Определение №9034/23 076/05/7-1054/2023 от 11 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА 076/05/7-1054/2023

ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«11» сентября 2023 года город Ярославль

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе заместитель руководителя Управления Шушкова А. С., рассмотрев материалы по факту распространения рекламы препарата «Трилекса» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

УСТАНОВИЛ:

Ярославским УФАС России рассмотрено обращение физического лица, поступившее в Управление 12 июля 2023 года (вх. № 9387-ЭП/23) о распространении в газете «Комсомольская правда. Ярославль. Новости региона», в том числе, на сайте https://www.yar.kp.ru статьи «Муковисцидоз. Право выбора: Трилекса или Трикафта!».

Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе») не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Рекламируемое средство отсутствует в Государственном реестре лекарственных средств, следовательно, в данном случае усматриваются признаки нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Препарат «Трилекса» является рецептурным, следовательно, публикация рекламы данного препарата в газете не является допустимым способом рекламирования по части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В рассматриваемой рекламе предупреждение «Проконсультируйтесь с врачом, имеются противопоказания» является неполным, отсутствует указание на необходимость ознакомления с инструкцией по применению, размер предупреждения составляет менее 5 % рекламной площади, что содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с абзацем 3 пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

В данной рекламе содержится некорректное сравнение препарата «Трилекса» по отношению к другим препаратам «Оркамби», «Симдеко», «Калидеко», «Трикафта». Между указанными препаратами проводится не основанное на сравнимых показателях сравнение без объективных подтверждений.

В частности, содержится информация о том, что препарат «Трилекса» является «генериком» без доказательств.

Следовательно, в данном случае усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В данной рекламе создается впечатление о преимуществе препарата «Трилекса» без доказательств, что содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

По смыслу статей 1229, 1358 ГК РФ запрещается обращение, реклама лекарственных средств, в которых без согласия патентообладателя использован каждый признак соответствующего независимого пункта формулы изобретения патента.

Исходя из проведенного патентными поверенными анализа следует, что в объекте рекламирования - препарате «Трилекса» использованы признаки соответствующих приведенных независимых пунктов формул изобретений указанных патентов, что содержит признаки нарушения части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента, является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В рассматриваемой рекламе указано относительно препарата «Трикафта» и его производителей «Эта западная компания не планирует открывать в России филиал, проводить клинические исследования своих препаратов или открывать заводы, что удешевило бы их стоимость», «Фармпроизводителю нет необходимости оказывать благотворительную помощь пациентам, бесплатно жертвовать стартовые 2-3 месячные курсы лечения, как это делают другие фармпроизводители орфанных препаратов», «Достаточно продавать лекарство через компанию-посредника и получать прибыль. А максимальную прибыль всегда получают в условиях отсутствия конкуренции», в связи с чем, усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 16 статьи 18. 1 ФЗ «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Рассматриваемая реклама не содержит требуемого объема сведений, а именно, не содержит сведений о рекламодателе, в связи с чем, усматриваются признаки нарушения части 16 статьи 18. 1 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Возбудить производство по делу № 076/05/7-1054/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  2. Признать лицом, участвующим в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «Сиверс» (153025, г. Иваново, ул. Гагарина, д. 19, пом. 1007);

- ООО «Фабрика популярности» (143906, Московская область, г. Балашиха, квартал Изумрудный, д. 11, кв. 304).

  1. Назначить дело № 076/05/7-1054/2023 к рассмотрению на «05» октября 2023 года в 14 часов 00 минут в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46, каб. 306.

  2. ООО «Сиверс» представить не позднее «04» октября 2023 года следующие сведения (надлежащим образом заверенные документы и материалы):

- свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ;

- согласованный текст указанной рекламы;

- договоры на распространение рекламы, документы, свидетельствующие об оплате указанной рекламы; акты приема-сдачи выполненных работ (при наличии);

- доказательства, подтверждающие достоверность утверждений, указанных в рекламе относительно препарата «Трилекса»;

- письменные пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с приложением соответствующих документов;

- письменные пояснения в случае отсутствия указанных документов.

 

5. ООО «Фабрика популярности» представить не позднее «04» октября 2023 года следующие сведения (надлежащим образом заверенные документы и материалы):

- свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ;

- согласованный текст указанной рекламы;

- договоры на распространение рекламы, документы, свидетельствующие об оплате указанной рекламы; акты приема-сдачи выполненных работ (при наличии);

- доказательства, подтверждающие достоверность утверждений, указанных в рекламе относительно препарата «Трилекса»;

- письменные пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с приложением соответствующих документов;

- письменные пояснения в случае отсутствия указанных документов.

Принять участие в рассмотрении дела можно посредством видеоконференцсвязи, перейдя по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4362669391.


 

Председатель Комиссии А. С. Шушкова


 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны