Решение №6424/05-02 1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ... от 25 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС»

603000, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Дальняя, д. 8, помещение п26/2, комн. 5

s-res52@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный технический университет»

150023, г. Ярославль, Московский пр-т, д. 88

info@ystu.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-519/2020

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е. К., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., с участием:

заявитель, общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС» (далее также – ООО «СТРОЙРЕСУРС», заявитель, общество), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;

заказчик, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный технический университет» (далее также – ФГБОУ ВО «ЯГТУ», заказчик), - обеспечено участие представителей по доверенности Парфенова С. А., Вегеры Т. В., Вошатко Я. С., Прусовой А. Е. посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия заказчика, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный технический университет», при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития №3 по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 1 (извещение № 0371100011120000017) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

11.06.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС» на действия заказчика, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный технический университет», при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития №3 по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 1 (извещение № 0371100011120000017) (далее – жалоба).

Заявитель полагает, что документация о данном электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок:

  1. Заказчиком в документации об электронном аукционе неверно определена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, что является нарушением законодательства о контрактной системе;
  2. Проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, не содержит положения части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, что является нарушением законодательства о контрактной системе;
  3. Заказчиком в документации об электронном аукционе не предусмотрено условие о предоставлении участником закупки банковской гарантии в качестве способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением законодательства о контрактной системе.

Таким образом, на основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав пояснения представителей заказчика, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчиком, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ярославский государственный технический университет», в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 05.06.2020 размещено извещение № 0371100011120000017 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития №3 по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 1 вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 098 820,79 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В силу части 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пунктом 15 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 15 июня 2020 года.

Исходя из анализа приведенных выше норм законодательства о контрактной системе, а также с учетом того, что датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе является 15 июня 2020 года, запросы на разъяснение положений документации об электронном аукционе должны поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, то есть не позднее 11.06.2020.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются заказчиком в течение двух дней с даты поступления запроса о даче разъяснений положений аукционной документации, то есть датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе является 13.06.2020.

Согласно пункту 22 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе – 13.06.2020; в случае, если дата окончания предоставления разъяснения положений документации приходится на нерабочий день, то датой окончания предоставления разъяснений является ближайший следующий за ним рабочий день в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчиком установлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе информация, содержащаяся в статье 42 настоящего Федерального закона.

Пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно извещению № 0371100011120000017 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития №3 по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 1 и пункту 11 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» аукционной документации заказчиком установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

В силу части 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Согласно части 64 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

В соответствии с пунктом 11 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пунктом 7 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе предусмотрено, что требование обеспечения исполнения контракта не установлено в соответствии с пунктом 64 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации не установлено требование обеспечения исполнения контракта, что соответствует нормам законодательства о контрактной системе.

Согласно части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Комиссия Ярославского УФАС приходит к выводу, что данное положение, содержащее условие освобождения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций от предоставления обеспечения исполнения контракта, не должно включаться в проект государственного контракта, поскольку заказчиком в аукционной документации не установлено требование обеспечения исполнения контракта; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (часть 4 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В пункте 6 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе заказчик устанавливает следующее:

6

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

 

Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе

Размер обеспечения заявки: 0,5 % начальной (максимальной) цены контракта.

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе: в соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ.

Таким образом, заказчиком в документации об электронном аукционе не предусмотрено условие о предоставлении участником закупки банковской гарантии в качестве способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

В письменных возражениях, представленных в Ярославское УФАС России, заказчик указывает, что в аукционной документации им установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, что не исключает предоставление банковской гарантии.

Между тем в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Таким образом, законодатель разделяет такие способы обеспечения заявок на участие в аукционе, как внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии; предоставление банковской гарантии не рассматривается как частный случай внесения денежных средств.

Согласно части 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки. Таким образом, заказчик, не установив в документации об электронном аукционе предоставление банковской гарантии в качестве способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, ограничил участников закупки в выборе способов обеспечения заявки, что является нарушением части 2 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Кроме того, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что заказчик не установил в аукционной документации условия банковской гарантии. Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае установленные нарушения при утверждении документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития №3 по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 1 (извещение № 0371100011120000017) не повлияли на состояние конкуренции, поскольку согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0371100011120000017 от 18.06.2020 на участие в вышеуказанном аукционе подано пять заявок (ООО «СТРОЙРЕСУРС» участие в закупке не принимало, тем самым права общества не нарушены); результаты рассматриваемой закупки имеют крайне важное значение для заказчика, поскольку затрагивают вопросы нормального жизнеобеспечения студентов ФГБОУ ВО «ЯГТУ».

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙРЕСУРС» (ИНН 5259136135, ОГРН 1185275040455) на действия заказчика, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный технический университет» (ИНН 7605009467, ОГРН 1027600791283), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания общежития №3 по адресу: г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 1 (извещение № 0371100011120000017), обоснованной в части нарушения заказчиком частей 2, 3 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Признать заказчика, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный технический университет» (ИНН 7605009467, ОГРН 1027600791283), нарушившим части 2, 3 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Не выдавать федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ярославский государственный технический университет» (ИНН 7605009467, ОГРН 1027600791283) обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Гудкевич Е. В.

Члены Комиссии:

Семенычева Е. К.

Ерофеева И. С.

Связанные организации

Связанные организации не указаны