Решение б/н Заключение № 076/10/5-444/2022 по результатам проверки факта... от 31 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

АО «Ярославские Энергетические Системы»

e-mail: tenders@yarensys.ru

 

Лицо,

уклонившееся от подписания договора - ООО «Сантехметурал»

e-mail: info@santehmetural.ru

Заключение № 076/10/5-444/2022

по результатам проверки факта

уклонения победителя закупки от заключения договора

27 мая 2022 года                                                                                                                г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 31.05.2022)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии – врио руководителя управления
<…>, члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы <…>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы <…>,

рассмотрев обращение АО «Ярославские ЭнергоСистемы» (вх. № 5523 от 18.05.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Сантехметурал» - победителя конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку задвижек стальных фланцевых (изв. № 32211255613), уклонившегося от подписания договора, в присутствии:

от АО «Ярославские Энергетические Системы» - <…> (по доверенности), <…> (по доверенности),

от ООО «Сантехметурал» - <…> (по доверенности), <…> (по доверенности),

у с т а н о в и л а:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило обращение АО «Ярославские ЭнергоСистемы» (вх. № 5523 от 18.05.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Сантехметурал» - победителя конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку задвижек стальных фланцевых (изв. № 32211255613), в связи с уклонением ООО «Сантехметурал» от заключения договора по результатам указанной закупки.

Рассмотрев представленные Заявителем, Обществом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в заседании Комиссии Ярославского УФАС России, установлено следующее.

25.03.2022 АО «Ярославские ЭнергоСистемы», в рамках проведения конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку задвижек стальных фланцевых, разместило на официальном сайте zakupki.gov.ru извещение № 32211255613.

05.04.2022 ООО «Сантехметурал» подало заявку на участие в закупке № 32211255613.

Протоколом закупочной комиссии АО «Ярославские ЭнергоСистемы» от 06.04.2022 победителем конкурса признано ООО «Сантехметурал», как участник, предложивший лучшие условия исполнения договора, и заявке которого присвоен первый порядковый номер.

Порядок заключения договора по итогам Закупки установлен разделом 17.1 Документации по конкурсу № 24/22 от 25.03.2022 (далее - Документация), согласно которого договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

07.04.2022 итоговый протокол, составленный по результатам конкурентной закупки, размещен в единой информационной системе. В тот же день проект договора был сформирован и направлен заказчиком в адрес Победителя закупки посредством функционала электронной торговой площадки.

Таким образом, ООО «Сантехметурал» в срок до 27.04.2022 надлежало направить в адрес заказчика подписанный со своей стороны проект договора.

Поскольку по состоянию на 27.04.2022 договор ООО «Сантехметурал» подписан не был, 28.04.2022 заказчик разместил в единой информационной системе акт признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора от 28.04.2022 № 24/22, а 18.05.2022 направил в Ярославское УФАС России соответствующие сведения о включении последнего в Реестр недобросовестных поставщиков.

ООО «Сантехметурал» считает обращение АО «Ярославские ЭнергоСистемы» в антимонопольный орган необоснованным, просит сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Согласно письменным пояснениям (вх. № 5844 от 25.05.2022), а также пояснениям представителей ООО «Сантехметурал», обществу действительно было необходимо подписать договор поставки товара в срок до 27.04.2022, однако 27.04.2022 в 16:35 обществом в Ярославское УФАС России направлена жалоба на действия заказчика — АО «Ярославские ЭнергоСистемы» при проведении конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку задвижек стальных фланцевых. Одновременно, копия жалобы направлена в адрес заказчика.

По результатам ее рассмотрения принято решение по делу № 076/10/18.1-379/2022 от 05.05.2022 (решение изготовлено в полном объеме 11.05.2022) о признании жалобы необоснованной, в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства о закупках не выявлено.

Руководствуясь разделом 17.1 Документации, ООО «Сантехметурал» пришло к выводу о продлении срока подписания проекта договора до 11.05.2022, однако, обществом эта обязанность не исполнена, в связи с отсутствием на электронной торговой площадке «РТС-Тендер» технической возможности подписать договор (отсутствовала кнопка «Подписать договор»).

В силу части 1 статьи 1 Закон о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений

Порядок осуществления конкурентной закупки установлен статьей 3.2 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В силу части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 3 статьи 5 Закона о закупках).

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральной антимонопольной службой принят приказ от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Приказ № 164/13).

В соответствии с пунктом 1 Приказа № 164/13 на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложена обязанность по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее - Сведения).

Согласно пункту 2.1 Приказа № 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России.

Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.

При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Закон о закупках не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.

Из имеющихся материалов следует, что ООО «Сантехметурал» 27.04.2022, в пределах установленного срока подписания проекта договора по результатам конкурентной закупки, обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку задвижек стальных фланцевых. Указанная жалоба 27.04.2022 также была направлена в адрес АО «Ярославские ЭнергоСистемы», что подтверждается представленными в материалы дела скриншотом страницы электронной почты ООО «Сантехметурал». Вместе с тем, исходя из представленных скриншотов страницы электронной почты (входящие письма) АО «Ярославские ЭнергоСистемы» достоверно установить, что общество жалобу ООО «Сантехметурал» не получало, Комиссии Ярославского УФАС России не представляется возможным, как и оснований исключить возможность удаления спорного письма.

Жалоба ООО «Сантехметурал» Ярославским УФАС России рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о закупках. По результатам ее рассмотрения по существу принято решение по делу № 076/10/18.1-379/2022 от 05.05.2022 о признании жалобы необоснованной.

Следовательно, учитывая дату вынесения решения комиссии УФАС по Ярославской области – 05.05.2022, договор по результатам конкурентной закупки должен быть подписан до 11.05.2022, однако, в связи с тем, что заказчиком 28.04.2022 принят и опубликован в единой информационной системе акт признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора от 28.04.2022 № 24/22, ООО «Сантехметурал» не имело технической возможности подписать проект договора в предусмотренный срок в установленном порядке.

Вышеизложенное исключает признаки недобросовестности в действиях ООО «Сантехметурал», в связи с чем, оснований для признания общества уклонившимся от заключения договора, и включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков у антимонопольного органа не имеется.

Кроме того, Комиссией установлено, что ООО «Сантехметурал» является производителем задвижек стальных клиновых, являющихся предметом закупки. Общество предоставило список исполненных договоров по аналогичному предмету закупки, что характеризует его как компетентного и надежного поставщика, а также подтверждает добросовестность общества.

Бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение ООО «Сантехметурал», его умышленное уклонение от заключения контракта, в материалах дела не имеется.

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров считает, что при сложившихся обстоятельствах, основания для включения ООО «Сантехметурал» в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Ярославского УФАС России,

заключила:

не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные АО «Ярославские ЭнергоСистемы», в отношении ООО «Сантехметурал» (ИНН 6671405567).

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны