Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на действия (безд... от 17 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

АО «Ярославская электросетевая компания»

e-mail: omts@yarrsk.ru

 

Заявитель

ООО «Промышленный железнодорожный транспорт №2»

e-mail: ХХХ

 

Электронная торговая площадка

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

e-mail: company@sberbank-ast.ru

(для сведения)

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 076/10/18.1-1138/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.12.2020                                    г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объёме  17.12.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Гудкевич Е.В. члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М.,

с участием:

от заявителя – ООО «Промышленный железнодорожный транспорт №2» (далее – также Заявитель) ХХХ (генеральный директор), 

от заказчика – АО «Ярославская электросетевая компания» (далее – Заказчик) ХХХ., ХХХ (по доверенностям),

рассмотрев жалобу ООО «Промышленный железнодорожный транспорт №2» (вх. № 13529 от 27.11.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки — АО «Ярославская электросетевая компания» (ИНН 7602069588, ОГРН 1087602004731), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Промышленный железнодорожный транспорт №2» (вх. № 13529 от 27.11.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки — АО «Ярославская электросетевая компания», при проведении запроса котировок на поставку металлоконструкций для нужд
АО «ЯрЭСК»
(изв. № 32009696540).

 Обжалуемые действия (бездействие) нарушение предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов, выразившееся в установлении в  Техническом задании требований о предоставлении дополнительных документов, а именно сертификатов и деклараций соответствия.

Заказчик закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы
№ 13226/06-07 от 01.12.2020.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее — Закон о защите конкуренции) установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:

19.11.2020 АО «Ярославская электросетевая компания» на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №  32009696540 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, для поставки металлоконструкций для нужд АО «ЯрЭСК».

ООО «Промышленный железнодорожный транспорт №2» подало заявку на участие в запросе котировок.

Согласно пункту 4.1 Технического задания к поставке допускаются металлоконструкции, в том числе, отвечающие следующим требованиям:

- сертификация должна быть проведена в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 16 июля 1996 № 36 «О правилах проведения сертификации электрооборудования» (с изменениями от 3 января 2001 г., 21 августа 2002 г.);

- наличие выданных уполномоченными органами Федерального Агентства по Техническому Регулированию и Метрологии действующих (на момент поставки металлоконструкций) деклараций (сертификатов) соответствия требованиям безопасности.

В соответствии с пунктом 7 Технического задания в комплект поставки металлоконструкций должны входить, в том числе, сертификат соответствия и свидетельство о приемке на поставляемые металлоконструкции, на русском языке. Также маркировка металлоконструкций, содержание и способ ее нанесения указывается в стандартах или технических условиях на металлоконструкции конкретных типов.

Заявитель указывает, что в соответствии Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» металлоконструкции не подлежат обязательному декларированию и сертификации. То есть действующим законодательством обязательное применение документов в области стандартизации при изготовлении металлоконструкций не предусмотрено.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлен перечень принципов, которыми должен руководствоваться заказчик при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективное расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Таким образом, изложенные в пунктах 4.1, 7 Технического задания требования к металлоконструкциям о наличии сертификатов соответствия, в том числе требованиям безопасности, по мнению Заявителя, противоречат части 1 статьи 3 Федерального закона  от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и ограничивают круг потенциальных участников запроса котировок.

Как было указано выше, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В целях реализации данного принципа, заказчиком устанавливаются такие требования к поставляемым товарам, которые бы наиболее полно удовлетворяли его потребности.

Как следует из пояснений АО «ЯрЭСК», установление обжалуемых требований обусловлено потребностью Заказчика, главной задачей которого является консолидация и восстановление муниципальных и ведомственных электросетевых активов области, электрических сетей садоводческих некоммерческих товариществ и социально значимых объектов.

Кроме того, как указывает Заказчик, требование о предоставлении документов при поставке товара обусловлено локальными актами, которыми АО «ЯрЭСК» руководствуется при осуществлении своей деятельности.

В подпункте «д» пункта 7.1.1. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ЯрЭСК» сказано, что в целях формирования извещения о закупке и документации о закупке Заказчик заранее определяет условия о том, что подтверждение соответствия закупаемой продукции требованиям, предъявляемым к ним со стороны Заказчика, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе во внесенных в государственный реестр системах добровольной сертификации.  Документальным выражением определения соответствия являются сертификаты или иные документы, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации

Так, в соответствии  с пунктом 4.2.1 Положения ПАО «Россети» «О единой технической политике в электросетевом комплексе» (далее – Техническая политика) система проверки качества (далее - Аттестация) в ПАО «Россети» является внутренней системой проверки качества, направленной на обеспечение потребностей Общества в современном, надежном, безопасном и эффективном оборудовании, материалах и системах для обеспечения эксплуатационной, ремонтной и инвестиционной деятельности Общества, обеспечения надежной и безаварийной работы ЕЭС России.

Согласно пункту 4.2.2 Технической политики проведение проверки качества оборудования, материалов и систем направлено на достижение следующих целей:

- обеспечения надежности и безопасности эксплуатации оборудования, материалов и систем за счет предотвращения поставок на объекты Общества и дочерних и зависимых обществ ПАО «Россети» оборудования, материалов и систем, не соответствующих по своим характеристикам, установленным техническим требованиям, требованиям безопасности, целям и условиям применения;

- исключение возможности поставок на объекты Общества и дочерних и зависимых обществ оборудования, материалов и систем, не соответствующих требованиям нормативных правых актов, действующим нормативно-технической документации, локальным нормативным актам и требованиям Общества;

- обеспечение выполнения требований технической политики Общества.

Согласно п. 4.2.5 Технической политики в случае принятия решения о приобретении оборудования, материалов и систем, не включенных в перечень допущенных к применению на объектах группы компаний ПАО «Россети», осуществляется процедура проверки качества в установленном порядке.

Обязанность прохождения проверки качества и получение документа, подтверждающего возможность применения проверенного оборудования, материалов и систем на объектах заказчика и определяющий область его применения, возлагается на поставщика/подрядчика.

Информационной базой для проведения проверки качества предложенной к поставке продукции является пакет технической документации (протоколов испытаний, сертификатов и другие) на эту продукцию, предоставляемый поставщиком/подрядчиком с учетом требований отраслевой нормативно-технической документации, стандартов и нормативно-технической документации Общества.

Закон о закупках не ограничивает права Заказчика на установление дополнительных требований к поставщикам товара, в том числе на предоставление сертификатов и деклараций соответствия.

Так как в соответствии с пунктом 4.1 Технического задания обжалуемые заявителем требования предъявляются не к участникам закупки, а к поставляемым товарам, а именно «к поставке допускаются металлоконструкции, отвечающие следующим требованиям…», то сертификаты и декларации подлежат предоставлению победителем закупочной процедуры на стадии поставки товара.

То есть в закупочной документации отсутствует требование о предоставлении данных документов в составе заявки, следовательно, возможность участия в закупке не ставится в зависимость от наличия или отсутствия таких документов у участников закупки на момент подачи заявки.

Требование о предоставлении участниками закупки указанных в Техническом задании документов на момент поставки товара не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а направлено на привлечение квалифицированных участников закупки. Указанное требование предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки без исключений.

Также Комиссией принято во внимание то, что от срока подведения итогов до момента поставки первой партии продукции (11.01.2021-20.11.2021 гг.), имеется значительный промежуток времени, позволяющий  участникам закупки пройти данную добровольную сертификацию. Тем самым не допускается нарушения прав и законных интересов участников закупки, вызванных невозможностью прохождения добровольной сертификации в установленные Заказчиком сроки.

Комиссия полагает, что отсутствие обязательной сертификации товара не исключает возможности установления требования к такой сертификации в добровольном порядке, если это вызвано потребностью Заказчика.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России, ознакомившись с пояснениями и документами, представленными сторонами, приходит к выводу об отсутствии в обжалуемых действиях Заказчика нарушений Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Промышленный железнодорожный транспорт №2»  (вх. № 13529 от 27.11.2020) на действия (бездействие) заказчика закупки —
АО «Ярославская электросетевая компания»
(ИНН 7602069588, ОГРН 1087602004731) при проведении запроса котировок на поставку металлоконструкций для нужд АО «ЯрЭСК» (изв. № 32009696540), необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России № 13226/06-07 от 01.12.2020.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                               Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии                                                                                              А.В. Семенюк

 

С.А. Шарутина

 

А.М. Давыдова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны