Предупреждение б/н Предупреждение от 16 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области

150000, г. Ярославль,

ул. Советская, д. 11/9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-08/14 -20

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

«16» сентября 2020 года г. Ярославль

 

 

По результатам проверки обращения МЧУ «Нефросовет-Ярославль» (вх. № 4333 от 15.04.2020) Ярославским УФАС России установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),

Установленные приведенной нормой запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Для квалификации действий (бездействия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве нарушения установленного статьей 15 Закона о защите конкуренции запрета необходимо установить, что действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и они не основаны на законе.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области «Об организации оказания заместительной почечной терапии в Ярославской области» № 823 от 23.08.2019 утверждены регламент организации оказания заместительной почечной терапии больным с хронической почечной недостаточностью в медицинских организациях на территории Ярославской области (Приложение № 1 к Приказу, далее - Регламент) и Положение об Областной комиссии по отбору и направлению больных с терминальной почечной недостаточностью на заместительные виды почечной терапии (Приложение №2 к Приказу, далее – Положение о комиссии).

Указанный выше регламент определяет организацию оказания заместительной почечной терапии (гемодиализ, перитонеальный диализ, трансплантация почки) пациентам с терминальной стадией хронической почечной недостаточности (далее - ХПН) и острым почечным повреждением в медицинских организациях Ярославской области.

В соответствии с пунктом 4 Порядка отбор больных с терминальной ХПН, выбор метода заместительной почечной терапии, сосудистого доступа и направление пациентов на заместительную почечную терапию осуществляется Областной комиссией по отбору и направлению больных с терминальной хронической недостаточностью на заместительные виды почечной терапии (далее - Комиссия).

Согласно подпункту 3.3 пункта 3 Положения о комиссии к основным задачам последней относится распределение пациентов для проведения амбулаторного гемодиализа по медицинским организациям.

Пунктом 5 Регламента установлено следующее.

Заместительная почечная терапия методом амбулаторного диализа пациентам с терминальной ХПН оказывается по направлению Комиссии в медицинских организациях области.

Оказание диализной помощи на территории Ярославской области осуществляется в ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница», ГБУЗ ЯО «Городская больница № 1 г. Рыбинска» - в экстренном и плановом порядке, в ООО «Ярославский диализный центр», МЧУ «Нефросовет-Ярославль», МЧУ «Нефросовет - Рыбинск».

При распределении больных Комиссией учитываются состояние пациента, пожелание пациента по выбору медицинской организации, место фактического проживания, график работы для работающих пациентов, график процедур, способ доставки на гемодиализ других пациентов, проживающих в данном муниципальном районе.

Согласно решению Комиссии при первичном направлении больного на амбулаторный гемодиализ врач-нефролог ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» обеспечивает оформление талона-направления в электронном виде (пункт 11 Регламента).

Как указывает заявитель, гемодиализный центр МЧУ «Нефросовет-Ярославль», расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 57/17, начал свою работу с ноября 2019 года. При этом с момента начала работы гемодиализного центра Комиссией в МЧУ «Нефросовет-Ярославль» не было направлено ни одного пациента для получения в плановом порядке почечной терапии методом амбулаторного диализа. Находящиеся в настоящий момент на лечении в МЧУ «Нефросовет-Ярославль» пациенты привлечены учреждением собственными силами и перешли из других организаций, осуществляющих амбулаторный диализ, по собственной инициативе.

Сведений и документов, подтверждающих обратное, ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» и председателем Комиссии не представлено.

При этом пунктом 5.6 Положения о комиссии предусмотрено, что принимаемое Комиссией решение о направлении пациента на амбулаторный диализ оформляется протоколом, составленном в трех экземплярах, один из которых остается в архиве Комиссии. Копии указанных протоколов в антимонопольный орган также не представлены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Регламент и Положение о комиссии, утвержденные Приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области «Об организации оказания заместительной почечной терапии в Ярославской области» № 823 от 23.08.2019, не содержат положений, регламентирующих порядок, способ информирования пациентов, направляемых Комиссией для получения в плановом порядке почечной терапии методом амбулаторного диализа, о медицинских организациях, которые такие услуги оказывают. Сведения о лице, на которое возложена такая обязанность по информированию пациентов, в указанном нормативном акте отсутствуют.

Из представленной департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области и ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» пояснений (№ 6481 от 15.06.2020, № 7377 от 09.07.2020) следует, что пациент информируется Комиссией об организациях, оказывающих помощь диализным пациентам. Комиссия информирует пациента о методе лечения, всех его преимуществах и недостатках, об осложнениях, которые могут возникнуть. Место лечения согласно Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ и Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ пациент выбирает самостоятельно.

Антимонопольный орган критически относится к указанным сведениям на основании следующего.

Доказательств такого информирования в Ярославское УФАС не представлено. Кроме того, к обращению МЧУ «Нефросовет-Ярославль» приложены письменные пояснения пациента заявителя. Согласно указанным пояснениям, а также представленным в антимонопольный орган документам (выписной эпикриз ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница», выписка ООО «Ярославский диализный центр» из истории болезни от 24.03.2020, медицинская карта) данный пациент 21.09.2019 был госпитализирован по экстренным показаниям в ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница», где ему была сформирована фистула для последующего оказания гемодиализа. На стационарном лечении в нефрологическом отделении ГБУЗ ЯО «Областная клиническая больница» пациент находился с 21.09.2019 по 17.12.2019. Далее пациент получал почечную терапию методом амбулаторного диализа в ООО «Ярославский диализный центр». Как указывает пациент, ему сообщили, что все пациенты после выписки из стационара получают амбулаторный диализ в ООО «Ярославский диализный центр», информация об иных организациях, оказывающих данные услуги в г. Ярославле, до него не доводилась. С 24.03.2020 пациент прекратил лечение в ООО «Ярославский диализный центр» по собственному желанию и поступил на амбулаторное лечение в МЧУ «Нефросовет-Ярославль».

Отсутствие в Приказе департамента здравоохранения и фармации Ярославской области «Об организации оказания заместительной почечной терапии в Ярославской области» № 823 от 23.08.2019 норм, регламентирующих порядок информирования пациентов о медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в плановом порядке по почечной терапии методом амбулаторного диализа, приводит к нарушению предусмотренной пунктом 4 статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ и пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ обязанности информирования пациента о праве выбора медицинской организации. Направление Комиссией пациента в одну из медицинских организаций, предусмотренных пунктом 5 Регламента, в отсутствие у пациента информации о возможности получения медицинской услуги в иных медицинских организациях, ставит хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке медицинских услуг по оказанию медицинской помощи в плановом порядке по почечной терапии методом амбулаторного диализа, в неравное положение, поскольку отсутствие у пациента информации о той или иной медицинской организации, осуществляющей деятельность на указанном рынке, снижает уровень востребованности услуг такой организации со стороны пациентов.

Таким образом, действие Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области по подписанию Приказа «Об организации оказания заместительной почечной терапии в Ярославской области» № 823 от 23.08.2019, в котором отсутствуют нормы, регламентирующие порядок информирования пациентов о медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в плановом порядке по почечной терапии методом амбулаторного диализа, влечет или может повлечь ограничение конкуренции на рынке медицинских услуг по оказанию медицинской помощи в плановом порядке по почечной терапии методом амбулаторного диализа, и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: совершить действия по внесению изменений в Приказ «Об организации оказания заместительной почечной терапии в Ярославской области» № 823 от 23.08.2019 в части установления порядка информирования пациентов о медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в плановом порядке по почечной терапии методом амбулаторного диализа и о наличии у пациента права выбора медицинской организации.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «26» октября 2020 года.

О выполнении предупреждения надлежит сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель управления И.Г. Паутов

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны