Решение №3375/05-03 Сведения, представленные государственным бюджетным учреждени... от 13 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью

«ЕДОФФ»

150054, г. Ярославль,

ул. Чкалова, д. 2, офис 525

edoff76@mail.ru

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области

«Клиническая больница № 3»

150007, г. Ярославль,

ул. Маяковского, д. 61

adm@yarkb3.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 15

dgz@yarregion.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/115П-21 (76-77 РНП)

13 июля 2021 года г. Ярославль

Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – начальника отдела контроля закупок …., членов Инспекции: главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок …., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок ….,

с участием:

заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3» (далее заказчик, учреждение, больница), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности …., …., ….;

общество с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ» (далее ООО «ЕДОФФ», общество, исполнитель), обеспечил личное участие представителя по доверенности ….;

уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее уполномоченный орган), явку не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения вопроса о включении сведений об ООО «ЕДОФФ» в реестр недобросовестных поставщиков уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3» в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ» и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе, закон) проверку порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 07.07.2021 № 168,

установила:

06.07.2021 государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3» в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направило в Ярославское УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ», существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия контракта № 273 от 17.08.2020 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3» (извещение № 0171200001920001321).

Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, 21.07.2020 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0171200001920001321 о проведении электронного аукциона на право заключения контракт на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3» (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) вместе с документацией об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта 12 284 640, 00 рублей.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0171200001920001321 от 05.08.2020, размещенному в единой информационной системе в этот же день, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия уполномоченного органа признала победителем рассматриваемого аукциона участника закупки ООО «ЕДОФФ» (идентификационный номер заявки № 101599), как участника, предложившего наименьшую цену контракта, и заявка которого признана аукционной комиссией уполномоченного органа соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта (часть 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

17.08.2020 между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3» (далее ГБУЗ ЯО «КБ № 3», заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ» (далее ООО «ЕДОФФ», исполнитель) на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от «05» августа 2020 г. № 0171200001920001321 заключен контракт № 273 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3» (далее контракт).

Согласно разделу 1 контракта предметом настоящего контракта является оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3» (далее – услуга), в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к контракту) и иными условиями контракта.

Пунктом 2.1 раздела 2 контракта определено, что цена контракта составляет 9 459 172,80 (девять миллионов четыреста пятьдесят девять тысяч сто семьдесят два рубля, 80 копеек) руб., НДС не облагается.

Цена контракта указана с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В силу пункта 2.2 раздела 2 контракта оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании счета, счет-фактуры (для плательщиков НДС), в течение 30 дней с даты подписания заказчиком ежемесячного акта оказанных услуг (приложение № 4 к контракту).

Исходя из пункта 3.1 раздела 3 контракта срок оказания услуг с момента заключения контракта по 31 декабря 2021 года в соответствии с графиком доставки горячего питания, указанным в техническом задании (приложение № 1 к контракту).

Согласно пункту 3.2 раздела 3 контракта условия оказания услуг определены техническим заданием (приложение № 1 к контракту).

На основании пункта 3.3 раздела 3 контракта место оказания услуг: приготовление горячего питания осуществляется по адресу местонахождения объекта недвижимого имущества, принадлежащего заказчику на праве оперативного управления и взятого (одновременно) в аренду исполнителем на основании заключенного договора аренды для его целевого использования по назначению на срок оказания услуг по организации и доставке горячего лечебного питания.

Адрес объекта недвижимого имущества Заказчика: г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61 (помещение пищеблока).

Доставка приготовленной продукции осуществляется транспортом Исполнителя по следующим адресам буфетных отделений больницы:

г. Ярославль, ул. Здоровья, д. 10;

г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61.

Пунктом 4.1 раздела 4 контракта определены обязанности исполнителя, в том числе:

- своевременно и в полном объеме исполнять условия настоящего контракта в соответствии с техническим заданием (приложением № 1 к контракту);

- доставлять горячее питание до буфетных отделений больницы в соответствии с графиком доставки, указанным в техническом задании (приложение № 1 к контракту);

- выгрузить тару с горячим питанием в буфеты отделений;

- в присутствии заказчика по месту доставки осуществить сдачу горячего питания по качеству в соответствии с пунктом 6.1. настоящего контракта;

- в присутствии заказчика осуществляет сдачу горячего питания по количеству;

- при транспортировке горячего питания использовать специализированный транспорт;

- строго соблюдать семидневное циклическое меню, составленное исполнителем и утвержденное заказчиком.

Пунктом 4.2 раздела 4 контракта определены обязанности заказчика, в том числе:

- предоставить место для выгрузки тары в буфетных отделениях больницы.

- в присутствии исполнителя осуществить приемку горячего питания по качеству в соответствии с пунктом 6.1. настоящего контракта;

- в присутствии исполнителя осуществлять приемку горячего питания по количеству;

- проверять качество горячего питания по месту его доставки;

- оплатить стоимость оказанных и принятых услуг.

Согласно разделу 5 контракт доставка горячего питания осуществляется из здания пищеблока до буфетных отделений больницы транспортом исполнителя, предназначенным для транспортировки готовых блюд в спецтермосах, спецлотках, объем которых не должен превышать 30 литров.

В силу пункта 6.1 раздела 6 контракта приемка оказанных услуг на соответствие по объему и качеству требованиям контракта осуществляется уполномоченным сотрудником заказчика ежедневно по графику доставки, указанному в техническом задании (приложение № 1 к контракту) и на основе раздаточной ведомости на отпуск отделениям рационов питания (приложение № 2 к контракту).

На основании пункта 6.5 раздела 6 контракта с даты истечения каждого календарного месяца в течение 3 (трех) рабочих дней исполнитель направляет в адрес Заказчика оригиналы следующих документов: подписанный акт оказанных услуг за отчётный период (приложение № 4 к контракту), счет, счет-фактуру (для плательщиков НДС) и раздаточные ведомости на отпуск отделениям рационов питания; заказчик осуществляет приёмку и сверяет сведения в акте оказанных услуг за отчётный период со сведениями в раздаточных ведомостях на отпуск отделениям рационов питания, со сведениями в бракеражном журнале и подписывает акт оказанных услуг (приложение № 4 к контракту) в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента его получения или в те же сроки направляет мотивированный отказ.

Разделом 8 контракта определено, что настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 28.02.2022, а в части неисполненных обязательств до полного их исполнения.

В силу пункта 9.1 раздела 9 контракта в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пункту 11.1 раздела 11 контракта споры по настоящему контракту рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде Ярославской области с соблюдением претензионного порядка урегулирования споров.

Из процитированных выше положений контракта следует, что ООО «ЕДОФФ» с 17.08.2020 по 31.12.2021 (с учетом положений статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало) необходимо оказывать услуги по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3».

Инспекцией Ярославского УФАС России установлено, что ООО «ЕДОФФ» во исполнение раздела 1, пункта 3.1, 3.2, 3.3 раздела 3, пункта 4.1 раздела 4 контракта № 273 от 17.08.2020 согласно информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе в разделе «Реестр контрактов» оказывались услуги по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3» на общую сумму 6 118 384,86 рублей; оказанные обществом услуги оплачены заказчиком (данное фактическое обстоятельство сторонами на заседании Инспекции не оспаривалось).

В соответствии с пунктом 3.3 контракта № 279 от 17.08.2020 доставка приготовленной продукции осуществляется транспортом исполнителя (ООО «ЕДОФФ») по следующим адресам буфетных отделений больницы:

г. Ярославль, ул. Здоровья, д. 10;

г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61.

Согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту № 273 от 17.08.2020) горячее питание доставляется исполнителем (ООО «ЕДОФФ») до буфетных отделений больницы по графику доставки:

Завтрак (в том числе дополнительный)

8.00-8.30

Обед

13.30-14.00

Полдник

16.00-16.30

Ужин

17.30-18.00

Исполнителем систематически нарушались условия контракта:

С 31.05.2021 по 09.06.2021 согласно акту № 1/273к от 09.06.2021 (представлен в материалы дела) исполнителем в связи с отсутствием транспорта не осуществлялась доставка горячего питания до буфетного отделения стационара по адресу: г. Ярославль, ул. Здоровья, д. 10, что нарушает положения пункта 3.3 контракта и технического задания контракта № 273 от 17.08.2020; доставку питания вынужден был производить заказчик своим транспортом за свой счет.

Исполнителю направлена заказчиком претензия № 968 от 08.06.2021 (представлена в материалы дела) с требованием устранить нарушения условий контракта № 273 от 17.08.2020 в срок до 15.06.2021 и возобновить доставку питания до стационара по адресу: г. Ярославль, ул. Здоровья, д. 10.

С 10.06.2021 по 15.06.2021 согласно акту № 2/273к от 09.06.2021 (представлен в материалы дела) исполнителем в связи с отсутствием транспорта не осуществлялась доставка горячего питания до буфетного отделения стационара по адресу: г. Ярославль, ул. Здоровья, д. 10, что нарушает положения пункта 3.3 и технического задания контракта № 273 от 17.08.2020; доставку питания вынужден был производить заказчика своим транспортом за свой счет.

14.06.2021 согласно акту № 1.1/273к от 14.06.2021 (представлен в материалы дела) исполнителем не был закуплен хлеб для питания пациентов больницы, что нарушает положения пункта 3.3 и технического задания контракта № 273 от 17.08.2020; закупку хлеба произвел заказчик за свой счет.

20.06.2021 согласно акту № 2.1/273к от 21.06.2021 (представлен в материалы дела) исполнителем нарушен график доставки питания: завтрак доставлен в 9 часов 45 минут (вместо 8.00-8.30 по графику), обед в 14 часов 35 минут (вместо 13.30-14.00 по графику), что нарушает положения пункта 3.3 и технического задания контракта № 273 от 17.08.2020.

Исполнителю направлена заказчиком претензия № 1033 от 21.06.2021 (представлена в материалы дела) с требованием исполнять условия контракта № 273 от 17.08.2020 и не допускать нарушений графика доставки.

23.06.2021 согласно акту № 2.2/273к от 23.06.2021 (представлен в материалы дела) исполнителем нарушен график доставки питания: завтрак доставлен в 10 часов 40 минут (вместо 8.00-8.30 по графику), что нарушает положения пункта 3.3 и технического задания контракта № 273 от 17.08.2020.

С 16.06.2021 по 23.06.2021 согласно акту № 3/273к от 24.06.2021 (представлен в материалы дела) исполнителем в связи с отсутствием транспорта не осуществлялась доставка горячего питания до буфетного отделения стационара по адресу: г. Ярославль, ул. Здоровья, д. 10, что нарушает положения пункта 3.3 контракта и технического задания контракта № 273 от 17.08.2020; доставку питания вынужден был производить заказчик своим транспортом за свой счет.

Также обществу выставлены требования об уплате штрафа: № 969 от 08.06.2021, № 926 от 15.06.2021, № 1034 от 21.06.2021, № 1066 от 24.06.2021, № 1067 от 24.06.2021 (представлены в материалы дела) за неисполнение обязательств по контракту № 273 от 17.08.2020.

Таким образом, со стороны исполнителя имело место неоднократное нарушение условий контракта, что повлекло отвлечение ресурсов заказчика на выполнение мероприятий, являющихся обязанностью исполнителя, и нерациональное использование бюджетных средств.

Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с пунктом 11.2 раздела 11 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации; при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пп. «а», «б», п.1 ч.1. ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю); выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3» принято 16.06.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 273 от 17.08.2020 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3» (далее – решение об одностороннем отказе), в основу которого положен факт недоставки исполнителем в период с 31.06.2021 по 15.06.2021 питания до стационара заказчика по адресу: г. Ярославль, ул. Здоровья, д. 10.

17.06.2021 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в единой информационной системе.

16.06.2021 решение об одностороннем отказе направлено заказчиком по юридическому адресу исполнителя (в подтверждение заказчиком представлен кассовый чек № 150040.03, идентификационный номер: 15004060074911); дополнительно данное решение направлено 16.06.2021 заказчиком в адрес общества посредством электронной почты на адрес исполнителя, указанный в заявке и в едином реестре участников закупок в единой информационной системе (edoff76@mail.ru), что также подтверждается представленным в материалы дела скриншотом с электронной почты заказчика.

Датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе заказчика от исполнения вышеуказанного контракта считается 21.06.2021 (решение вручено …., о чем имеется соответствующая запись (отметка) на представленной в материалы дела копии вышеуказанного решения (согласно доверенности от 09.01.2020 …. уполномочена представлять интересы ООО «ЕДОФФ» во всех государственных учреждениях с правом получения любой информации, документов, а также ей предоставлено право подписывать документы, связанные с хозяйственной деятельностью общества, а также совершать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия и формальности для надлежащего исполнения настоящего поручения) (присутствующий на заседании Инспекции представитель общества факт вручения указанного документа не отрицал).

Таким образом, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, по мнению заказчика, принятое решение вступило в силу 02.07.2021 (контракт расторгнут), то есть через десять дней с даты вручения исполнителю решения об одностороннем отказе от 16.06.2021 от исполнения контракта № 273 от 17.08.2020 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3», заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ».

В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославского УФАС России в адрес ООО «ЕДОФФ» направлен запрос о предоставлении письменных пояснений с указанием причин существенных нарушений условий контракта № 273 от 17.08.2020 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения данного контракта.

В свою очередь обществом на заседание Инспекции (12.07.2021, 13.07.2021) не представлена письменная позиция относительно причин существенных нарушений условий контракта № 273 от 17.08.2020 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения данного контракта, но вместе с тем представителем общества отмечено следующее.

Общество оказывало услуги по организации горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3» надлежащим образом, трудности возникли только с доставкой такого питания; данный факт находит свое подтверждение в решении заказчика об одностороннем расторжении контракта и не может служить бесспорным основанием такого расторжения, поскольку большая часть принятых обязательств (в частности, организация питания) по контракту исполнена обществом надлежащим образом.

Факт недоставки исполнителем в период с 31.06.2021 по 15.06.2021 питания до буфетного отделения стационара заказчика по адресу: г. Ярославль, ул. Здоровья, д. 10, вызван поломкой единственного транспортного средства общества, которым должна была быть осуществлена доставка; данное обстоятельства было доведено до заказчика (в подтверждении представлена переписка с представителем заказчика), которым было принято решение (путем договоренности сторон) осуществлять доставку питания своим транспортом за свой счет и оплаты оказанных услуг обществом.

С 24.06.2021 общество имело возможность согласно представленному в материалы дела договору на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации от 08.09.2020 осуществлять доставку горячего питания до вышеуказанного буфетного отделения транспортным средством сторонней организацией (ООО «АВТОВЕТ) (также представитель общества предоставил в материалы дела паспортные данные водителя ООО «АВТОВЕТ», который должен был осуществлять доставку питания).

Кроме того, согласно уведомлению № 1065 от 24.06.2021 направленному обществу заказчиком следует, что с 25.06.2021 ООО «ЕДОФФ» необходимо прекратить оказание услуг по контракту № 273 от 17.08.2020, а также освободить помещения пищеблока учреждения (ул. Маяковского, 61), используемые для приготовления питания.

Данные обстоятельства нарушают права общества, закрепленные частью 13, 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, которыми предусмотрена возможность в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранить нарушения условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, поскольку заказчик, уведомив общество о том, что с 25.06.2021 последнему необходимо прекратить оказание услуг питания, учитывая, что решение об одностороннем отказе получено обществом 21.06.2021, десятидневный срок для устранения нарушений истекает 01.07.2021, лишил общество возможности устранить нарушения, повлекшие прекращение исполнения контракта № 273 от 17.08.2020.

Инспекция Ярославского УФАС России критически относится к указанным выше доводам ООО «ЕДОФФ» по следующим основаниям.

Во-первых, решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта обусловлено неисполнением обществом принятых обязательств (пункт 3.3 контракта № 273 от 17.08.2020: «доставка приготовленной продукции осуществляется транспортом исполнителя») по доставке питания, а не организации горячего питания, поскольку заказчик, заключив рассматриваемый контракт, рассчитывал на исполнение обязательств обществом в полном объеме согласно условиям контракта (организация горячего питания и его доставка являются двумя самостоятельными действиями).

Во-вторых, ООО «ЕДОФФ» не предоставило Инспекции неопровержимых доказательств отсутствия возможности осуществлять доставку питания до буфетного отделения стационара учреждения своими силами (документ, подтверждающий поломку транспортного средства), а также доказательства договоренности о доставке питания силами заказчика и оплаты такой доставки обществом (в свою очередь заказчик отрицал факт такой договоренности и пояснил, что осуществлял доставку своими силами в связи с тем, что питание пациентов не может быть прекращено, по факту оплаты оказанных заказчиком услуг обществу было выставлены требования об уплате штрафа за неисполнение обязательств по контракту № 273 от 17.08.2020).

В-третьих, возможность доставки питания обществом с 24.06.2021 также не находит своего подтверждения, поскольку представленный в материалы дела договор на перевозку от 08.09.2020 со сторонней организацией и паспортные данные сотрудника, который должен был осуществлять доставку питания, не подтверждает тот факт, что сторонняя организация намерена была осуществлять доставку питания (общество также имело возможность воспользоваться услугами данной организации и в период времени когда данную доставку осуществлял заказчик).

В-четвертых, лишение общества возможности устранить нарушения, повлекшие прекращение контракта № 273 от 17.08.2020 путем направления заказчиком уведомления о прекращении оказания услуг с 25.06.2021, учитывая предусмотренный законодательством десятидневный срок для устранения нарушений (до 01.07.2021), вызвано сложившейся, по мнению заказчика, чрезвычайной ситуацией (23.06.2021 на 10 часов 30 минут завтрак обществом также не был доставлен (по условиям контракта он предусмотрен в 8.00-8.30)), которая создана по вине общества и предотвращения тяжелых негативных последствий для пациентов, поскольку действия (бездействие) общества создавали угрозу жизни и здоровью пациентов (больных людей), которые не получали своевременно питание, а заказчик несет ответственность за своих пациентов.

Кроме того, общество в указанный десятидневный срок было не в силах устранить допущенные нарушения (недоставка питания) условий контракта № 273 от 17.08.2020, поскольку у него фактически отсутствовала возможность возобновления действий по доставке питания по контракту в период с 31.05.2021 по 15.06.2021, неисполнение которых послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе.

При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).

Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.

Исходя из положений части 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; после чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе части 6, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 922-О, от 20.12.2018 № 3234-О и др.).

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации; по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что исполнитель (поставщик, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

При этом недобросовестность лица определяется также той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.

Учитывая вышеизложенное, доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания надлежащим образом услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3» обществом не представлено, при этом, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, ООО «ЕДОФФ», подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе, должно было определить (оценить) имеется ли у него возможность оказать услуги, соответствующие требованиям заказчика в необходимом ему объеме, в связи с чем, представляется возможным полагать, что ООО «ЕДОФФ», приняв на себя обязательства по контракту, которые не смогло исполнить без неоднократных нарушений условий такого контракта, не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.

Лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям последнего, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки; при этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.

Инспекцией также принято во внимание, что ненадлежащее исполнение со стороны ООО «ЕДОФФ» принятых обязательств в рамках заключенного между сторонами контракта нарушают права не только заказчика, но и права неопределенного круга лиц (граждан, находящихся на лечении в ГБУЗ ЯО «КБ № 3»).

Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:

а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона;

б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, ООО «ЕДОФФ» не исполнило надлежащим образом (в соответствии с требованиями заключенного контракта) принятые на себя обязательства по контракту
№ 273 от 17.08.2020 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3», на что вправе был рассчитывать при заключении контракта заказчик, при этом необходимых и достаточных доказательств наличия объективных причин (не зависящих от общества), повлекших за собой невозможность оказания услуг в полном объеме, установленном в контракте, общество ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении исполнителя при исполнении контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика и пациентов, находящихся на лечении в ГБУЗ ЯО «КБ № 3».

Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае поставщик не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушений условий контракта; поставщиком не представлена (несмотря на запрос Инспекции и продленин Инспекцией времени поставщику для сбора необходимых документов) информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающее то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В данном случае характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта (ненадлежащее выполнение принятых на общество обязательств по контракту № 273 от 17.08.2020; избранная модель поведения исполнителя, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО «ЕДОФФ». Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.

Инспекция отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

В данном случае, фактические обстоятельства и представленные ООО «ЕДОФФ» доказательства не подтверждают совершения им умышленных действий, добросовестного поведения, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для не включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществу.

Кроме того, Инспекция отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 22 Правил до истечения срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Федерального закона, подлежит исключению из реестра органом контроля в случае получения органом контроля решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

По результатам проведения Инспекцией проверки порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

  1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3» (ИНН 7603071484, ОГРН 1197627002451) в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ» (ИНН 7606119977, ОГРН 1197627010085, КПП 760601001; адрес: 150054, Ярославская область, город Ярославль, улица Чкалова, дом 2, офис 525; генеральный директор … (ИНН … ), учредитель … (ИНН …), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru).

  1. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3», порядка расторжения контракта № 273 от 17.08.2020 на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для нужд ГБУЗ ЯО «КБ № 3», заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ», нарушений в действиях заказчика не обнаружено.
  2. При проведении Инспекцией проверки соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью «ЕДОФФ», нарушений в действиях заказчика не обнаружено.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

 

Члены Инспекции:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны