Акт внеплановой камеральной проверки б/н Акт № 233П-20 по результатам внеплановой камеральной (выборо... от 23 декабря 2020 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акт № 233П-20

по результатам внеплановой камеральной (выборочной) проверки

г. Ярославль «23» декабря 2020 года

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославского УФАС России) от «16» декабря 2020 № 379, нами, руководителем инспекции, заместителем руководителя управления <...>, членами инспекции: начальником отдела контроля закупок <...>, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок <...>, проведена внеплановая камеральная (выборочная) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о закупках заказчиком – администрацией Тутаевского муниципального района, и уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение (покупку) в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) для расселения граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Тутаев Ярославской области (извещение
№ 0171200001920002511).

Проверка проводилась: с 16 декабря по 23 декабря 2020 года.

Юридические адреса проверяемых организаций:

- администрация Тутаевского муниципального района - 152300, Ярославская область, Тутаевский район, город Тутаев, Романовская улица, дом 35;

- департамент государственного заказа Ярославской области - 150000, Ярославская область, город Ярославль, площадь Советская, дом 3.

Проверяемая закупка: аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение (покупку) в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) для расселения граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Тутаев Ярославской области.

На заседание Инспекции

- заказчик, администрация Тутаевского муниципального района (далее также – заказчик), надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания Инспекции, не обеспечил участие представителя;

- уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее – уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания Инспекции, направил ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствие представителя;

- заявитель, Комаров Алексей Евгеньевич, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания Инспекции, не обеспечил участие представителя;

- оператор электронной площадки, общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания Инспекции, не обеспечил участие представителя.

В ходе внеплановой камеральной (выборочной) проверки Инспекцией изучены следующие документы и сведения: извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0171200001920002511, аукционная документация, проект муниципального контракта на приобретение (покупку) в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) для расселения граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Тутаев Ярославской области, единственная заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе, протокол, составленный по результатам проведения данного аукциона.

Рассмотрев и изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 07.12.2020 (с изменениями от 08.12.2020) размещено извещение № 0171200001920002511 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение (покупку) в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) для расселения граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения Тутаев Ярославской области, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 373 784, 00 рублей.

Исходя из содержания направленного в адрес Ярославского УФАС России Комаровым А.Е. обращения последний полагает, что при осуществлении заказчиком и уполномоченным органом указанной выше закупки допущено нарушение законодательства о контрактной системе: закупка объявлена под конкретного поставщика (на данное обстоятельство, по мнению заявителя, указывает наличие в закупке требования о том, что год ввода дома в эксплуатацию должен быть не ранее 2017 и также ограничений при осуществлении данной закупки (закупка осуществляется только у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций).

В соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В извещении, сформированном аппаратно-программными средствами единой информационной системы, пункте 9 разделе 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе, заказчиком и уполномоченным органом установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).

При установлении данного ограничения заказчик также руководствовался письмом Правительства Ярославской области от 30.07.2020 «Об увеличении доли государственных и муниципальных контрактов с СМП», из содержания которого следует, что с целью продолжения работы по улучшению инвестиционного климата региона в контексте рейтинга и закрепления позиции Ярославской области в топ-10 регионов-лидеров рейтинга в 2021 году Правительство Ярославской области рекомендует увеличить количество закупок у субъектов малого предпринимательства (с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства), планируемых к размещению до 31 декабря 2020 года.

Таким образом, установленное заказчиком и уполномоченным органом ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) полностью соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает двадцати миллионов рублей).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

С учетом изложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

При составлении описания объекта закупки следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к жилому помещению (квартире), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемым товарам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к поставляемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.

В рассматриваемом случае аукцион проводится в интересах граждан Тутаевского муниципального района Ярославской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе (пункт 4 радела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе).

В разделе 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом определены функциональные, технические и качественные характеристики требуемого жилого помещения (квартиры) (приведена выдержка из таблицы):

№ п/п

Показатель*

Значение показателя**

1.

Объект приобретения (товар)

Жилое помещение – изолированная благоустроенная квартира, отвечающая установленным санитарным и техническим правилам и нормам Российской Федерации.***

2

Требования к многоквартирному дому, в котором находится жилое помещение

Многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира, сдан в эксплуатацию не ранее 2017 г.

Жилое помещение (квартира) и весь многоквартирный дом соответствуют санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим и противопожарным требованиям, требованиям энергосбережения и энергетической эффективности, предусмотренным Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из письменных пояснений заказчика, срок сдачи жилого помещения (квартиры) не ранее 2017 года установлен в соответствии с механизмом реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п, согласно которой данные мероприятия реализуются в муниципальных образованиях области, участвующих в Программе, путем:

- приобретения и (или) строительства жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством, в том числе в целях последующего предоставления гражданам по договорам найма жилых помещений социального использования, по договорам найма жилых помещений маневренного фонда;

- приобретения жилых помещений на вторичном рынке в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 2017 года; 

- строительства многоквартирных домов органами местного самоуправления;

- выплаты гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае заявителем не доказан факт того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, явились непреодолимыми для потенциальных участников закупки.

Также заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка соответствующего товара (жилого помещения (квартиры), являющегося предметом рассматриваемой закупки, на основе чего сделан вывод, что оспариваемый заявителем товар (жилое помещение (квартира) (с требованием о том, что год ввода дома в эксплуатацию должен быть не ранее 2017) могут поставить как минимум 2 потенциальных участника (коммерческие предложения: вх. № 56 от 29.09.2020, № 6-1 от 06.10.2020).

Соответственно, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемом случае в документации об электронном аукционе положений, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.

Таким образом, Инспекция при имеющихся на момент рассмотрения настоящего обращения доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для установления в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.

По итогам проведения проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в действиях заказчика и уполномоченного органа не выявлено.

Акт составлен в 3 экземплярах на 6 листах.

Акт может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев со дня выдачи.

Руководитель Инспекции

<...>

Члены Инспекции:

<...>

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны