Решение №11778 Решение от 29 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  • «Газпром теплоэнерго
  •  
  1. г.Ярославль,
  • Машиностроителей, д.64
  1. @teplosys.com

 

"..."

"..."
"..."

 

АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района»

150062, г. Ярославль,
 пр-т Машиностроителей, д.9

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №076/01/10-305/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства

15 октября 2020 года                                                                                     г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 29 октября 2020 года)

 

Комиссия Ярославского УФАС России в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России "..."

члены Комиссии – начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ "..." специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ "...",

рассмотрев дело №076/01/10-305/2020, возбужденное в отношении

ООО «Газпром теплоэнерго ярославль», ИНН 7603060690, ОГРН 1157603000015, юридический адрес: 150065, г. Ярославль, пр. Машиностроителей, д.64, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в несоблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с районной котельной № 2 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» в отопительный сезон 2019-2020 годов,

у с т а н о в и л а:

В Ярославское УФАС России поступило обращение "...". (вх. № 21 от 09.01.2020) о нарушении ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» антимонопольного законодательства.

17.04.2015 между ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» и АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» заключен договор поставки тепловой энергии и горячей воды № 04-30/123 (далее- Договор № 04-30/123).

Согласно пункту 2.1. Договора № 04-30/123 энергоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию и горячую воду (коммунальные ресурсы) в точку поставки абоненту.

Пунктом 3.1.2. Договора № 04-30/123 установлены требования к качеству поставляемых ресурсов. Энергоснабжающая организация обязуется обеспечивать бесперебойный отпуск тепловой энергии и горячей воды абоненту в точку поставки в соответствии с договором, поддерживать параметры теплоносителя  на котельных в соответствии с установленным температурным графиком, не допускать его отклонение более чем на 3 %.

Физико-химические характеристики должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным требованиям, установленным законодательством РФ.

Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: "...", установлен узел учета тепловой энергии.

26.10.2018  ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» и АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» проведена проверка узла учета тепловой энергии у потребителя, что подтверждается актом периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя. Узел учета допущен в эксплуатацию на период с 01.10.2018 по 30.09.2019.

10.10.2019 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» и АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» проведена проверка узла учета тепловой энергии у потребителя, что подтверждается актом № 158. Узел учета допущен в эксплуатацию на период по  31.07.2022. Представлен отчет о суточных параметрах теплоснабжения по указанному адресу. Согласно указанному отчету горячее водоснабжение в указанный многоквартирный дом поставлялось надлежащего качества.

Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ                         «О водоснабжении и водоотведении» предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).

Согласно пункту 10 статьи 2 названного Федерального закона качество и безопасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19); на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (пункты 1 и 4 статьи 39).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила №354).

Согласно пункту 13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

В приложении №1 Правил № 354 определены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению (раздел II), и установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации -              СанПиН 2.1.4.2496-09.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 г. №20 и предъявляющими гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, также предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С (пункт 2.4.).

В районной котельной № 2 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль», расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Алмазная, д. 1, установлен узел учета тепловой энергии.

ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» и АО «Ярославские ЭнергоСистемы» проведена проверка узла учета тепловой энергии на источнике тепловой энергии, что подтверждается актом. Узел учета допущен в эксплуатацию на период с 27.09.2019 по 06.06.2020.

Представлены отчеты о теплопотреблении РК-2 Пос. з-да 50 Отопление.

По результатам анализа вышеуказанных отчётов было установлено, что в периоды с 06.10.2019 по 11.10.2019 включительно, 17.01.2020, с 15.10.2019 по 16.10.2019 включительно, 19.10.2019, 21.10.2019, 23.10.2019, 25.10.2019, с 28.10.2019 по 29.10.2019 включительно, 31.10.2019, с 03.11.2019 по 04.11.2019 включительно, с 06.11.2019 по 11.11.2019 включительно, с 16.11.2019 по 18.11.2019 включительно, 21.11.2019, с 23.11.2019 по 28.11.2019 включительно, 02.12.2019, с 04.12.2019 по 05.12.2019 включительно, 09.12.2019, с 11.12.2019 по 12.12.2019 включительно, 14.12.2019, с 17.12.2019 по 18.12.2019 включительно, 23.12.2019, 27.12.2019, с 30.12.2019 по 31.12.2019 включительно, 02.01.2020, с 07.01.2020 по 09.01.2020 включительно, 12.01.2020, 15.01.2020, с 23.01.2020 по 24.01.2020, 26.01.2020, с 28.01.2020 по 02.02.2020 включительно, 06.02.2020, с 08.02.2020 по 11.02.2020 включительно, 14.02.2020, с 16.02.2020 по 18.02.2020 включительно, с 22.02.2020 по 24.02.2020 включительно, с 26.02.2020 по 27.02.2020 включительно тепловая энергия и теплоноситель с районной котельной №2 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» отпускались ненадлежащего качества (отклонение температуры воды от нормативов по графику за указанные периоды составляло более 3%).

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее – Правила № 115), устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:

- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;

- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);

- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Согласно пункту 6.2.59 Правил № 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.

Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:

- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, +-3%;

- по давлению в подающем трубопроводе +-5%;

Вместе с тем анализировать показания температур в целях контроля качества поставляемой горячей воды необходимо путём установления средней температуры за месяц, а не по каждому дню отдельно.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" под расчётным периодом для расчёта потребителей с теплоснабжающей организации принимается 1 календарный месяц. Аналогичное положение содержится и в пункте 37 Правил №354.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД определяются в расчёте на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

Изложенные выше акты предусматривают в качестве расчётного периода и периода оказания услуги календарный месяц.

Отклонение от установленных нормативов в указанные периоды обусловлено техническими особенности предоставления услуг по теплоснабжению, а именно, система теплоснабжения является инерционной, температурная волна от теплоисточника до потребителей, присоединённых к тепловым сетям проходит в течение 4 часов.

Температура теплоносителя задаётся на котельной заранее, на следующие сутки, с учётом метеорологического прогноза, представляемого ФГБУ «Центральное УГМС. В дальнейшем, указанный прогноз сверяется с показаниями не менее трёх независимых метеорологических центров.

Таким образом, если по показаниям метеорологического прогноза будет выявлено понижение температуры наружного воздуха, то температура теплоносителя на котельной будет задаваться с учётом такого понижения.

Описанная процедура необходима для того, чтобы температура теплоносителя успела подняться до необходимого уровня к моменту наступления фактического понижения температуры наружного воздуха. В данном случае необходимо понимать, что в силу технических особенностей системы теплоснабжения, температура теплоносителя не может быть изменена мгновенно, поэтому задаётся заранее.

Вместе с тем, фактические показания температуры наружного воздуха не всегда соответствуют метеорологическим прогнозам, вследствие чего может происходить отклонение от температурного графика.

Таким образом, температуру отпускаемой сетевой воды также необходимо учитывать как среднемесячную.

В течение рассматриваемого периода среднемесячная температура сетевой воды, отпущенной с котельной РК-2 соответствовала утверждённому температурному графику.

На момент вынесения решения перерасчёт по указанным периодам произведён не был. Начисление платы за отопление производит управляющая компания акционерное общество «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района».

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:

-доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

-действия (бездействие), противоречащие действующему законодательству;

-ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

-наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Исходя из вышеизложенного Комиссия считает, что в действиях АО «Газпром теплоэнерго Ярославль» отсутствует состав нарушения предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 41, пунктом 1  части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а :

 

прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции» в отношении АО «Газпром теплоэнерго Ярославль» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ярославской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

                                       "..."

 

Члены Комиссии

 

                                      "..."

 

                                     "..."

Связанные организации

Связанные организации не указаны