Решение б/н жалоба ООО «ОлСтарСистем» (вх. № 9447 от 17.09.2021) на дей... от 1 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

ОАО «РЖД»

e-mail: rkzs@nrr.ru

 

Заявитель

ООО «ОлСтарСистем»

e-mail: 

 

Электронная торговая площадка –

РТС-тендер
e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

 

 

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 076/10/18.1-960/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2021                                    г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объёме 01.10.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Гудкевич Е.В., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А.О.,

с участием:

от заказчика – ОАО «Российские железные дороги» (далее – Заказчик) <…>, <…>, <…> (по доверенностям),

в отсутствие представителя заявителя, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ОлСтарСистем» (вх. № 9447 от 17.09.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки — ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ОлСтарСистем»
(вх. № 9447 от 17.09.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки —
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 603/ОКЭ-ЦДПО/21 на право заключения договора оказания комплексных услуг по уборке объектов Северной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в 2021 - 2022 годах   (извещение №
32110604132).

Обжалуемые действия (бездействие)неправомерное установление критерия оценки и сопоставления конкурсных заявок «Квалификация персонала – уборщик», а также неправомерное установление положения о праве заказчика на осуществление дополнительного запроса информации и документов у участника закупки.

Также Заявитель полагает, что действиями Заказчика были нарушены положения статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

Заказчик закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы
№ 6204/06-07 от 17.09.2021.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее — Закон о защите конкуренции) установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Установление неправомерных критериев оценки заявок участников закупки свидетельствует о возможном нарушении заказчиком указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного жалоба ООО «ОлСтарСистем» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:

31.08.2021 ОАО «Российские железные дороги» на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110604132 о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 603/ОКЭ-ЦДПО/21 на право заключения договора оказания комплексных услуг по уборке объектов Северной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в 2021 - 2022 годах.

При организации и проведении запроса котировок Заказчик руководствуется Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд
ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г. и введенным в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 12 июля 2018 г. № 1481/р (далее – Положение о закупках), а также извещением и конкурсной документацией.

Согласно пункту 209 Положения о закупках для оценки и сопоставления заявок участников закупки в документации о конкурентной закупке используется, в том числе, критерий - квалификация участников закупки.

Пунктом 212 Положения о закупках установлено, что оценка заявок осуществляется по критериям и в порядке, указанным в документации о конкурентной закупке, на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями документации о конкурентной закупке, а также документов, перечисленных в документации о конкурентной закупке.

В пункте 3.9.23 конкурсной документации указано, что оценка конкурсных заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также документов, перечисленных в приложении № 1.4 конкурсной документации,  при этом отсутствие таких документов в составе заявки не является основанием для отклонения заявки участника.

Согласно Приложению № 1.4 к конкурсной документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» заказчиком установлено 3 критерия оценки заявок: ценовой (цена договора); квалификация участника (опыт участника и квалификация персонала - уборщик); наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

Приложением № 1.4 к конкурсной документации установлено, что в подтверждение наличия квалифицированного персонала (уборщиков) участник в составе заявки должен представить:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации;

            - согласие на обработку персональных данных;

            - сведения, подтверждающие наличие у участника соответствующего персонала (гражданско-правовые договоры и/или трудовые договоры с работниками и/или иные договоры на оказание услуг по предоставлению персонала).            

Заявитель полагает, что заказчиком неправомерно установлен подкритерий оценки и сопоставления заявок «Квалификация персонала – уборщик», поскольку данное условие конкурсной документации налагает на участника закупки дополнительные не предусмотренные действующим законодательством обязательства. Также, по мнению заявителя, наличие у участника на этапе подачи заявок кадровых ресурсов в штате не влияет  на возможность надлежащего исполнения участником обязательств по договору и не характеризует квалифицированный уровень участника, таким образом, установленные заказчиком требования приводят к необоснованному ограничению конкуренции.

Представитель заказчика пояснил, что в соответствии с условиями конкурсной документации участники закупки могут, но не обязаны предоставить в составе заявки документы и сведения, перечисленные в Приложении № 1.4 к конкурсной документации для получения дополнительных баллов по подкритерию  «Квалификация персонала – уборщик» (максимально 20 баллов), что не может свидетельствовать о наложении на участников закупки дополнительных обязательств, а также о необоснованном ограничении конкуренции.

Также заказчик пояснил, что требованиями документации не предусмотрено наличие у участника соответствующего персонала именно в штате, участник может предоставить как трудовые договоры, так и гражданско-правовые договоры, и иные договоры.

Комиссия Ярославского УФАС России соглашается с доводами
ОАО «РЖД».

Также Комиссия Ярославского УФАС России отмечает, что в пункте 4 Обзора Верховного суда РФ прямо указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Квалификация персонала – уборщик, согласно Приложению № 1.4 к конкурсной документации, оценивается путем деления количества персонала участника, задействованного в оказании услуг, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, необходимого для оказания услуг:

              Пj

Aj = ───── * 20, где

             Пmax

J=1...n, n – количество участников

Aj - количество баллов j-ого участника;

Пj – количество персонала (уборщиков), задействованного в оказании услуг имеющегося у j–ого участника;

Пmax – максимальное количество квалифицированного персонала (уборщиков), необходимое для оказания услуг, равное 323 сотрудникам.

20 – максимально возможное количество баллов.                                                          

В случае, если количество персонала участника  равно или  больше максимального количества персонала необходимого для оказания услуг, то участнику сразу присваивается максимальное количество 20 баллов.

Данная формула и расчет количества баллов, присваиваемых участнику, также свидетельствует о том, что участнику закупки на этапе подачи заявки не обязательно иметь не только максимальное или меньшее количество персонала необходимого для оказания услуг.

В случае наличия персонала участнику, согласно формуле, будет присвоен соответствующий балл, в случае отсутствия какого-либо количества персонала - не будет начислено баллов по подкритерию «Квалификация персонала – уборщик».

Закон о закупках не содержит ограничений в отношении требований, которые могут быть установлены заказчиком.

Кроме того, согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Установление подкритерия  «Квалификация персонала – уборщик» не приводит к необоснованному ограничению количества участников и направлено на выбор в результате проведения конкурентной закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.

Также заявитель в своей жалобе указал, что пунктом 3.9.9 конкурсной документации неправомерно установлено, что заказчик вправе до подведения итогов конкурса в письменной форме запросить у участников конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с конкурсной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в конкурсной документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение конкурсных заявок участников.

Данное право заказчика, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о закупках.

Антимонопольным органом установлено, что указанное условие установлено на основании пункта 240 Положения о закупке, согласно которому заказчик вправе до подведения итогов конкурентной закупки в письменной форме однократно (в отношении каждого документа/информации) запросить у участников информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой участника, предъявляемым требованиям, изложенным в документации. При этом не допускается создание преимущественных условий одному или нескольким участникам закупки, в том числе изменение и/или дополнение заявок участников закупки.

 Целью установления вышеуказанной возможности для заказчика является необходимость в случае выявления в заявке участника неточностей, ошибок или противоречий уточнить информацию путем получения от участника документов, необходимых для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых участником закупки, требованиям документации.

Сам по себе факт наличия права запросить документы и информацию не является нарушением, поскольку не затрагивает права и законные интересы участников закупки.

Отсутствие же возможности запросить у участников документы или информацию в подтверждение соответствия участника и предлагаемых им товаров/работ/услуг требованиям документации может привести к ограничению количества участников закупки, поскольку заказчик будет вынужден отклонять заявки участников, содержащие ошибки, неточности или противоречия, устранимые без изменения или дополнения заявки.

Правомерность установления такого требования подтверждается судебной практикой, в частности, постановлением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2021 по делу № А40-187182/20-72-1251.

Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

В рассматриваемом случае Комиссией не установлено наличие признаков ограничения конкуренции, поскольку установление подкритерия «Квалификация персонала – уборщик», а  также права заказчика на дозапрос документов не ограничивает право на участие в закупке, не предоставляют незаконных преимуществ ее участникам.   

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России, ознакомившись с документами и пояснениями сторон, приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика признаков нарушения Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать жалобу ООО «ОлСтарСистем» (вх. № 9447 от 17.09.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки — ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 603/ОКЭ-ЦДПО/21 на право заключения договора оказания комплексных услуг по уборке объектов Северной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» в 2021 - 2022 годах   (извещение № 32110604132) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России № 6204/06-07 от 17.09.2021.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                            Е.В. Гудкевич  

 

Члены Комиссии                                                                                        А.М. Давыдова

 

А.О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны