Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на ограничение ко... от 25 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов -

ПАО «ОДК-Сатурн»

152903, Ярославская обл.,

г. Рыбинск, пр. Ленина, д. 163

e-mail: polina.orlova@uec-saturn.ru

 

Заявитель -

ООО «Гипросинтез»

400074, г. Волгоград,

ул. Рабоче-Крестьянская, д. 30А

e-mail: info@giprosintez.ru

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на ограничение конкуренции

076/07/3-347/2019

 

22 июля 2019 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 25.07.2019 г.)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А.,

с участием:

от заявителя – ООО «Гипросинтез» представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом;

от организатора торгов – ПАО «ОДК-Сатурн» — <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Гипросинтез» на действия организатора торгов - ПАО «ОДК-Сатурн» (ИНН 7610052644, ОГРН 1027601106169),

в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Гипросинтез» (вх. № 6563 от 12.07.2019) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов – ПАО «ОДК-Сатурн» при проведении конкурса в электронной форме № 31908019637 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Реконструкция корпуса № 154 ПАО «ОДК-Сатурн» г. Рыбинск, Ярославской области».

Обжалуемые действия (бездействие)осуществление заказчиком закупки с нарушением требования Федерального закона «О закупках отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, выразившегося в установлении в документации требования, которое приводит к ограничению количества участников закупки.

Организатор закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 17.07.2019 № 5411/06-07.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукцио нной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

21 июня 2019 года на сайте www.zakupki.gov.ru организатором торгов размещены извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме № 31908019637.

В соответствии с Извещением о закупке датой окончания подачи заявок является 17 июля 2019 года, датой рассмотрения заявок является 18 июля 2019 года, датой подведения итогов — 25 июля 2019 года.

В период действия срока приема заявок организатору поступило 3 заявки на участие в конкурсе от ОАО «Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности», ОАО «Авиационная промышленность», ООО «Интегратор».

Уведомлением Ярославского УФАС России о поступлении жалобы от 17.07.2019 № 5411/06-07 конкурс приостановлен.

Довод заявителя о неправомерном установлении организатором торгов в документации требования о предоставлении в составе заявки копий актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14) не может быть признан обоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3.1 Приложения № 1 и пункта 14 Приложения № 3 к информационной карте установлено квалификационное требование к участникам закупки, а именно:

«Наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.

Под продукцией сопоставимого характера для целей настоящей документации понимается выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции и техническому перевооружению объектов промышленного назначения.

Успешной признается поставка продукции по соответствующему договору, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком.

Под опытом успешной поставки продукции сопоставимого объема, понимается поставка продукции сопоставимого характера в количестве не менее 1 договора за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке стоимость каждого из которых не менее 30 % от НМЦ».

Для подтверждения опыта участникам закупки необходимо представить в составе заявки справку о наличии опыта по форме подраздела 7.4, включая обязательные приложения к ней:

- Копию заключенного договора/контракта без повторного прохождения государственной экспертизы и предъявления штрафных санкций за период с 2014 года до даты окончания приема заявок на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции и техническому перевооружению объектов промышленного назначения.

- Копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на такой договор/контракт.

- Копию акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14).

Из письменных пояснений ПАО «ОДК-Сатурн» следует, что установление в документации требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок копий актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14) обусловлено следующим.

Выполнение проектно-изыскательских работ необходимо для обеспечения строительства и реконструкции производственного механосборочного корпуса на ПАО «ОДК-Сатурн» для создания производства замкнутого цикла ремонта двигателя SAM146. Основанием является паспорт инвестиционного проекта «Расширение сферы участия ПАО «ОДК-Савтурн» в программе SAM146 (протокол от 09.01.2019 № 101-135/1 совета директоров АО «ОДК»). Двигатель SAM146 предназначен для установки на пассажирские самолеты семейства SSJ100 (преимущественно компания Аэрофлот) и требует сертифицированного ремонтного производства по международным стандартам EASA (европейская сертифицирующая организация).

Исполнителю проектно-изыскательских работ необходимо разработать уникальную схему непрерывного производственного процесса, обеспечивающего полный цикл ремонта двигателя SAM146 по замкнутой схеме, а именно:

1. Выполнить разработку проектно-сметной документации в части нового строительства на площади застройки 5000 кв. м. В части нового строительства предусмотреть создание логистической зоны для одновременного хранения и ремонта двигателей SAM146, находящихся в эксплуатации.

2. Выполнить разработку проектных решений в части объединения в единый производственный комплекс реконструируемую и проектируемую часть (новое строительство) без остановки производства на время проведения строительно-монтажных работ.

3. Разработать инженерно-технические мероприятия (технологические решения) для автоматизации основных производственных процессов и использованием прогрессивного технологического оборудования.

4. Выполнить разработку проектно-сметной документации в части реконструкции существующих площадей корпуса (I, II очередей общей площадью 11 872,1 кв. м.) для создания механического и сборочного производства.

Таким образом, для ПАО «ОДК-Сатурн» самым важным результатом является реконструкция корпуса и запуск его в эксплуатацию. Разработка проектно-сметной документации лишь опосредует процесс реконструкции, является подготовительным этапом работ. Учитывая сложность поставленной задачи и важность выполнения реконструкции для Заказчика опыт участника является одним из главных критериев.

Аналогичное тексту жалобы сообщение было размещено заявителем в разделе «разъяснение документации о закупке» на электронной торговой площадке. В установленные сроки 11.07.2019 организатором торгов представлено исчерпывающее разъяснение:

1. В соответствии с п 2 ст. 48 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта»;

2. Необходимость прохождения государственной экспертизы регламентирована Постановлением Правительства РФ 05.03.2007 №145 (ред. от 15.03.2018) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» п. 2, абзац б) «государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится:» «в отношении объектов, строительство или реконструкция которых обеспечивается с привлечением средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, или юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов (за исключением объектов, указанных в абзацах втором - пятом и седьмом настоящего подпункта), - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, или государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (по выбору заявителя)»;

3. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с ст. 51 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) необходимо получать разрешение на строительство (п. 1. «Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом»);

4. По результатам получения заключения о соответствии построенного объекта (ЗОС) и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию оформляется акт по форме № КС-14 (акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссий). В данном акте прописываются номера положительных заключений государственной экспертизы, разделы разработанной проектной документации и достигнутые технико-экономические параметры объекта капитального строительства. Акт подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика), заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, а также членами приемочной комиссии, в состав которой должны входить представители организации, выполнившие подготовку проектной документации (генеральный проектировщик). Один экземпляр акта по форме № КС-14 передается разработчику проектной документации (генеральному проектировщику).

5. После проведения строительства выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с п.1 ст. 55 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации».

6. В соответствии с Постановлением Правительства РФ 05.03.2007 №145 (ред. от 15.03.2018) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» п.44, абзац 1 «Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства». Необходимость проведения повторной государственной экспертизы, связанной с невозможностью выполнения ранее разработанных технических решений, повлечет за собой дополнительные финансовые затраты, связанные с проведением повторной государственной экспертизы и несоблюдением(срывом) сроков создания объекта капитального строительства.

В п. 3.1 приложения № 1 к информационной карте указано, что под опытом успешной поставки продукции сопоставимого объема, понимается поставка продукции сопоставимого характера в количестве не менее 1 договора за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке стоимость каждого из которых не менее 30 % от НМЦ. Постановлением Правительства Российской Федерации №87 предусматривается разработка раздела проектной документации (раздел ПОС). Средняя продолжительность проведения работ по «проекту организации строительства», связанных с реконструкцией и техническим перевооружением объекта промышленного назначения, составляет от 1 года до 3 лет.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2019 года № Ф05-7320/2019 является результирующим документом на жалобу потенциального участника о предоставлении копии партнерских сертификатов от компаний конкретных производителей (указан перечень). Предмет вышеуказанной жалобы не имеет отношения к предмету настоящей закупки. Одновременно в требованиях настоящего предмета закупки отсутствуют ограничения по предоставлению копии акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14) от конкретной корпорации, организации корпорации, дочернего общества организации корпорации и/или какого-то конкретного юридического лица.

В п. 3.1 приложение №2 к информационной карте указано, что подтверждающим документом является справка о наличии опыта (форма 4) по форме, установленной в подразделе 7.4, с приложением документов.

Таким образом, требование об обязательном приложении к Справке о наличии опыта по форме подраздела 7.4 копии акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14) является обоснованным.

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав доводы сторон, пришла к следующему выводу.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закон о закупках не содержит ни перечня требований (в том числе квалификационных), ни правил или ограничений по их установлению.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, определение необходимых требований к оказываемым услугам является обязанностью Заказчика и позволяет по результатам конкурентной закупки определить исполнителя работ, который наилучшим образом сможет выполнить работы, предусмотренные в документации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что заказчиком правомерно и обосновано установлено требование о предоставлении в составе заявки копий актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-14).

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Гипросинтез» (вх. № 6563 от 12.07.2019) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов – ПАО «ОДК-Сатурн» (ИНН 7610052644, ОГРН 1027601106169) при проведении конкурса в электронной форме № 31908019637 на выполнение проектно-изыскательских работы по объекту «Реконструкция корпуса № 154 ПАО «ОДК-Сатурн» г. Рыбинск, Ярославской области» необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 17.07.2019 № 5411/06-07..

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии С.А. Шарутина

 

К.А. Савичева

Связанные организации

Связанные организации не указаны