Решение №5293/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 25 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель –

ООО «Строитель»

 

153520, Ивановская область,

Ивановский район, с. Ново-Талицы,

ул. 1-я Яковлевская, д. 29

 

 

Организатор торгов –

Региональный фонд содействия

капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области

 

150014, г. Ярославль,

ул. Рыбинская, 44

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 06-07/48-17

 

19 мая 2017 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления И.Г. Паутов, члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Е.В. Гудкевич, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Е.В. Коженков,

с участием:

от заявителя – ООО «Строитель», <...>, <...> (по доверенности);

от организатора торгов – представителя <...>, (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Строитель» (вх. № 4811 от 12.05.2017) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов – Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, являющихся объектами культурного наследия (извещение № РТС27Б170009), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Строитель» (вх. № 4811 от 12.05.2017) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов – Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, являющихся объектами культурного наследия (извещение № РТС27Б170009).

Обжалуемые торги - электронный аукцион на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, являющихся объектами культурного наследия (извещение № РТС27Б170009).

Организатор торгов — Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.

Обжалуемые действия (бездействие) — установление в документации условий, ограничивающих конкуренцию.

Заявитель поддержал доводы, указанные в жалобе и дополнениях к жалобе.

Организатор торгов не признал нарушений в проведении торгов, представил письменные пояснения, документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «Строитель» заявку для участия в вышеуказанном аукционе предложений не подавало. Жалоба ООО «Строитель» также не связана с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются основанием для возврата жалобы в соответствии с положениями части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Следовательно, при условии соответствия жалобы требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, она подлежит рассмотрению в порядке, установленном названной статьей. Согласно части 17 статьи 18.1 при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии и принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.

Извещением о проведении электронного аукциона № РТС27Б170009 от 20.03.2017 Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области объявлено о проведении электронного аукциона на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, являющихся объектами культурного наследия. Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора – 157155019,94 рублей. Состав лота – 86 позиций.

Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области при проведении торгов руководствуется Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утверждённого постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615). В силу пункта 1 указанного Положения оно определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций.

Исходя из пункта 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций проводится для выполнения работ по последующим предметам электронного аукциона:

а) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

б) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

в) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (далее - лифты);

г) выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов;

д) выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

е) выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов";

ж) оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

При этом согласно пункту 78 Положения заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий:

а) одинаковый вид работ (услуг) на различных объектах;

б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов;

в) функциональная связанность работ (услуг) на объектах.

Как следует из пояснений представителя организатора торгов объединение в один предмет закупки 86 объектов обусловлено одинаковым видом работ (услуг) на различных объектах, а именно выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, а также территориально близким расположением объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов. Комиссия Ярославского УФАС довод представителя организатора торгов об объединении в один предмет закупки несколько объектов в один лот, в соответствии с подпунктом а) пункта 8 Положения в связи с одинаковым видом работ (выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия) считает обоснованным в связи с нижеследующим. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», установлены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, в частности, вид работ как «работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» (пункт 33 раздела III Перечня), в том числе с такими видами работ как:

33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ

33.3. Жилищно-гражданское строительство

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно

33.5. Объекты теплоснабжения

33.6. Объекты газоснабжения

33.7. Объекты водоснабжения и канализации

33.8. Здания и сооружения объектов связи

Для надлежащего выполнения работ, указанных в документации, участники закупки должен обладать свидетельством о допуске к работам по организации капитального ремонта объектов жилищно-гражданского строительства (пункт 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкция, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в установленный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту.

При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Согласно части 4 статьи 55.8 ГК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 № 624, работы по капитальному ремонту объектов жилищно-гражданского строительства оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Учитывая вышеизложенное, работы по организации капитального ремонта включают в себя целый комплекс работ:

- организация и координация работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

- осуществление строительного контроля;

- выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением третьих лиц.

Таким образом, члену саморегулируемой организации требуется получать свидетельство о допуске к работам по организации строительства, капитального ремонта, в случае, если он является лицом, осуществляющим строительство, капитальный ремонт, т.е. выполняет весь комплекс указанных работ.

Согласно реестру подрядных организаций, размещенных на сайте http://www.yarregion.ru (http://www.yarregion.ru/depts/dgz/tmpPages/pred_otbor.aspx) на момент рассмотрения Комиссией Ярославского УФАС России жалобы ООО «Строитель» зарегистрировано 2 организации в Ярославской области (ООО ЯХМ "РЕСТАВРАТОР" и ООО ФИРМА "РЕМСЕРВИС"), которые вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 500000000,00 рублей (подтверждается, имеющимися в материалах дела, свидетельствами о допуске к определённому виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных ассоциацией «Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строительных организаций») и которые могли участвовать в данном аукционе. При этом в границах Российской Федерации зарегистрированы иные организации, которые вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 500000000,00 рублей, такие как ООО фирма «Руслан», ООО «Сервис», ООО «ФИРМА «ВИС», ООО «СТЕПС», ООО «Ремстрой», ООО «Релект», ООО «ДАЛЬСТРОЙБИЗНЕС II», и которые также потенциально могли принять участие в данном аукционе.

При этом исходя из пункта 4.25 проекта договора, который заключается с победителем аукциона, среди прочих обязательств подрядчика установлена обязанность по выполнению им работ по настоящему договору собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций. Тем самым указанный пункт договора разрешает привлечение субподрядных организаций, в том числе организаций с максимальной начальной ценой договора, электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация менее 500000000,00 рублей.

Кроме того в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № Д28и-651, от 5 марта 2015 г. № Д28и-540 указано, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. При этом свидетельство о допуске к организации работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства представляется участником закупки в составе второй части заявки, следовательно, до процедуры электронного аукциона, предусматривающего подачу предложений о цене контракта исключительно в пределах "шага аукциона".

Таким образом, могут иметь место факты, когда наилучшее предложение о цене контракта, поданное при проведении электронного аукциона, будет превышать предельную стоимость организации работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, указанную в свидетельстве, выданном соответствующему участнику аукциона.

При этом победитель при заключении контракта с заказчиком вправе снизить цену контракта до суммы, указанной в свидетельстве о допуске к организации соответствующих работ.

В случае если победитель электронного аукциона отказался от такого снижения цены при заключении контракта, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с таким участником в соответствии с частью 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в связи с несоответствием такого участника требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, в действиях (бездействии) организатора торгов отсутствуют признаки ограничения конкуренции и тем самым отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу ООО «Строитель» (вх. № 4811 от 12.05.2017) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов – Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Ярославской области, являющихся объектами культурного наследия необоснованной.

Снять ограничения на организатора торгов, наложенные уведомлением (исх. № 4919/06-07 от 17.05.2017) о поступлении жалобы и о приостановлении торгов для рассмотрения жалобы по существу.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии И.Г. Паутов

 

 

Члены Комиссии Е.В. Гудкевич

Е.В. Коженков

Связанные организации

Связанные организации не указаны