Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 20 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

МУП «Тепловые сети» Угличского муниципального района

152615, Ярославская обл., г. Углич,
ул. Ленина, д. 1б

e-mail: abramovairina33@yandex.ru

 

 

Заявитель –

ООО «УК «Наш район»

e-mail: tk-880@mail.ru

 

 

Электронная площадка -

ООО «РТС-тендер»

e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

076/07/3-113/2020

18 февраля 2020 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 20.02.2020 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы
Семенюк А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,

с участием:

от заказчика МУП «Тепловые сети» Угличского муниципального района – <...>, <...> (по доверенностям)

в отсутствие представителей заявителя, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «УК «Наш район» на действия (бездействие)
заказчика – МУП «Тепловые сети» Угличского муниципального района
(ИНН 7612043980, ОГРН 1117612001550), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «УК «Наш район»
(вх. №
1411 от 10.02.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки —
МУП «Тепловые сети» Угличского муниципального района (далее —
МУП «Тепловые сети» УМР) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по обслуживанию тепловых сетей (номер извещения — 32008813886), а также на бездействие
МУП «Тепловые сети» УМР, выразившееся в неразмещении в единой информационной системе информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обжалуемые действия (бездействие):

1. Нарушение МУП «Тепловые сети» УМР положений пункта 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее — Закон о закупках).

2. Неправомерное указание заказчиком в числе требований к содержанию заявки на участие в закупке (извещение № 32008813886) на наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее СРО) в области устройства сетей теплоснабжения по форме, утвержденной соответствующим Приказом Ростехнадзора РФ, выданной уполномоченным территориальным органом, и копии документов, подтверждающих наличие у участника (поставщика, подрядчика, исполнителя) на праве собственности или ином законном основании, для исполнения договора, по одной единице строительной техники: экскаватор, трактор.

3. Неправомерное установление заказчиком в пункте 7.5 договора, заключаемого по результатам закупки (извещение № 32008813886) следующего порядка оплаты: «Оплата работ производится заказчиком по мере поступления денежных средств на расчётный счёт заказчика».

На заседании Комиссии представители заказчика предоставили документы, запрошенные уведомлением от 12.02.2020 № 1438/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пунктам 1, 6 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения заказчиком в единой информационной системе информации или размещения недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, жалоба ООО «УК «Наш район» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее.

На официальном сайте zakupki.gov.ru МУП «Тепловые сети» УМР размещены планы закупок товаров, работ, услуг на 2018-2019 г., а также на 2019-2020 г. Как следует из содержания жалобы, указанные планы закупок не содержат сведений об осуществляемых данным заказчиком закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации вышеназванного права Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение).

Пунктом 2 данного Положения определен закрытый перечень заказчиков, на которых распространяется действие настоящего Положения. Одним из критериев отнесения заказчиков к данному перечню является годовой объем выручки заказчика от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год. В соответствии с положениями данного пункта в числе условий, при соблюдении которых на заказчика распространяется действие настоящего Положения, указан минимальный размер годового объема выручки, превышающий в зависимости от категории заказчика 500 млн. руб., 2 млрд. руб, 10 млрд. руб.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что
МУП «Тепловые сети» УМР не относится к числу указанных в пункте 2 Положения заказчиков, поскольку годовой объем выручки данного унитарного предприятия за 2018 г. составил 48 479 242 руб., а за 2019 г. - 40 657 517 руб. В подтверждение данного довода заказчиком представлено информационное письмо и.о. директора МУП «Тепловые сети» УМР Макарова А.В. от 13.02.2020 № 31.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что у заказчика отсутствовала обязанность по закреплению в плане закупок товаров , работ, услуг позиций, предусматривающих проведение закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

29.01.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru заказчиком размещены Извещение № 32008813886 и Документация о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по обслуживанию тепловых сетей (далее — Документация о закупке) в порядке, установленном Законом о закупках.

Пунктом 18 раздела 1 Документации о закупке установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать, в том числе, выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области устройства сетей теплоснабжения по форме, утвержденной соответствующим Приказом Ростехнадзора РФ, выданную уполномоченным территориальным органом; копии документов, подтверждающих наличие у участника (поставщика, подрядчика, исполнителя) на праве собственности или ином законном основании, для исполнения договора, по одной единице строительной техники: экскаватор, трактор.

Заявитель полагает, что установление заказчиком вышеназванных требований к содержанию заявки на участие в закупке направлено на ограничение числа лиц, способных принять участие в данной конкурентной процедуре.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться, в том числе, принципом отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

В пункте 6.1.1 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепловые сети» УМР, утвержденного приказом директора
МУП «Тепловые сети» УМР Кукушкина М.В. от 29.11.2019 № 59 (далее — Положение о закупках), указан закрытый перечень обязательных требований к участникам закупки. Аналогичный перечень также содержится в пункте 17
раздела 1 Документации о закупке. Данный перечень не содержит в числе предъявляемых к участникам закупки обязательных требований членство в саморегулируемой организации в области устройства сетей теплоснабжения, а также наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании по одной единице строительной техники — экскаватора и трактора.

Согласно пункту 6.2 Положения о закупках заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам проведения процедуры закупки. Дополнительные требования должны быть в обязательном порядке включены в документацию о конкурентной закупке.

В пункте 17 раздела 1 Документации о закупке заказчиком установлено единственное дополнительное требование к участникам рассматриваемой закупки: «Место нахождения трудовых и материальных ресурсов участника (поставщика, подрядчика, исполнителя), территориально расположены по месту нахождения заказчика».

Таким образом, наличие у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области устройства сетей теплоснабжения, а также наличие на праве собственности или ином законном основании по одной единице строительной техники — экскаватора и трактора не предъявлялось заказчиком ни в числе обязательных, ни в числе дополнительных требований к участникам рассматриваемого конкурса.

Согласно пункту 6.3 Положения о закупках перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации о конкурентной закупке и извещения о проведении запроса котировок, а также требования к их оформлению определяются настоящим Положением, документацией о конкурентной закупке и извещением о проведении запроса котировок.

Следовательно, поименованные в документации о закупке документы должны подтверждать соответствие участника закупки обязательным и дополнительным требованиям, установленным заказчиком.

Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, спорные документы являются дополнительными, участники закупки не должны обязательно предоставлять данные документы в составе заявки. Однако приложение таких документов позволяет заказчику наиболее полно оценить квалификацию и техническую оснащенность участников закупки.

 В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. Аналогичное положение закреплено в пункте 5.14.1 Положения о закупках. Следовательно, процедура проведения запроса котировок не предполагает оценку заявок участников по каким-либо критериям за исключением ценового.

Таким образом, Комиссия полагает, что установление заказчиком в пункте 18 раздела 1 Документации о закупке требования о приложении участником в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области устройства сетей теплоснабжения, а также копий документов, подтверждающих наличие у участника на праве собственности или ином законном основании, для исполнения договора строительной техники являются избыточными при избрании заказчиком запроса котировок в качестве процедуры проведения закупки.

Вместе с тем, единственным основанием для отказа в допуске к участию в закупке является несоответствие участника закупки установленным обязательным требованиям (пункт 6.4 Положения о закупках).

Следовательно, исходя из содержания вышеназванных положений Документации о закупке и Положения о закупках, непредставление заинтересованным хозяйствующим субъектом в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации в области устройства сетей теплоснабжения, а также наличие на праве собственности или ином законном основании по одной единице строительной техники — экскаватора и трактора, не препятствует данному лицу принять участие в конкурентной процедуре.

Кроме того, Комиссией установлено, что ООО «УК «Наш район» не подавало заявку на участие в закупке. В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 11.02.2020 рассматриваемая закупка признана несостоявшейся, поскольку на момент окончания срока подачи заявок не было подано ни одной заявки.

Таким образом, выявленное Комиссией избыточное требование заказчика не препятствовало хозяйствующим субъектам принять участие в запросе котировок, не повлекло нарушение прав потенциальных участников закупки, а также прав заявителя.

Пунктом 7.5 проекта договора, являющегося приложением к Документации о закупке, установлено, что оплата работ производится заказчиком по мере поступления денежных средств на расчётный счёт заказчика. Датой оплаты работ по настоящему договору является дата списания денежных средств с расчетного счета заказчика.

Как полагает заявитель, указанное положение договора также направлено на ограничение числа участников закупки.

Вместе с тем, Законом о закупках какие-либо требования к определению заказчиком порядка оплаты товаров, работ, услуг не установлены. Кроме того, как справедливо отмечает в жалобе заявитель, поскольку рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком не среди субъектов малого и среднего предпринимательства, у МУП «Тепловые сети» УМР отсутствует обязанность по соблюдению требования пункта 14(3) Положения, согласно которому срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в обжалуемых действиях МУП «Тепловые сети» УМР признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «УК «Наш район» (вх. № 1411 от 10.02.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки — МУП «Тепловые сети» УМР
(ИНН
7612043980, ОГРН 1117612001550) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по обслуживанию тепловых сетей (номер извещения — 32008813886), а также на бездействие МУП «Тепловые сети» УМР, выразившееся в неразмещении в единой информационной системе информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением от 12.02.2020 № 1438/06-07

  1.  

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии А.В. Семенюк

 

С.А. Шарутина

 

А.М. Бубнов

Связанные организации

Связанные организации не указаны