставление в составе технического предложения таблицы сравнения показателей (характеристик) товара в случае предложения к поставке эквивалентной продукции;
− предложение к поставке эквивалентной продукции с показателями (характеристиками), худшими по сравнению с требованиями Раздела 7 «Техническая часть» настоящей закупочной документации (условия поставки эквивалента содержатся в Разделе 7 «Техническая часть» настоящей закупочной документации).
− несоответствие Спецификации технической части, технического предложения (технических характеристик продукции, технических условий продукции, сроков поставки/выполнения работ/оказания услуг) требованиям настоящей закупочной документации (если данные технические требования, условия, определены как обязательные);
− отсутствие согласия участника закупки со сроками поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, установленных в Разделе 7 «Техническая часть» настоящей закупочной документации; отсутствие согласия участника закупки со сроками гарантии на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, установленных в Разделе 7 «Техническая часть» настоящей закупочной документации.
Заявителем по позиции 1 представлен следующий товар:
№ позиции в «Спецификации (Техническая часть)»: 1 |
|||
№ п/п |
Параметр/характеристика товара, требуемого к поставке Заказчиком (заполняется согласно технической документации на товар) |
Значение параметра/характеристики товара, требуемого к поставке Заказчиком (заполняется согласно технической документации на товар) |
Значение параметра/характеристики товара, являющегося по мнению участника закупки эквивалентом и предложенного участником закупки |
1. |
наименование |
Масло компрессорное, минеральное OILWAY SINTEZ COMPRESSOR VDL 150 |
Масло компрессорное, минеральное VDL-150 ЛАДОГА |
2. |
вязкость кинематическая при температуре +40С |
135-165мм2/с |
135-165мм2/с |
3. |
ТУ |
19.20.29-218-65611335-2018 |
ТУ 19.20.29-084-20379651-2021 |
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что предложенный Заявителем аналог масла производится по другому ТУ 19.20.29-084-20379651-2021, в то время когда в соответствии с Закупочной документации требовалось масло ТУ 19.20.29-218-65611335-2018.
Заявителем не указано, с помощью каких добавок и компонентов аналог масла доведён до эталонного состояния. Поскольку при смешивании с другими маслами использование аналога Заявителя может привести к нагару на клапанах и соответственно приведёт к выходу из строя дорогостоящего оборудования.
При рассмотрении первой части заявки Заявителя было установлено, что им было подано только техническое предложение. Какие-либо иные документы, например, паспорт продукции с ее техническими характеристиками, ТУ 19.20.29-084-20379651-2021, по которому изготовлено предлагаемое масло, и иные документы, свидетельствующие об эквивалентности предлагаемого масла, в составе первой части заявки отсутствовали.
По мнению Заказчика, Заявителем не представлено надлежащих доказательств о соответствии предлагаемого им масла маслу OILWAY SINTEZ COMPRESSOR VDL 150 ТУ 19.20.29-218-65611335-2018 и что смешение указанных масел допустимо и не приведет к поломке оборудования Заказчика. В техническом предложении не представлено развернутое сравнение по функциональным, техническим характеристикам и условиям применения, как того требует пункт 1.3 Технического задания.
Также Заказчик в материалы дела представил выписку из протокола заседания производственно-технического совета филиала «Костромская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» от 24.09.2021 года №37, из содержания которой Заказчиком сделан вывод о том, что нагар может образовываться из-за несовместимости компонентов присадок в маслах, изготовленных по различным техническим условиям. Таким образом, основные характеристики (такие как вязкость, температура вспышки, кислотное число, температура застывания) могут быть достигнуты с помощью присадок и компонентов. Заводы могут использовать различные компоненты по собственным ТУ. Из чего следует, качество масла можно определить путём опытной эксплуатации на оборудовании.
На заседании Комиссии заявитель не согласился с позицией Заказчика и указал на следующее.
Согласно письму ООО «НПП Ладога» № 26 от 13.02.2024 производителем Масла VDL-150 ЛАДОГА не используются добавки, при которых возможен нагар. Напротив, используются добавки (присадки), которые препятствуют образованию нагара при работе компрессора.
Также Заявитель отметил, что в заявке участника определено, что к поставке предлагается Масло компрессорное, минеральное VDL-150, то есть содержится указание, в том числе на условия применения масла. По международной классификации компрессорных масел DIN 51506 сорта VDL обозначают класс для стационарных воздушных компрессоров с конечной температурой сжатия до 220С и компрессоров, установленных на транспортных средствах, с температурой нагнетания до 220С. Таким образом, Заявитель считает, что вопреки утверждениям представителя заказчика в заявке участника указаны, в том числе условия применения предлагаемого аналога.
Заявитель обратил внимание, что требований о представлении в составе заявки доказательств возможности использования предлагаемого аналога на оборудовании заказчика в закупочной документации нет, участнику закупки неизвестно, какое оборудование использует заказчик, допуска к этому оборудованию у участника закупки нет.
Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные материалы и документы, нормативные правовые акты приходит к следующим выводам.
1. Довод Заказчика, что о том, что в случае предложения к поставке эквивалентной продукции участник закупки должен приложить информацию на предмет совместимости масел при эксплуатации оборудования (например, паспорт продукции с ее техническими характеристиками, ТУ 19.20.29-084-20379651-2021) не нашел документарного подтверждения.
Ссылка на пункт 1.3 Технического задания, что участнику необходимо предоставить развернутое сравнение по функциональным, техническим характеристикам и условиям применения также является необоснованной, поскольку какая именно информация либо документы должны быть предоставлены участником закупки в Закупочной документации не указано.
Согласно инструкции по заполнению Спецификации (технической части): 2) Поле "Аналог участника" заполняется, только если поставщик предлагает вместо исходной позиции (указанной в поле наименование) - аналог, в таком случае в этом поле необходимо указать полное наименование предлагаемого аналога и Нормативную документацию (ГОСТ, ТУ, чертѐж, ОСТ).
Вместе с этим, Закупочной документацией определена форма и порядок предоставления сведений о предложения к поставке эквивалентной продукции, которой и руководствовался Заявитель при указании информации в составе заявки.
2. Из содержания выписки из протокола заседания производственно-технического совета филиала «Костромская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» от 24.09.2021 года №37 следует, что у филиала «Костромская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» имеется негативный опыт использования для смазки компрессоров ВШВ-2,3/230В отечественных компрессорных масел (КС-19П, МС-20), а именно появление нагара на клапанах, что приводит к отказу компрессоров. Также согласно в вышеуказанном протоколе указано, что для обеспечения надежной эксплуатации компрессорного оборудования необходимо закупить в рамках ПЭиОП филиала в 2022 году компрессорное масло Mobil Rarus 429.
Выводов о возникновении нагара и отказа оборудования Заказчика от использования масла компрессорного, минерального VDL-150 ЛАДОГА выписка из протокола заседания производственно-технического совета филиала «Костромская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» от 24.09.2021 года №37 не содержит.
Таким образом, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России приходит к выводу, что отклонение заявки заявителя по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 09.02.2024 № 210044/ОК-ППР-1 и в Сводном отчете Экспертной группы (приложение № 1) является необоснованным и документально не подтвержденным.
Вышеуказанные действия закупочной комиссии заказчика (организатора торгов) нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Лига Масел» обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию заказчика (организатора торгов) нарушившим часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику, закупочной комиссии заказчика (организатора торгов) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского межрегионального УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии: |
|