Заключение №8372/03-03 Заключение об обстоятельствах от 12 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела 076/01/10-322/2020

 

 12 августа 2020 года                                                                                           г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии заместитель руководителя Ярославского УФАС России <...>.,

члены Комиссии начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России <...>, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России <...>,

рассмотрев дело 076/01/10-322/2020, возбужденное в отношении                                               акционерного общества «Даниловское автотранспортное предприятие» далее АО «Даниловское АТП») ИНН 7617005925, ОГРН 1107610002840, юридический адрес: 152072, Ярославская обл., г. Данилов, ул. Ярославская, д. 79, по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции»выразившегося в действиях АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу),

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ             «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

в соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела. Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства.

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

 

Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.

АО «Даниловское АТП» оказывает на территории г. Данилова и поселка Пречистое услуги автотранспортной кассы, осуществляя продажу билетов на проезд и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания.

В связи с этим между АО «Даниловское АТП» и перевозчиками на 28 февраля 2020 года были заключены следующие договоры:

1. В г. Данилов:

- с ООО «Междуречье» договор от 01.01.2020 4 (межрегиональный маршрут);

- с АО «Ярославское АТП» договор от 27.12.2019 1 (межмуниципальный маршрут);

-с МУП «Автоколонна 1456»договор от 31.12.2019 387 (пригородные и/или междугородные маршруты);

2. В поселке Пречистое:

- с ООО «Междуречье» договор от 01.01.2020 4 (межрегиональный маршрут);

- с АО «Ярославское АТП» договор от 27.12.2019 1 (межмуниципальный маршрут);

- с Пошехонским филиалом АО «Ярославское АТП» договор от 01.01.2020 2 (межмуниципальный маршрут).

На основании п.3 договора на оказание услуг по продаже билетов пассажирами и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания 1 от 27.01.2019, заключенного между  АО «Даниловское АТП» и АО «Ярославское АТП», вознаграждение за услуги составляют 19% от суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа.

На основании п.3 договора на оказание услуг по продаже билетов пассажирами и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания 387 от 31.12.2019, заключенного между  АО «Даниловское АТП» и МУП «Автоколонна 1456», вознаграждение за услугу реализацию билетов, вокзальное и диспетчерское обслуживание равно 19% от суммы реализации.

На основании п.3 договора на оказание услуг в сфере организации пассажирских автобусных перевозок 4 от 01.01.2020, заключенного между АО «Даниловское АТП» и ООО «Междуречье Авто», вознаграждение за услуги составляют 19% от суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее Порядок) в целях установления доминирующего положения АО «Даниловское АТП» Ярославским УФАС России проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг автовокзалов, по результатам которого составлен аналитический отчет от 11 марта 2020 года.

Продуктовыми границами изучаемого рынка являются услуги автовокзала (автостанции) - объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Географическими границами рынка являются административные границы субъекта Российской Федерации г. Данилов и пос. Пречистое.

На территории Ярославской области осуществляют аналогичную деятельность и иные хозяйствующие субъекты. Однако услуги данных субъектов не могут быть признаны взаимозаменяемыми, т.к. вокзалы, автостанции и кассовые пункты находятся в разных муниципальных образованиях Ярославской области.

Согласно реестру остановочных пунктов на территории Ярославской области расположено два остановочных пункта, принадлежащих АО «Даниловское АТП»:

1) автотранспортная касса г. Данилов Ярославской области;

2) автотранспортная касса пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области.

Другие хозяйствующие субъекты в границах г. Данилов Ярославской области и пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области, оказывающие услуги автовокзала (автостанции) отсутствуют.

Таким образом, АО «Даниловское АТП» занимает доминирующее положение с долей в 100% на товарном рынке в территориальных границах г. Данилов Ярославской области и пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области.

Следовательно, на АО «Даниловское АТП» распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Применение методики ценообразования в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам. При этом комплекс услуг, оказываемый автовокзалами различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту.

Применяемая АО «Даниловское АТП» система ценообразования на услуги автотранспортной кассы приводит к дискриминационному перераспределению финансовой нагрузки по содержанию автовокзала на перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа на дальние расстояния (межмуниципальные и межрегиональные перевозки).

Оказывая перевозчикам единый комплекс услуг, определенный договором по организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах разной протяженности, АО «Даниловское АТП» устанавливает для перевозчиков различные цены (тарифы).

Такие действия АО «Даниловское АТП» приводят к дискриминации перевозчиков, ставя их в неравное положение друг с другом на рассматриваемом рынке услуг, так как в денежном выражении для перевозчиков установлен разный размер вознаграждения.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пункта 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 6 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с выявлением в действиях (бездействии) АО «Даниловское АТП» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в  создании экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), Ярославское УФАС России выдало предупреждение (исх. 2696/03-04 от 13.03.2020) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Предупреждение), путем установления одинаковой стоимости на количественно, качественно и технологически одинаковые услуги на остановочных пунктах, включая  автотранспортные кассы, по организации перевозки пассажиров и багажа в абсолютном выражении до 06.04.2020.

Во исполнение Предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области письмом от 02.04.2020 108 АО «Даниловское АТП» с 01.04.2020 установило сумму вознаграждения в размере 0,19 рубля с 1 рубля  суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа, направив дополнительные соглашения в адрес МУП «Автоколонна 1456», ООО «Междуречье Авто» и АО «Ярославское АТП».

Сумма вознаграждения в размере 0,19 рубля с 1 рубля фактически означает, что большая денежная выручка, исчисляемая в рублях, обязывает в большем размере оплачивать одинаковый для перевозчиков комплекс услуг.

Исходя из вышесказанного, Ярославское УФАС России посчитало АО «Даниловское АТП» не исполнившим Предупреждение и не устранившим признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частьюстатьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом от 16.04.2020 99 Ярославским УФАС России возбуждено дело в отношении АО «Даниловское АТП» № 076/01/10-322/2020 по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в действиях АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу).

Письмом от 26.05.2020 вх. 5751 АО «Даниловское АТП» направило в Ярославское УФАС России письменную позицию по делу, в которой сообщило, что общество действовало в соответствии с аналогичной практикой ГБУ ЯО «Яроблтранском», приложло копию приказа ГБУ ЯО «Яроблтрнском» от 12.12.2019 года 66-А «Об утверждении прейскуранта».

На заседаниях Комиссии представители АО «Даниловское АТП» также пояснили, что размер оплаты за оказываемые услуги был установлен в соответствии с порядком ценообразования, применяемым ГБУ ЯО «Яроблтранском».

Ярославское УФАС России такую позицию признает ошибочной, так как  ответственность за нарушение антимонопольного законодательства лежит на хозяйствующем субъекте, допустившим нарушение. Действия одного хозяйствующего субъекта по аналогии с другим хозяйствующим субъектом не являются исключающим обстоятельством для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушение.

Исходя из вышесказанного, довод АО «Даниловское АТП» об исполнении предупреждения по аналогии с  ГБУ ЯО «Яроблтранском» Ярославское УФАС отвергает.

Установлено, что Комиссией Ярославского УФАС России в рамках рассмотрения дела 03-03/29-18 было выдано предупреждение в адрес ГБУ ЯО «Яроблтранском» о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновения установления признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем установления одинаковой стоимости количественно, качественно и технически одинаковых услуг автовокзалов по продаже билетов в абсолютном выражении для всех перевозчиков вне зависимости от дальности поездок.

Письмом от 02.04.2019 №ТА-326/09 ГБУ ЯО «Яроблтранском» уведомило Ярославское УФАС России о выполнении предупреждения путем направления руководителям автотранспортных предприятий дополнительных соглашений об установлении следующих размеров стоимости оказываемых услуг:

- оформление одного билета на проезд пассажира составляет 19 рублей;

- оформление багажной квитанции на провоз одного места багажа, а также подлежащей оплате ручной клади составляет 19 рублей;

- обслуживание одного рейса перевозчика составляет 104 рубля.

Следовательно, со стороны ГБУ ЯО «Яроблтранском» предупреждение было исполнено, путем установления одинаковой стоимости количественно, качественно и технически одинаковых услуг в абсолютном выражении для перевозчиков вне зависимости от дальности поездок.

Приказом от 12.12.2019 66-А ГБУ ЯО «Яроблтранском» утвердило прейскурант «Цен на стоимость услуг (работ), оказываемые физическим и юридическим лицам на объектах транспортной инфраструктуры ГБУ ЯО «Яроблтранском», согласно которому установлены следующие услуги, предоставляемые перевозчикам, и их стоимость:

-услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на муниципальных и (или) межмуниципальных маршрутах пригородного сообщения составила 0,17 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате;

- услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок и контролю за посадкой пассажиров на межмуниципальных маршрутах междугородного сообщения составила 0,19 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате;

- услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на межрегиональных маршрутах, контроля наличия и проверке у пассажиров удостоверений личности, перевозочных документов и передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о персонале (экипаже) транспортных средств составила 0,25 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате;

-услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на маршрутах международного сообщения, контроля наличия и проверке у пассажиров удостоверений личности, перевозочных документов и передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о персонале (экипаже) транспортных средств составила 0,25 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области выдало предупреждение ГБУ ЯО «Яроблтранском» о необходимости прекращения указанных действий (бездействии), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем установления одинаковой стоимости количественно, качественно и технологически одинаковых услуг в абсолютном выражении, не зависящем от полученных денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате.

Письмом от 27.05.2020 №ТА-682/10/20 ГБУ ЯО «Яроблтранском» уведомило Ярославское УФАС России о выполнении предупреждения путем направления руководителям автотранспортных предприятий дополнительных соглашений с установлении следующих размеров стоимости оказываемых услуг:

-услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на муниципальных и (или) межмуниципальных маршрутах пригородного сообщения составила 17,00 руб. /с 1 билета;

- услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок и контролю за посадкой пассажиров на межмуниципальных маршрутах междугородного сообщения составила 41,00 руб/с 1 билета;

- услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на маршрутах межрегионального и  (или) международного сообщения, контролю наличия и проверке у пассажиров удостоверений личности, перевозочных документов и передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о персонале (экипаже) транспортных средств составила 99,00 руб/с 1 билета;

- услуга по продаже билетов на провоз багажа, провоз ручной клади, количество или размер которой превышает установленную норму бесплатного провоза составила 10,00 руб./ с 1 билета.

Таким образом, предупреждения, выданные ГБУ ЯО «Яроблтранском», Ярославское УФАС России признает исполненными в связи с установлением одинаковой стоимости количественно, качественно и технологически одинаковых услуг в абсолютном выражении, не зависящем от полученных денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате.

В рассматриваемом случае установленная АО «Даниловское АТП» стоимость за оказание услуг по продаже билетов пассажирам и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания в размере 19% и 0,19 рубля с 1 рубля от суммы реализации (от суммы денежной выручки), недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа, является зависимой от полученных денежных средств по каждому перевозчику, что ставит их в неравное положение относительно друг друга, так как  количественно, качественно и технологически одинаковые услуги имеют различную для них стоимость, что содержит признаки нарушения пункта 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении АО «Даниловское АТП», Комиссия оценила и проанализировала следующие документы и доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах настоящего дела:

- заявление ГБУ ЯО «Яроблтранском» от 15.05.2019 4345;

- письмо АО «Даниловское АТП» от 20.02.2020 1924;

- письмо АО «Даниловское АТП» от 02.03.2020 2286;

- ответ АО «Даниловское АТП» от 06.04.2020 3839;

- письменная позиция  АО «Даниловское АТП» письмо от 26.05.2020 5751;

-письменная позиция  АО «Даниловское АТП» письмо от 17.06.2020 6576;

- копия договора на оказание услуг по продаже билетов пассажирами и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания 1 от 27.01.2019 года, заключенного между  АО «Даниловское АТП» и АО «Ярославское АТП»;

- копия дополнительного соглашения 1 от 30.01.2020 к договору на оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания 1 от 27.12.2019;

- копия дополнительного соглашения 2 от 24.003.2020 к договору на оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания 1 от 27.12.2019;

- копия договора на оказание услуг по продаже билетов пассажирами и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания 387 от 31.12.2019 года, заключенного между  АО «Даниловское АТП» и МУП «Автоколонна 1456»;

- копия дополнительного соглашения 1 от 24.03.2020 к договору на оказание услуг по продаже билетов пассажирам и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания 387 от 31.12.2019;

- копия протокола разногласий к дополнительному соглашению от 24.03.2020 года 1 к договору на оказание услуг по продаже билетов пассажирам и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания 387 от 31.12.2019;

- копия договора на оказание услуг в сфере организации пассажирских автобусных перевозок 4 от 01.01.2020 года, заключенного между АО «Даниловское АТП» и ООО «Междуречье Авто»;

-копия дополнительного соглашения 1 от 24.03.2020 года к договору на оказание услуг в сфере организации пассажирских автобусных перевозок 4 от 01.01.2020 года;

-аналитический отчет от 11 марта 2020 года.

 

Члены Комиссии:                                                                                <....>

                                                                                                        

                                                                                                              <...>

 

                                                                                                            <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны