Решение №746/05-03 решение от 2 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ»

 

156013, Костромская обл., г. Кострома, ул. Беговая, д. 12, кв. 29

 

analitika@ecomaks.ru

analitika2@ecomaks.ru

 

Управление жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района

 

152240, Ярославская обл., г. Гаврилов-Ям, ул. Советская, д. 51

 

gyamugkh@yandex.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/31П-22 (76-19 РНП)

 

02 марта 2022 года                                                                                          г. Ярославль

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок ..., членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок ...,

с участием:

общество с ограниченной ответственностью «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» (далее также – ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ», общество) – обеспечило участие в проведении проверки представителей по доверенности ..., ...;

заказчик – управление жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района (далее также - Управление ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района) – обеспечил участие в проведении проверки начальника ...;

рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района в отношении ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ», и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком, Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района, порядка расторжения контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (извещение № 0171300004521000008), заключенного с ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ», в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком, Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 24.02.2022 № 60,

 

установила:

 

В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ», нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (извещение № 0171300004521000008).

Изучив представленные документы и материалы, а также заслушав устные пояснения представителей заказчика и подрядчика, Инспекция приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района, в единой информационной системе 26.03.2021 размещено извещение № 0171300004521000008 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.04.2021 № 15/2021 ЭА, размещенного заказчиком в единой информационной системе 12.04.2021, следует, что победителем электронного аукциона признан участник закупки ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ», который предложил цену контракта, равную цене, предложенной другим участником такого аукциона, но предложение о цене контракта, поступило раньше и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и документацией об электронном аукционе.

Порядок заключения контракта регламентирован статьей 83.2                               Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В силу части 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

26.04.2021 между Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района и ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» заключен контракт № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (далее – контракт от 26.04.2021 № 01713000045210000080001, контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (далее – работы, объект) в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

В силу пункта 10 приложения № 1 к контракту («Техническое задание»):

 

10. Стадийность  и сроки проектирования

Срок начала выполнения работ – с момента подписания договора и предоставления Заказчиком исходных данных.

Стадийность – одностадийное проектирование.

Срок выполнения работ 150 календарных дней, в т.ч.:

1.  Выполнение инженерных изысканий, в.т.ч. получение открытого листа на производство работ, проведение полевых и камеральных работ, проведение историко-культурной экспертизы.

2.  Разработка (корректировка) проектной документации

3.  Разработка сметной документации

4.  Разработка Раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, в т.ч. проведение историко-культурной экспертизы

5.  Согласование Раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия с департаментом охраны культурного наследия, в т.ч. получение акта государственной историко-культурной экспертизы

6.  Разработка проекта ЗСО источника водоснабжения, согласование и утверждение в уполномоченных структурах, согласование  с Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области сокращения 1-го пояса ЗСО водопроводных сооружений и санитарно - защитной полосы водопровода.

7.  Прохождение экспертизы проектно-сметной документации

8.  Выдача Заказчику проектно-сметной документации с положительным заключением ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза»

 

В соответствии с пунктами 3.1, 5.1 контракта срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта и в течение 150 (сто пятьдесят) календарных дней. Подрядчик по окончании работ письменно уведомляет Заказчика о готовности работ к сдаче. Одновременно с уведомлением Подрядчик предоставляет Заказчику комплект отчетной документации, предусмотренной Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту), подписанные со своей Стороны акт выполненных работ КС-2, справку о стоимости выполненных работ КС-3, счет.

16.09.2021 ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» в адрес Управления ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района направлено письмо исх. № 216, в котором подрядчик указывает на необходимость заключить дополнительное соглашение к контакту с целью увеличения сроков выполнения работ до 20.12.2021, поскольку:

 «В связи с вышеперечисленным, а именно:

- Выявлении дополнительного объема работ по археологии с последующим прохождением историко-культурной экспертизы (согласно Постановления № 127 от 20.02.2014г. «Об утверждении Правил выдачи, приостановлении и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» срок получения Открытого листа 30 дней, 15 дней на проведение полевых работ и получение Акта ГИКЭ, 45 дней на согласование с Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области, согласно Постановления № 569 от 15.07.2009г. «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»). Общий срок выполнения работ составляет 90 дней;

 - Срыве сроков получения Заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы (СЭЭ);

- Несвоевременное предоставление информации, впоследствии сдвиг графика выполнения работ по корректировке проектной документации».

В ответ на вышеуказанное письмо заказчик сообщил, что положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и условия контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 не допускают возможности внесения изменений в заключенный контракт в части увеличения сроков выполнения работ (письмо от 22.09.2021 исх. № 224/1).

23.09.2021 заказчиком в адрес ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» направлена претензия исх. № 226, согласно которой в связи с несвоевременным выполнением подрядчиком условий контракта с 23.09.2021 начисляется неустойка, предусмотренная пунктом 6.6 контракта.

08.10.2021 ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» в ответ на претензию заказчика сообщило, что «в связи с несвоевременным предоставлением Заказчиком запрашиваемой информации и не предоставлением информации, Подрядчик нарушил условия контракта п. 1.3, срок выполнения работ истек 22.09.2021г.

В соответствии с п.6.12 Контракта Сторона освобождается от уплаты пени, если докажет, что неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательства, предусмотренного Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны».

26.11.2021 Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района в адрес ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» направлен запрос исх. № 276 о предоставлении информации относительно срока выполнения работ, предусмотренных контрактом, в ответ на который подрядчик сообщил, что ориентировочный срок выполнения обязательств по контракту - февраль 2022 года (письмо от 01.12.2021 № 292).

13.01.2022 ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» в адрес Управления ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района направлено письмо исх. № 5, содержащее в себе, в том числе, требование об оплате государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для реконструкции объекта капитального строительства «Корректировка проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап», поскольку, по мнению подрядчика, обязанность по ее оплате согласно условий контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 возникает у заказчика.

14.01.2022 Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района в адрес ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» направлена претензия № 1 с требованием о выполнении работ, предусмотренных контрактом от 26.04.2021 № 01713000045210000080001.

Вместе с тем, поскольку в установленный контрактом срок (22.09.2021), а также за его пределами подрядчиком не были исполнены обязательства по выполнению работ, 27.01.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 9.4 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и подтверждение заказчиком подтверждения о его вручении подрядчику; выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении подрядчику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии подрядчика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Вместе с тем Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ) в отдельные положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ внесены изменения. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ закон вступает в силу с 01.01.2022, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

На заседании Инспекции Ярославского УФАС России установлено, что Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района при проведении процедуры расторжения контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 применялись положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ.

Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение о расторжении вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу пункта 3 части 6 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.

27.01.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (далее также - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).

27.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказчиком по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в контракте.

27.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в разделе «Дополнительная информация о контрактах».

Соответственно, с учетом подпункта «в» пункта 3 части 6 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 23.02.2022.

В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку представителя ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» 01.03.2022 в 10 часов 00 минут на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков.

Представители общества на заседании пояснили, что неисполнение условий заключённого контракта обусловлено:

- выявлением необходимости проведения дополнительного объема работ по археологической разведке с последующим прохождением историко-культурной экспертизы только 14.09.2021, а именно после получения ответа аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы Жданова Н.С.;

- отказом заказчика произвести оплату государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для реконструкции объекта капитального строительства «Корректировка проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап», что привело к аннулированию проекта трёхстороннего договора, заключаемого между подрядчиком, заказчиком и ГАУ «Яргосстройэкспертиза»;

- несвоевременным предоставлением заказчиком запрашиваемой информации (документов).

Однако данные обстоятельства не могут быть приняты во внимание Инспекцией ввиду следующего.

1. Согласно ответа Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 21.05.2021 исх. № ИХ.43-1832/21, предоставленного на запрос ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ», участки проведения работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое расположены в границах защитной зоны объекта культурного наследия «Усадьба Локалова» и непосредственно связаны с земельными участками, расположенными в границах территорий выявленного объекта археологического наследия «Село Великое. Культурный слой» и объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Локалова».

В указанном ответе также содержится информация о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Указание на необходимость проведения историко-культурной экспертизы и согласования документации в уполномоченном органе охраны объектов культурного наследия содержатся также в пункте 13 Технического задания, являющегося приложением № 1 к контракту.

В силу пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно пунктам 1, 7 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Одним из видов археологических полевых работ являются археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности.

Таким образом, ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» было известно о необходимости проведения археологической разведки земельного участка с момента заключения рассматриваемого контракта. Необходимость проведения указанных работ также была подтверждена в ответе Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 21.05.2021.

2. 15.02.2022 ГАУ «Яргосстройэкспертиза» направило в адрес ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» письмо от 16.12.2021 исх. № 01-16/1033, согласно которому аннулирование проекта трёхстороннего договора обусловлено неустранением ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» указанных ГАУ «Яргосстройэкспертиза» недостатков в представленной для проведения государственной экспертизы документации, а также отсутствием подписанного оригинала договора.

Согласно пункту 10 приложения № 1 к контракту от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 («Техническое задание») прохождение экспертизы проектно-сметной документации и выдача заказчику проектно-сметной документации с положительным заключением ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» является результатом выполнения работ, предусмотренных контрактом. Соответственно, обязанность по осуществлению и, следовательно, оплате экспертизы проектно-сметной документации контрактом возложена на ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ».

3. Согласно документам, а также пояснениям представителей подрядчика и заказчика следует, что документы, необходимые ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» для исполнения условий контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001, представлялись подрядчику по мере их поступления в распоряжение Управления ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района, что само по себе не препятствовало проведению иных работ, необходимых для получения положительного заключения государственной экспертизы.

Также Инспекция учитывала пояснения представителей подрядчика данных на заседании в Ярославском УФАС России, о том, что ситуационный план, непредставление которого явилось одной из причин просрочки выполнения работ, был предоставлен на 2,5 месяца позднее и, соответственно, его непредставление могло бы задержать выполнение работ по контракту на 2,5 месяца, но никак не на 5 месяцев, как это произошло фактически.

Более того, необходимо учитывать, что выполнение работ по контракту требовалось для дальнейшего выполнения работ по реконструкции системы водоснабжения с. Великое в рамках реализации регионального проекта «Чистая вода», которое планировалось осуществить в 2023 году. Возможность попадания в число участников регионального проекта «Чистая вода» напрямую зависело от выполнения в срок работ по корректировке проектной документации.

 В системе водоснабжения с. Великое в 2018 году наблюдалось превышение показателей качества воды, о чем указано в постановлении Правительства Ярославской области от 30.03.2018 № 234-п «Об утверждении региональной программы «Развитие водоснабжения и водоотведения Ярославской области» на 2018 - 2024 годы». Затягивание процесса выполнения подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, а впоследствии и расторжение контракта, явившееся следствием такого затягивания, привело к невозможности реконструкции системы водоснабжения в указанном населенном пункте.

Невыполнение рассматриваемых работ по контракту является причиной нарушения прав жителей с. Великое на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), включающую в себя право на чистую воду и благоприятную водную среду, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям. Более того, потребление жителями с. Великое воды, не отвечающей санитарным и экологическим требованиям, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, что само по себе является недопустимым.

Таким образом, отсутствие положительного заключения государственной экспертизы по состоянию на дату рассмотрения материалов о включении ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков свидетельствует о недобросовестном поведении общества при исполнении обязательств по контракту. ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.

Вместе с тем следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.

Кроме того, общество неоднократно получало от заказчика претензии о необходимости выполнения работ, являющихся предметом контракта (о чем свидетельствуют письма/претензии от 23.09.2021, 26.11.2021, 13.01.2022, а также решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.01.2022), однако не воспользовалось представленной заказчиком возможностью выполнения работ в соответствии с условиями контракта.

Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:

а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона «…»;

б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» в рамках контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап не выполнило работы, являющиеся предметом контракта, при этом доказательств принятия им мер для надлежащего, своевременного исполнения условий контракта либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от общества), повлекших за собой невозможность выполнения требуемых заказчику работ, ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении общества при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении контракта.

Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае подрядчик не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий контракта; подрядчиком не представлены (несмотря на запрос Инспекции и предоставление Инспекцией времени подрядчику для сбора необходимых документов) информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ». Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.

Кроме того, вышеуказанное нарушение, допущенное подрядчиком, содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Осуществив проверку соблюдения заказчиком, Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района, порядка расторжения контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (извещение № 0171300004521000008), заключенного с ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ», в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчиком для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

 

решила:

 

1.         Сведения, представленные Управлением жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района (ИНН 7616008970, ОГРН 1117609000123) в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» (ИНН 4401178398, ОГРН 1174401001202, КПП 440101001, адрес: 156013, Костромская обл., г. Кострома, ул. Беговая, д. 12, кв. 29; генеральный директор и единственный учредитель Чистяков Максим Владимирович (ИНН 440103674664) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru).

2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района, порядка расторжения контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (извещение № 0171300004521000008), заключенного с ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ», в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.

3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО «ЭКОМАКС-ПРОЕКТ» для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Руководитель Инспекции:                                                                       ...

 

Члены Инспекции:                                                                                       ...

 

                                                                                                                 ...

Связанные организации

Связанные организации не указаны