Решение №5990/04-01 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 6 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (ПАО «ТГК-2»)

e-mail: energy@tgc-2.ru

<...>

Заявитель

Акционерное общество
«Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (АО «ЦАСЭО»)

e-mail: ecospas@ecospas.ru

Электронная торговая площадка

Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
(АО «ЕЭТП»)

e-mail: info@roseltorg.ru

(для сведения)

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-890/2021

01 сентября 2021 года                                                                                                        г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 06.09.2021 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С. А., специалист-эксперт Артамонов А. О.

с участием:

от АО «ЦАСЭО» - <...>, <...> (по доверенностям),

от ПАО «ТГК-2» - <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу АО «ЦАСЭО» (вх. № 8444 от 23.08.2021) на действия (бездействие) заказчика - ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба АО «ЦАСЭО» (вх. № 8444 от 23.08.2021) на действия (бездействие) заказчика - ПАО «ТГК-2», при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой) опасных производственных объектов ПАО «ТГК-2» (Извещение – 32110556290).

Обжалуемые действия (бездействие): формирование закупочной документации с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

На заседании Комиссии 31.08.2021 представитель заказчика представил документы, запрошенные уведомлением от 26.08.2021 № 5781/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.

На заседании Комиссии 31.08.2021 был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 01.09.2021 для получения дополнительных доказательств.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссией установлено следующее.

13.08.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru ПАО «ТГК-2» размещено извещение № 32110556290 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой) опасных производственных объектов ПАО «ТГК-2» (далее – запрос предложений).

На стадии приема заявок (дата окончания приема заявок – 27.08.2021) ПАО «ТГК-2» получило уведомление Ярославского УФАС России от 26.08.2021 № 5781/06-07 о поступлении жалобы на действия/бездействие Общества при проведении запроса предложений.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в течение одного рабочего дня с момента получения указанного уведомления процедура запроса предложений была приостановлена.

Заявитель на момент подачи заявления участником запроса предложений не являлся, в письменных пояснениях, а также на заседаниях Комиссии 31.08.2021 и 01.09.2021 изложил следующие доводы по жалобе.

АО «ЦАСЭО» отмечает, что пункт 6.14 Приложения 1 «Техническое задание на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой) опасных производственных объектов ПАО «ТГК-2» (далее – техническое задание), являющегося неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений в электронной форме (далее – документация), противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2020 г. № 2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» (далее - Постановление № 2124) о необходимости ПАСФ иметь соответствующую аттестацию на 01.09.2021.

Пунктом 6.14 технического задания установлено следующее: «В связи с вступлением в силу с 01.09.2021 года Постановления Правительства РФ от 16.12.2020 № 2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» участник торгово-закупочных процедур, с которым будет заключен договор (Исполнитель по договору), до истечения срока действующей аттестации должен дополнительно пройти аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и не менее 23 человек из 30 спасателей должны быть аттестованы на ликвидацию розливов нефти и нефтепродуктов. Копии(я) новых(ого) свидетельств(а) об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ должны быть предоставлены Заказчику».

Заказчик полагает, что нарушение требований Постановления № 2124 отсутствует по следующим основаниям: «Пункт 6.14 документации установлен по причине проведения закупки до 01.09.2021, то есть до даты вступления Постановления № 2124 в силу, в связи с чем у заказчика отсутствует право требовать у участника соответствующее свидетельство об аттестации в рамках заявки на участие в запросе предложений».

Также, по мнению АО «ЦАСЭО», положения документации о коллективной заявке противоречат требованиям к исполнителю по договору в части наличия собственных ресурсов, а также привлечения соисполнителей.

Помимо этого, АО «ЦАСЭО» указывает на нарушение ПАО «ТГК-2» требований Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2451) при формировании документации, а именно пункта 6.7.

Аналогичным образом АО «ЦАСЭО» отмечает, что требования Приложения 1 «Техническое задание на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой) опасных производственных объектов ПАО «ТГК-2» противоречат требованиям Раздела 6 «Техническое задание» документации.

Рассмотрев доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – требования), утвержденных Постановлением № 2451, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, участвующие в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, должны быть аттестованы на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановления № 2124 настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Таким образом, все ПАСФ, участвующие в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, должны быть аттестованы на право ведения рассматриваемых работ на 01.09.2021.

Как установлено Комиссией, методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации были утверждены Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей 22 апреля 2021 г.

Следовательно, у всех ПАСФ, претендующих на получение соответствующих свидетельств об аттестации, имеется возможность подать документы на проведение аттестации до наступления 01.09.2021.

Согласно пояснением представителей АО «ЦАСЭО» большинство ПАСФ предварительно подало документы на проведение аттестации на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, что было сделано и Обществом.

Таким образом, представители заявителя отметили, что АО «ЦАСЭО» предприняло все необходимые и зависящие от Общества действия для своевременного получения рассматриваемого свидетельства об аттестации, которое ожидается в ближайшее время.

Согласно пункту 6.14 технического задания копии новых свидетельств об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ должны быть предоставлены заказчику.

Из содержания данного пункта не следует, что участник должен предоставить копии свидетельств на момент заключения или исполнения договора. В пункте 6.14 говорится о необходимости участникам совершить действия, направленные на получение соответствующих свидетельств об аттестации, что было сделано, в частности, заявителем.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Таким образом, любой участник обязан предоставить заказчику рассматриваемое свидетельство об аттестации до начала исполнения договора на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой) опасных производственных объектов ПАО «ТГК-2» под угрозой применения санкций как со стороны заказчика в виде расторжения договора и последующего включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом, так и со стороны контролирующих органов, регулирующих деятельность в данной сфере.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что установленное пунктом 6.14 технического задания требование не влияет на установление победителя, права заявителя не нарушает.

Рассмотрев доводы заявителя о том, что предусмотренная документацией возможность подать коллективную заявку на участие в запросе предложений противоречит требованиям к исполнителю по договору в части наличия собственных ресурсов и порядка привлечения соисполнителей, о нарушении требований Постановления № 2451 при формировании документации, а также о противоречиях между техническим заданием и одноименным разделом документации, Комиссия отмечает следующее.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Указанный порядок обжалования, как отмечает Верховный Суд Российской Федерации в определении от 22.06.2018 по делу № А76-7435/2017, позволяет в кратчайшие сроки реализовать на практике механизмы административного обжалования и создать условия для выявления и устранения административных барьеров в оперативном порядке. Вместе с тем, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции механизм обжалования не предусматривает возможность лица, не подавшего заявки на участие в торгах, обжаловать условия конкурсной документации. Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно только в судебном порядке. Данная позиция отражена также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2020 по делу № А32-49960/2018, от 12.11.2020 по делу № А83-5149/2019, от 24.12.2019 по делу № А65-2037/2019.

Комиссией установлено, что АО «ЦАСЭО» не подавало заявку на участие в закупке. Кроме того, предметом обжалования является непосредственно содержание закупочной документации, а не нарушение заказчиком установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок.

Также на заседаниях Комиссии 31.08.2021 и 01.09.2021 представители заявителя не подтвердили, что рассматриваемые положения документации нарушают его права, отметили, что указание на них имело цель повысить общее качество изложения закупочной документации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения вышеуказанных доводов.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «ЦАСЭО» (вх. № 8444 от 23.08.2021) на действия (бездействие) заказчика - ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151), при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой) опасных производственных объектов ПАО «ТГК-2» (Извещение – 32110556290) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением от 26.08.2021 № 5781/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии

 

С. А. Шарутина

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны