Предупреждение №4754/06-08 Предупреждение о прекращении действий, которые содержат приз... от 13 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация

городского поселения

Гаврилов-Ям

 

152240, г. Гаврилов-ЯМ, ул.

Кирова, д. 1а

 

gavrilovyam@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№ 06-08/09-20

13 мая 2020 года г. Ярославль

 

В результате проведенного Ярославским УФАС России анализа действующих на территории Ярославской области нормативных актов в сфере похоронного дела и оказания ритуальных услуг, установлено следующее.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В пункте 1 статьи 29 Закона о погребении закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела в рамках гарантированного перечня, включают в себя:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

 

На основании пункта 3 Постановления Администрации городского поселения Гаврилов-ЯМ от 28.05.2010 № 249 «Об организации похоронного дела в городском поселении Гаврилов-Ям» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения наделено МУП «Ритуал» городского поселения Гаврилов-Ям.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона о погребении
МУП «Ритуал» наделено полномочиями по осуществлению погребения, а именно, исключительным правом по осуществлению погребения в рамках гарантированного перечня.

Указанным выше постановлением также утверждено Положение об организации похоронного дела в городском поселении Гаврилов-Ям (приложение №1 к постановлению, далее - Положение), которым регламентированы отношения, связанные с погребением на общественных кладбищах городского поселения Гаврилов-Ям умерших граждан.

В соответствии с пунктом 3.2. Положения Специализированная служба по вопросам похоронного дела исполняет в числе прочих следующие функции:

- захоронение и перезахоронение тел умерших (погибших) (помимо захоронения в соответствии с гарантированным перечнем, установленным п. 1 ст. 9 Закона о погребении);

- выбор участков для погребения;

- содержание в надлежащем порядке воинских и мемориальных захоронений, находящихся под охраной государства;

- эксгумацию.

 

Также согласно пункту 5.10 Положения каждое захоронение регистрируется в книге учета и регистрации захоронений установленной формы. Книга учета и регистрации захоронений является документом строгой отчетности и находится на постоянном хранении в архиве специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Из пункта с пунктом 2.16 раздела 2 «Основные вопросы организации похоронного дела специализированной службой» следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет благоустройство и содержание кладбищ.

Вместе с тем, из системного толкования статей 18, 25 ФЗ «О похоронном деле» следует, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности, определяется органами местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, действующим законодательством не предусмотрена.

Реализация требований статьи 18 ФЗ «О похоронном деле»  исключает возможность передачи отдельным хозяйствующим субъектам полномочий органа местного самоуправления в части организации похоронного дела.

Закон о погребении не предоставляет специализированной службе по вопросам похоронного дела права на осуществление полномочий органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Таким образом, анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что производить регистрационную запись, обеспечивать хранение в архиве книги учета захоронений, являющейся документом строгой отчетности, осуществлять благоустройство и содержание кладбищ, содержание в надлежащем порядке воинских и мемориальных захоронений, находящихся под охраной государства, относится исключительно к полномочиям соответствующего органа местного самоуправления. 

При этом содержание и благоустройство территории кладбища в надлежащем санитарном состоянии, в том числе содержание воинских и мемориальных захоронений, находящихся под охраной государства, направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, выполнение данных работ необходимо для муниципальных нужд и выбор хозяйствующего субъекта, выполняющего данные работы, должен производиться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект — это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Гражданского Кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Согласно пункту 2.1 Устава муниципального предприятия «Ритуал» городского поселения Гаврилов-Ям, утвержденного Постановлением Главы городского поселения Гаврилов – Ям от 01.03.2006. № 37, 2.1 Предприятие создано как специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории городского поселения Гаврилов-Ям в соответствии со статьей 29 Закона РФ от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности, с целью организации бытового обслуживания населения и получения (извлечения) прибыли.

В соответствии с пунктом 2.2. Устава Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия):

- оказание всех видов ритуальных услуг;

- заготовка и переработка древесины, осуществление всех видов лесопользования, изготовление

пиловочника, пиломатериалов, деревянных строительных деталей;

- закупка и торговля бытовым твердым топливом (углем, дровами, торфом);

- изготовление различных видов товаров народного потребления, мебели, изделий народных промыслов;

- ремонт зданий и сооружений;

- оказание транспортных услуг;

- производство строительных и отделочных материалов, оборудования и изделий;

- осуществление оптовой и розничной торговли товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения.

 

Таким образом, муниципальное предприятия «Ритуал» городского поселения Гаврилов-Ям является хозяйствующим субъектом по смыслу Закона о защите конкуренции.

Наделение предприятия указанными в пунктах 2.16, 3.2, 5.10 Положения функциями органа местного самоуправления по осуществлению регистрационных записей захоронений, обеспечению хранения в архиве книги учета захоронений, являющейся документом строгой отчетности, благоустройству и содержанию кладбищ, содержанию в надлежащем порядке воинских и мемориальных захоронений, находящихся под охраной государства, свидетельствует о наличии в указанных действиях (бездействии) Администрации городского поселения Гаврилов-Ям признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);

- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5);

- создание дискриминационных условий (пункт 8);

 

Как было указано выше, пунктом 3.2. Положения за специализированной службой по вопросам похоронного закреплены функции по захоронению и перезахоронение тел умерших (погибших) (помимо захоронения в соответствии с гарантированным перечнем, установленным п. 1 ст. 9 Закона о погребении) и эксгумации.

В соответствии с п. 2.2. положения оформление заказа (счет-заказа) на оказание услуг по погребению производится сотрудниками специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Также Положение на специализированную службу возложены полномочия по транспортировке в морг тел умерших. Так, на основании пунктов 2.8, 2.9 Положения Транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с мест их обнаружения или происшествия, по заявлениям милиции, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, граждан осуществляется за счет средств местного бюджета. Во всех остальных случаях транспортировка умерших в морг для сохранения, в том числе умерших на дому, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела на платной основе за счет лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, или иных заинтересованных лиц.

Закон о погребении не предоставляет специализированной службе по вопросам похоронного дела исключительного права на осуществление захоронений и перезахоронений за рамками гарантированного перечня, эксгумации, а также транспортировке тела умершего в морг, следовательно, оказывать даные услуги может не только специализированная организация, но и иные лица.

Вместе с тем, сведения о возможности лица оформить заказ на захоронение и перезахоронение, эксгумацию, а также транспортировку тела умершего в морг в иной организации, оказывающей ритуальные услуги, Положение не содержит. Соответственно, из содержания Положения следует, что такие услуги может оказывать только специализированная служба.

Тем самым, закрепление в Положении таких полномочий за специализированной службой без указания на возможность предоставления этих услуг иными хозяйствующими субъектами, может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий специализированной службе и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности отдельным хозяйствующим субъектам и установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые оказывают такие услуги; что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктами 2, 5 названной нормы.

Кроме того, закрепленное пунктом 3.2 Положения за специализированной службой по вопросам похоронного дела полномочие по выбору участков для погребения при отсутствии такого права у иных лиц, осуществляющих захоронение, может повлечь ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг путем создания дискриминационных условий, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) Администрации городского поселения Гаврилов-Ям признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно, принять меры по:

- прекращению наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления по осуществлению регистрационных записей захоронений, обеспечению хранения в архиве книги учета захоронений являющейся документом строгой отчетности, благоустройству и содержанию кладбищ, содержанию в надлежащем порядке воинских и мемориальных захоронений, находящихся под охраной государства;

- прекращению закрепления за специализированной службой по вопросам похоронного дела исключительных полномочий по оказанию услуг по захоронению и перезахороненю, эксгумации, транспортировке тела умершего в морг, а также по выбору участка для погребения.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «22» июня
2020 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления И.Г. Паутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: Семенюк Анастасия Валерьевна

тел.: (4852) 72-93-01

Связанные организации

Связанные организации не указаны