Постановление №6306/23 Постановление от 26 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела № 076/04/9.21-439/2023

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть постановления оглашена «22» июня 2023 г.

В полном объеме постановление изготовлено «26» июня 2023 г. г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Шушкова А.С., рассмотрев протокол от 3 мая 2023 г. по делу № 076/04/9.21-439/2023 об административном правонарушении, материалы дела № 076/04/9.21-439/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15 (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

установил:

 

Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Порядок технологического присоединения к энергопринимающим устройствам потребителей электрической энергии установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила технологического присоединения), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа).

Из заявлений <...> (вх. № 2300-ИП/23 от 20.02.2023 и вх. № 2575-ЭП/23 от 25.02.2023) следует, что 25.06.2022 через портал электросетевых услуг (https://портал-тп.рф) он подал заявку № 17254157 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ярославская обл., <...>.

Заявка была принята в работу 27.06.2022.

Исходя из содержания представленных в Ярославское УФАС России материалов, следует, что 29.06.2022 ПАО «Россети Центр» направило заявителю запрос о предоставлении недостающих сведений.

<...> сведения по запросу предоставил 30.06.2022.

Заявка была принята в работу 01.07.2022.

05.07.2022 ПАО «Россети Центр» направило заявителю запрос о предоставлении недостающих сведений.

<...> сведения по запросу предоставил 07.07.2022.

Письмом от 20 июля 2022 года № МР-ЯР/Р6-1/827 Общество направило заявителю проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия.

При этом стоимость технологического присоединения в соответствии с данным письмом и пунктом 10 договора установлена в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.

Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.

При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.

После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Следовательно, последним днем рассмотрения заявки <...> на технологическое подключение является 01.07.2022.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» допущено нарушение установленных пунктом 15 Правил технологического присоединения сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств <...>.

На основании требований пункта 105 Правил технологического присоединения ПАО «Россети Центр» должно было в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки разместить на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) настоящих Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Последним днем размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, в личном кабинете заявителя является 15.07.2022.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» допущено нарушение установленных пунктом 105 Правил технологического присоединения сроков размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, в личном кабинете <...>.

Согласно пункту 17 Правил технологического присоединения плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.(редакция действует до 30.06.2022).

Постановление Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в пункт 17 Правил технологического присоединения, а именно: стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.

Приказом департамента регулирования тарифов Ярославской области № 15 от 27.07.2022 с 01.07.2022 установлена плата за технологическое присоединение за 1 кВт в размере 3000 рублей.

Согласно пункту 3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2022 № 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" изменения, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после вступления в силу настоящего постановления. (Постановление вступило в силу с 01.07.2022).

Таким образом, заявка за технологическое присоединение была подана <...> 25.06.2022, то есть до вступления изменений в Правила технологического присоединения (01.07.2022), то плата за технологическое присоединение должна рассчитываться в соответствии с прошлой редакцией пункта 17 Правил технологического присоединения, а именно в размере 550 рублей с НДС.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» допущено нарушение требований, установленных пунктом 17 Правил технологического присоединения, выразившееся в расчете размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...>.

Заявитель относится к специальной категории заявителей, названных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

К данной категории относятся физические лица, которые направляют заявку о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.

Данные энергопринимающие устройства должны использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Согласно абзацу 14 подпункта «б» пункта 16 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВт, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Следовательно, в отношении <...> действует правило об обязанности осуществления мероприятий в рамках технологического присоединения в срок, который не превышает 6 месяцев со дня заключения соответствующего договора.

По результатам рассмотрения заявки № 17254157 с учетом предоставления недостающих сведений заявителем, между ПАО «Россети Центр» и <...> 17.08.2022 был заключен договор № 42269517 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ярославская обл., <...>.

Согласно вышеуказанным положениям Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий в рамках технологического присоединения истек 17.02.2023. В указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не произошло.

Из сведений, представленных ПАО «Россети Центр», следует, что в рамках исполнения договора сетевой организацией составлено уведомление № 82225729 от 10.03.2023 об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям (далее — Уведомление).

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, и подтверждающий технологическое присоединение к электрическим сетям в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства

Таким образом, Уведомление выдается сетевой организацией при завершении мероприятий технологического присоединения.

Должностное лицо Ярославского УФАС России отмечает, что указанное Уведомление было составлено за пределами сроков осуществления мероприятий технологического присоединения объекта <...>.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» допущено нарушение установленных подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств <...>.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» является субъектом естественной монополии.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил технологического присоединения к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ПАО «Россети Центр» выразившиеся в нарушении установленных требований, установленных пунктами 15, 16, 17 и 105 Правил технологического присоединения, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Ярославского УФАС России установлено следующее.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Письмом от 16.05.2023 за исх. № МР1-ЯР/18-1/12-2 ПАО «Россети Центр» сообщило, что ответственным за рассмотрение заявки <...> на технологическое присоединение, направлении договора, технических условий и счета на оплату, а также за исполнение мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения № 42269517 от 17.08.2022, заключенного с <...>, является специалист отдела маркетинга и взаимодействия с клиентами Ярославского РЭС <...>.

Указанному лицу были предоставлены все средства для исполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения № 42269517 от 17.08.2022, что подтверждается объяснением <...>.

На основании изложенного, в действиях ПАО «Россети Центр» отсутствуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 стати 9.21 КоАП РФ в виду отсутствия вины ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное выше, руководствуясь частью 1 статьи 24.5 и частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России А.С. Шушкова,

 

постановил:

 

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «Россети Центр» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны