Решение б/н Решение от 19 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор -

департамент имущественных и

земельных отношений ЯО

e-mail: dizo@yarregion.ru

Заявитель –

ООО «Торф-Альтернатива»

e-mail: Ddenger77@gmail.com

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 076/10/18.1-368/2020

Резолютивная часть решения оглашена 14.05.2020 г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 19.05.2020

Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договора, порядка осуществления процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,

с участием:

от заказчика – департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее – также Заказчик, Департамент) –  (по доверенностям),

от заявителя – ООО «Торф-Альтернатива» (далее – Заявитель, Общество) – присутствовали на последнем заседании комиссии 14.05.2020 в 15 00 . (по доверенности), Кузина А.А, (протокол собрания участников ООО «Торф-Альтернатива от 18.02.2020 № 4),

рассмотрев жалобу ООО «Торф-Альтернатива» (вх. № 4711 от 24.04.2020) на действия (бездействие) организатора торгов – департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН 7604016214, ОГРН 1027600691469), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 13.1 закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Закона Ярославской области от 09.06.2009 № 30-з «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования» право пользования участками недр местного значения, а также участками недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов на территории Ярославской области может быть приобретено на основании решения уполномоченного органа, принятого по результатам аукциона в случаях, установленных федеральным законодательством.

Так, согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр являются принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 13.03.2020 № 31 О проведении аукциона № 6/20 на право пользования участком недр местного значения месторождением 45 квартал принято решение о проведении аукциона в первом квартале 2020 года.

Таким образом, торги, проводимые департаментом, в виде аукциона № 6/20 на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – торфа и сапропеля на месторождении 45 квартал площадью 31 га, расположенном в 14 км к юго-западу от г. Переславля-Залесского городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (130320/0123657/01), являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Ярославское УФАС России поступила жалоба
ООО «Торф-Альтернатива» (вх. № 4711 от 24.04.2020) на действия (бездействие) организатора торгов – департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – торфа и сапропеля на месторождении 45 квартал площадью 31 га, расположенном в 14 км к юго-западу от г. Переславля-Залесского городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (изв. № 130320/0123657/01).

Обжалуемые действия (бездействие) — неправомерный отказ аукционной комиссии в приёме заявки ООО «Торф-Альтернатива», в связи с её несоответствием (далее – отказ в приёме заявки) требованиям Порядка проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Ярославской области, утверждённого постановлением правительства Ярославской области от 12.03.2010 № 148-п «Об утверждении порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр и признании утратившим силу отдельных постановлений правительства Ярославской области» (далее – Порядок № 148-п), в том числе несоответствия её содержания объявленным условиям аукциона, а также подачей за пределами установленного для этого срока.

Заказчик закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 29.04.2020 № 4419/06-07, уведомление о продлении срока и объявлении перерыва в рассмотрении жалобы от 06.05.2020 № 4567/06-07, уведомление о перерыве в рассмотрении жалобы от 13.05.2020 № 4768/06-07,

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

13.03.2020 в 17 часов 44 минуты Департаментом размещено извещение
№ 13.03.2020 о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – торфа и сапропеля на месторождении 45 квартал площадью 31 га, расположенном в 14 км к юго-западу от г. Переславля-Залесского городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области на сайте https://torgi.gov.ru/index.html (далее - официальный сайт торгов).

Протоколом от 20.04.2020 № 6/20 (далее – Протокол) аукционная комиссия отказала в приёме заявки ООО «Торфе-Альтернатива», так как последняя признана не соответствующей требованиям Порядка № 148-п, в том числе несоответствия её содержания объявленным условиям аукциона, поданной за пределами срока подачи заявок, установленного условиями аукциона (после 16 часов 00 минут 8 апреля 2020 года).

Также, согласно пункту 8 таблицы Протокола, у аукционной комиссии имелись замечания к технологии, предложенной ООО «Торф-Альтернатива).

В уведомлении от 22.04.2020 № ИХ.28-3462/20 Департамент сообщил ООО «Торф-Альтернатива» об отклонении заявки и основаниях принятого решения, указав, помимо причин, зафиксированных в протоколе (в том числе замечаний к технологии, предложенной ООО «Торф-Альтернатива) следующее: заявка Общества подана с нарушением пункта 5 Порядка № 148-п, а именно невозможность представления претендентом доказательств того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. В обосновании данной позиции департамент приводит в данном уведомлении ряд

Заявитель просить признать действия по отказу в приёме его заявки Департаментом незаконными, считая, что обстоятельства, указанные Департаментом в уведомлении не соответствуют действительности, а заявка подана в пределах срока подачи заявок.

Комиссия Ярославского УФАС России, исследовав все представленные сторонами доказательства, в том числе материалы видеосъёмки (имеются в материалах дела), заслушав объяснения сторон и изучив иные сведения, приходит к следующим выводам.

В соответствии с разделом 2 условия проведения аукциона № 6/20 на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – торфа и сапропеля на месторождении 45 квартал площадью 31 га, расположенном в 14 км к юго-западу от г. Переславля-Залесского городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (далее – Условия проведения аукциона):

1) дата начала срока подачи заявок: 14.03.2020 года;

2) дата окончания срока подачи заявок: 08.04.2020 года в 16.00 часов (время московское).

При этом указано, что заявки подаются в рабочие дни с 9.00 часов до 16.00 часов, обед с 12.00 часов до 13.00 часов (время московское).

Место подачи заявок: 150000, Ярославская область, г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 10/3, каб. 310 (здание Департамента).

В своей жалобе Заявитель утверждает, что заявка была подана им в пределах установленного Условиями проведения аукциона срока подачи заявок, что подтверждается, по мнению ООО «Торф-Альтернатива», соответствующими записями в журнале регистрации заявок, согласно которым заявка Общества зарегистрирована в 15 часов 55 минут, а также тем фактом, что иные участники, подавшие свои заявки на участие в аукционе после Заявителя, были допущены к проводимым торгам.

В обоснование подачи своей заявки за пять минут до окончания срока подачи заявок, Заявитель указал, что что раньше 08.04.2020 года у него не имелось возможности подать заявку в связи с особым режимом работы Департамента, о котором ему неоднократно по телефону сообщалось работником Департамента. Также в обоснование данного довода Общество прикладывает фотографию объявления (имеется в материалах дела), согласно которой Департамент временно прекращает приём документов от граждан и юридических лиц.

Между тем комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.

Согласно пояснениям, данным Департаментом в ходе рассмотрения дела, 09.04.2020 в его адрес поступило устное обращение от представителя одного из участников аукциона ООО «РЕСУРС-П» - Титова А.В., о факте подачи заявки
ООО «ТОРФ-Альтернатива» за пределами отведённого срока для совершения таких действий.

После поступления данного обращения в адрес Департамента и вскрытия конвертов (09.04.2020), последним вынесен приказ о проведении расследование от 09.04.2020 № 75-к, в ходе которого изучены записи с камер видеонаблюдения (камера показывает входную дверь департамента) и взято объяснение сотрудника ФГУП «Охрана» Росгвардии по Ярославской области.

10.04.2020 Титов А.В. в своём письменном обращении указывает, что 08.04.2020 в 15 часов 50 минут он находился в здании Департамента, где подавал заявку, время регистрации которой заняло, по его словам, 11 минут. Далее, по словам Титова А.В., содержащимся в его обращении к Департаменту, в 16 часов 03 минуты в здание (вестибюль) Департамента зашёл курьер и сообщил, что хочет срочно сдать документы по аукциону. Не смотря на окончание срока подачи заявок по аукциону № 6/20 лицо, принимающее заявки – Мазепо А.А., зарегистрировал заявку ООО « Торф-Альтернатива».

При просмотре записей с камер видеонаблюдения, Департамент установил, что курьер зашёл в здание Департамента в 15 часов 35 минут. Увидев, что время, показываемое камерой, явным образом отстаёт от Московского, Департаментом принято решение об обращении к ГКУ ЯО «Учреждение по содержанию и эксплуатации административных зданий» (далее – Учреждение) (письмо от 16.04.2020 № вх. 28-3312/20).

Последнее в своём письме от 23.04.2020 сообщило, что 10.04.2020 в рамках технического обслуживания систем видеонаблюдения было изменено время на видеорегистраторе, так как оно отставало от актуально на 26 минут 12 секунд.

Уведомлением о продлении срока рассмотрения жалобы и объявления перерыва Ярославское УФАС России запросило у Департамента подтверждающие документы выполненных работ по техническому обслуживанию камер видеонаблюдения.

Департаментом был сделан соответствующий запрос в адрес Учреждения от 08.05.2020 № 28-3912/20, на который последнее сообщило следующее: «Непосредственное техническое обслуживание систем видеонаблюдения осуществляет независимый подрядчик по заявке и в присутствии сотрудника Учреждения. Так как оплата обслуживания видеокамер осуществляется по факту проведения работ, в то в целях оптимизации затрат, корректировка времени производится одновременно с иным техническим обслуживанием или при копировании информации с камер, как было в Вашем случае».

После этого, как указывается в письме Учреждения, составляется акт, где фиксируется время корректировки и внесённая поправка, которая в данном случае составила 26 минут 12 секунд. Копия акта приёмки-сдачи работ от 10.04.2020 имеется в материалах дела.

Таким образом, путём корректировки времени, было установлено время отставания записи с камер. Оснований не доверять представленным документам у Комиссии не имеется. Заявитель не предоставил доказательств, опровергающие указанные сведений.

Косвенно факт подачи заявки за пределами установленного срока подтверждается объяснениями сотрудника ФГУП «Охрана» Росгвардия по ЯО, где тот указывает, что после 16 часов 00 минут сотрудник Департамента Мазепо А.А, впустил посетителя, перед этим, выпустив двух других лиц, а после стал записывать что-то в журнал. После этого посетитель передал Мазепо А.А, конверт. Исходя из данных обстоятельств дежурным сделан вывод, что это был один из участников аукциона.

Комиссия Ярославского УФАС России изучила отрывок видеозаписи, представленный Заказчиком, и установила, что в 15 часов 35 минут (после корректировки времени в 16 часов 01 минуту (без учёта секунд) из здания Департамента вышло двое людей, а сразу же за этим зашёл другой посетитель.

Таким образом, объяснения дежурного, записи с камер видеонаблюдения, письменное обращение Титова А.В. содержат факты, подтверждающие друг друга, и принимаются Комиссией в качестве доказательств по делу.

По результатам служебной проверки Мазепо А.А. привлечён к дисциплинарной ответственности в виде увольнения (приказ Департамента от 27.04.2020 № 91-к).

С учётом всех вышеизложенных обстоятельств и того факта, что в 16 00 здание Департамента закрывается и значит иных посетителей в нём находится не должно, а значит лицо, запечатленное на записи с камеры видеонаблюдения, которое впустил последним Мазепо А.А. и о котором говорит в своих письменных объяснениях дежурный, является курьером, доставившим заявку ООО «Торф-Альтернатива», комиссия Ярославского ФАС России приходит к выводу, что заявка ООО «Торф-Альтернатива» подана за пределами установленного срока, то есть после 16 часов 00 минут.

Доводы Заявителя о невозможности подать заявку до 16 часов 00 минут 08.04.2020, в связи с особым режимом работы Департамента, а также о том, что другие участники данного аукциона подали свои заявки после подачи заявки
ООО «Торф-альтернатива» и были допущены, Комиссией Ярославского УФАС России не принимаются, как не нашедшие подтверждения в материалах дела.

Более того, ООО «Торф-Альтернатива» только 08.04.2020 уплатило сбор за участие в аукционе, что подтверждается платёжным поручением, входящим в состав его заявки, предоставление которого является обязательным для допуска к участию в аукционе (абзац 3 пункта 4.5 Порядка № 148-п).

Протоколом от 20.04.2020 Заявителю отказано в принятии заявки в связи с пропуском срока для подачи заявок.

Согласно абзацу 2 пункта 7.2 Порядка 148-п решение об отказе в приёме заявки аукционная комиссия принимает при наличии оснований, указанных в разделе 5 Порядка.

Разделом 5 Порядка № 148-п урегулированы основания для отказа в приёме заявки.

Как указано в абзаце 1 раздела 5 данного порядка основанием для отказа в приёме заявки является подача заявки с нарушением, установленных требований.

В соответствии с разделом 7 Условий проведения аукциона заявка участника должна быть подана в надлежащее время и срок.

Аукционная комиссия законно и обоснована отклонила заявку ООО «Торф-Альтернатива» по данному основанию.

Вместе с тем, в Протоколе под цифрой «2», которым отказано в принятии заявки Общества, содержится ещё одно основание отказа – заявка не соответствует требованиям Порядка, в том числе несоответствие её содержания объявленным условиям аукциона.

В своём уведомлении Департамент конкретизировал обстоятельства, о которых идёт речь под цифрой «2».

Так Департамент указывает на несоответствие предложенной технологии ведения работ, которая изложена Обществом в справке, технологиям, предусмотренным технологиям для разработки месторождения торфа.

Комиссия изучила справку ООО «Торф-Альтернатива», являющуюся частью заявки участника, и установила, что подготовку запасов для промышленного освоения Общество планирует осуществлять путём бурения, разработка месторождения будет осуществляться с помощью экскаватора, что подтверждается перечнем технических средств, в числе которых указано 3 экскаватора и бульдозер, а также словами, содержащимися в справке о применяемых технологиях и их описании «Отработка пустых пород и полезной толщи планируется по уступам, сплошным забоем боковыми проходами верхним или нижним черпанием экскаватора с погрузкой добываемого материала в автотранспорт».

В пункте 8 таблицы Протокола, указано, что имеются замечания в письменной виде Щукиной Н.К к справке о применяемых технологиях с их описанием.

Согласно данным замечаниям торф добывается двумя способами (как пояснил специалист Департамента на заседании Комиссии, есть и иные способы) фрезерным способом и с помощью экскаватора.

Также в замечаниях указано, что в целях противопожарной безопасности при экскаваторном способе добычи торфа должны быть канавы.

На заседании Комиссии специалист Департамента пояснил, что из текста справки о применяемых технологиях и их описании вытекает, что ООО «Торф-Альтернатива» планировало использовать экскаваторный способ добычи торфа, однако Общество не достаточно подробно описало выбранный им способ.

Комиссия не соглашается с данным основанием отказа в принятии заявки, так как ни Порядком № 148-п, ни условиями аукциона, ни Законом о недрах не установлен образец описания метода разработки месторождения торфа. Если Департаменту нужно более конкретное описание выбранного участником способа добычи, ему следует разработать соответствующий образец.

Департамент указывает на ошибку допущенную в наименовании справки перечня технических средств, суть которой заключается в указании ООО «Торф-Альтернатива» неверного места разработки. Общество в названии данной справки указало «45 квартал Даниловского МР Ярославской области», что не совпадает с местом разработки, указанным в наименовании предмета аукциона «45 квартал площадью 31 га, расположенном в 14 км к юго-западу от г. Переславля-Залесского городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области».

Комиссия Ярославского УФАС России отклоняет данный аргумент, так как в своей заявке и прочих документах Общество указывает месторождение, совпадающее с предметом аукциона. Более того, Комиссией установлено, что 45 квартал Даниловского МР Ярославской области не существует.

Данные обстоятельства говорят об излишне формальном подходе аукционной комиссии, к чему комиссия Ярославского УФАС России относится критически.

Организатор торгов помимо прочего указал, и Комиссия соглашается с ним, что договором аренды горно-транспортного оборудования с экипажем от 06.04.2020 № А53-2020 предусмотрена аренда сроком до 01.07.2020, что является в силу раздела 5 Порядка № 148-п самостоятельным основанием для отказа в приёме заявки, так как не позволяет аукционной комиссии убедиться в наличии необходимых технических средств для разработки месторождения на момент реальной возможности начала выполнения работ, которая ориентировочно появится с начала октября 2020 года. Также необходимо учитывать отсутствие в данном типе поименованных договоров преимущественного права арендатора на заключение нового договора аренды и пролонгации договора при молчаливом согласии сторон (часть 2 статьи 632 ГК РФ). Дополнительных соглашений к данному договору заявка ООО «Торф-Альтернатива» не содержит.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что в связи с подачей ООО «Торф-Альтернатива» своей заявки за пределами установленного для этого срока и непредставления документов, подтверждающих наличие технических средств по разработке месторождения, аукционная комиссия организатора торгов приняла верное решение об отказе в принятии заявки Заявителя.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Торф-Альтернатива» (вх. № 4711 от 24.04.2020) на действия (бездействие) организатора торгов – департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – торфа и сапропеля на месторождении 45 квартал площадью 31 га, расположенном в 14 км к юго-западу от г. Переславля-Залесского городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (изв. № 130320/0123657/01), необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 13.05.2020 № 4768/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии С.Н. Лебедева

 

Члены Комиссии А.В. Семенюк

С.А. Шарутина

 

А.М. Бубнов

Связанные организации

Связанные организации не указаны