Решение №1321/23 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 9 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Северная дирекция снабжения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
"..."
ООО "Производственная компания "Скала" "..."
OОO «РТС-тендер»
"..."
Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение порядка проведения закупки
№ 076/10/18.1-68/2023
06 февраля 2023 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 09.02.2023 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии – заместитель начальник отдела контроля закупок Управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы – Савичева К.А., ведущий cпециалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы – Зинохина А.С.
с участием:
от ОАО «РЖД» – "..."(по доверенностям),
ООО «ПК СКАЛА» на заседание Комиссии не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «ПК СКАЛА» (вх. № 617-ЭП/23 от 17.01.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» (далее – заказчик) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее
- Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ПК СКАЛА» (вх. № 617- ЭП/23 от 17.01.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора поставки железобетонных изделий (извещение № 5495/ОАЭ-ЦДЗС/22).
Обжалуемые действия (бездействие): положения документации о закупке.
На заседании Комиссии заказчик представил документы, запрошенные уведомлением от 19.01.2023 № 460/23, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного жалоба ООО «ПК СКАЛА» (вх. № 617-ЭП/23 от 17.01.2023) подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
28.12.2022 посредством электронной площадки РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) было размещено извещение о закупке: проведение открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 5495/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора поставки железобетонных изделий и документация.
18.01.2023 г. 10:00 (МСК) – дата и время окончания подачи заявок. 01.02.2023 – дата подведения итогов.
Заявитель отмечает, что в связи с наличием серьезных противоречий в техническом задании Заказчика в части технических и функциональных характеристик товара, а также нормативных документов, согласно которым установлены требования, у него отсутствовала возможность корректно сформировать заявку на участие в процедуре.
Противоречия, по мнению заявителя, имеют место в пункте 3 Технического задания, закрепленного Приложением № 1.1 к аукционной документации, где указаны следующие характеристики к требуемым товарам:
№ п/п |
Указать наименование товара, работы, услуги |
Нормативные документы, согласно которым установлены требования |
Технические и функциональные характеристики товара, работы, услуги |
Сведения о возможности предоставит ь эквивалентн ые товары, работы, услуг. Параметры эквивалентн ости |
1 |
РОЗЕТКА ЖЕЛЕЗОБЕТОН НАЯ ПОД ПИКЕТНЫЙ СТОЛБИК |
ГОСТ 13015-2012 |
Бетон марки М200, морозоустойчивост ь F200, водонепроницаемос ть W10, класс |
- |
|
|
|
бетона В15, D=510 H=70 |
|
2 |
КРЫШКА КОЛЬЦА ЖЕЛЕЗОБЕТОН НАЯ |
Требования к товарам не установлены документами, применяемыми в национальной системе стандартизации |
Марка КЦП1-10-1, длина - 1160, ширина -700, высота -150 бетон марки по прочности на сжатие М200, класс водонепроницаемос ти W8 и более, морозостойкость не менее F200 |
- |
3 |
КОЛЬЦО СТЕНОВОЕ БЕТОННОЕ |
ГОСТ 8020-2016 |
Марка КС 20.9, серия 3.900.1-14, D=2200 H=890 толщин -100, бетон марки по прочности на сжатие М200, водонепроницаемос ть W4, морозостойкость F100 |
- |
4 |
СТОЛБИК ПРЕДЕЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОН НЫЙ |
ГОСТ Р 50970- 2011 |
Марка ПС-9, класс бетона В-30, марка бетона М400, морозоустойчивост ь F200, армирование корпуса арматурой с диаметром прутков 4-6мм, 1000Х100Х100 |
- |
5 |
ПЛИТА ПЕРЕЕЗДА ЖЕЛЕЗОБЕТО ННАЯ |
Требования к товарам не установлены документами, применяемыми в национальной системе стандартизации |
Плита железобетонная для железнодорожных переездов марки ПЖ размером 3000х1200х160 Марка бетона М200-М400/В30 , Морозостойкость F300 Водонепроницаемо сть W6, укрепление углов плиты |
- |
|
|
|
металлическим уголком 40х40 |
|
6 |
ПЛИТА ПЕРЕКРЫТИЯ КОЛОДЦА ЖЕЛЕЗОБЕТО ННАЯ |
ГОСТ 8020-2016 |
Плита перекрытия колодца марки 2ПП15-1. Диаметр внутренний 1500, диаметр нар 1680, толщина 120-180, диаметр отверстия 700, типоразмер 2, нагрузка 1, бетон марки М200-М300, Прочноcть В20, морозоустойчивост ь F100-200, водонепроницаемос ть W6-W8 |
- |
7 |
ПЛИТА ПЕРЕКРЫТИЯ КОЛОДЦА ЖЕЛЕЗОБЕТО ННАЯ |
ГОСТ 8020-2016 |
Диаметр внутренный 1000, диаметр наружний 1180, толщина 120- 160, диаметр отверстия 700 ,нагрузка 1, бетон марки М200, Прочноcть В15, морозоустойчивост ь F100-F200, водонепроницаемос ть W4 |
- |
8 |
КОЛЬЦО ЖЕЛЕЗОБЕТО ННОЕ |
ГОСТ 8020-90 |
Марка КЦ10-10, бетон марки М200- М500, морозоустойчивост ь F400 и водонепроницаемос ть W4 1000Х1000Х60 |
- |
9 |
СТОЛБИК ПИКЕТНЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТО ННЫЙ |
ГОСТ 13015-2012 |
Марка С1, длина 1000, ширина 100, высота 100, класс бетона/марка бетона: В-30/М400, морозоустойчивост ь F300 |
- |
10 |
РОЗЕТКА ЖЕЛЕЗОБЕТО ННАЯ ПОД |
Требования к товарам не установлены |
Марка Р/2-У, длина 700мм, ширина 650мм, высота |
- |
|
ПИКЕТНЫЙ СТОЛБИК |
документами, применяемыми в национальной системе стандартизации |
60мм, бетон марки М200, класс прочности В15, морозостойкость F 100, водонепроницаемос ть – W6. |
|
11 |
СТОЛБИК КИЛОМЕТРОВ ЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТО ННЫЙ |
Требования к товарам не установлены документами, применяемыми в национальной системе стандартизации |
Марка СП-3000, длина 3000мм, ширина 140мм, высота 140мм, класс бетона В-30, марка бетона М400, морозоустойчивост ь F300 3000Х140Х140 |
- |
Заявителем были выявлены следующие несоответствия:
-
- Позиция 5 ПЛИТА ПЕРЕЕЗДА ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ.
Изделие несерийное. Заказчиком чертеж или эскиз не предоставлен.
-
- Позиция 6 ПЛИТА ПЕРЕКРЫТИЯ КОЛОДЦА ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ.
Диаметр внутренний 1500, диаметр наружный 1680, толщина 120-180, диаметр
отверстия 700, типоразмер 2. Согласно ГОСТу 8020-2016 есть только диаметр 1680,
толщина (150, либо 160, либо 180) и диаметр отверстия 700. Требуемого Заказчиком параметра диаметр внутренний 1500 в данном ГОСТ нет, так же и как толщины от 120 до 149 мм.
-
- Позиция 7 ПЛИТА ПЕРЕКРЫТИЯ КОЛОДЦА ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ.
Диаметр внутренний 1000, диаметр наружный 1180, толщина 120-160, диаметр отверстия 700, нагрузка 1. Диаметр наружный по ГОСТ 8020-2016 1160мм, диаметра внутреннего в ГОСТ нет, только диаметр отверстия 700.
-
- Позиция 8 КОЛЬЦО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ.
КЦ10-10 — указан размер 1000Х1000Х60. ГОСТ 8020-90, на который идет ссылка, такого кольца не предусматривает, чертеж или эскиз Заказчиком не предоставлен.
-
- Позиция 9 СТОЛБИК ПИКЕТНЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ 1000х100х100,
маркировка С-1.
В ГОСТ 13015-2012 столбик С-1 отсутствует, чертеж или эскиз Заказчиком не предоставлен.
-
- Позиция 10 РОЗЕТКА ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПОД ПИКЕТНЫЙ СТОЛБИК
Розетка Р/2-У, длина 700мм, ширина 650мм, высота 60мм.
Изделие несерийное, не указано какой должен быть размер отверстия в центре розетки. чертеж или эскиз Заказчиком также не предоставлен.
-
- Позиция 11 СТОЛБИК КИЛОМЕТРОВЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ Марка СП-3000,
длина 3000мм, ширина 140мм, высота 140мм.
Изделие несерийное. Заказчиком чертеж или эскиз не предоставлен.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что, согласно части 1 пункта
223 «Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупках) при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета
закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Исходя из части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке могут быть указаны иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
По техническому заданию аукционной документации, требуемым характеристикам Товаров, замечаниям Заявителя Заказчик пояснил, что все характеристики и размеры по всем оспариваемым товарам, указаны в соответствии с требованиями заказчика – конечного получателя, какие-либо чертежи или эскизы не предоставляются, поскольку это может создать преимущественное условие перед другими участниками.
Комиссия Ярославского УФАС установила следующее.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Пункт 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках закрепляет, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках В документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (аналогичные требования закреплены в Положении о закупках (пункты 223, 243)).
Согласно подпункту 2 пункта 216 Положения о закупках требования к закупаемым товарам, работам, услугам формируются с учетом следующих принципов: требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики.
Комиссия Ярославского УФАС России установила, что по обжалуемым Заявителем позициям 5 (плита переезда железобетонная), 10 (розетка железобетонная под пикетный столбик), 11 (столбик километровый железобетонный) аукционной документации не содержится ссылок на какие-либо нормативные документы, применяемые в национальной системе стандартизации, соответственно, требования к приведенным закупаемым товарам установлены исходя из потребностей Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупках.
В рамках заседания Комиссии Ярославского УФАС России представитель Заказчика отметил, что обязанности по размещению в составе документации эскизов, чертежей, как того требует заявитель, не установлено., при этом Заказчиком приведено подробное описание таких товаров.
Обжалуемые Заявителем позиции 6 (плита перекрытия колодца железобетонная), 7 (плита перекрытия колодца железобетонная), 9 (столбик пикетный железобетонный) аукционной документации содержат ссылки на нормативные документы, применяемые в национальной системе стандартизации (ГОСТ 8020-2016, ГОСТ 13015-2012).
Сопоставив установленные Заказчиком характеристики товаров с требованиями государственных стандартов (применительно к оспариваемым Заявителем положениям), Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.
Заказчиком установлено, что показателю «толщина» соответствует значение «120- 180», «120-160» (позиция 6, позиция 7 соответственно), при этом в ГОСТ 8020-2016 значение такого показателя «150,160,180» (Заказчиком расширена нижняя граница значения показателя; значение установлено в виде диапазона, при котором участник закупки вправе указать любое значение из данного диапазона, при этом ГОСТ 8020-2016 определяет конкретное значение).
Следовательно, Заказчиком определены значения показателей товаров (позиция 6), (позиция 7), отличные от установленных ГОСТ 8020-2016 (приведены в качестве примера характеристики, не исчерпывающий перечень).
Иные оспариваемые заявителем характеристики не содержатся в ГОСТ.
Учитывая требования Закона о закупках и Положения о закупках Заказчик должен был включить в положения документации обоснование необходимости использования других требований (при этом под «другими требованиями» понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (в том числе по минимальным, максимальным границам значений) с требованиями государственных стандартов, а также не приведённые в тексте таких документов).
Таким образом, не включив в аукционную документацию такое обоснование, Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Обжалуемая Заявителем позиция 8 (кольцо железобетонное) аукционной документации содержит ссылку на ГОСТ 8020-90, который утратил силу с 1 июля 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 02.12.2016 N 1919-ст.
Учитывая, что участниками Аукциона при подаче заявки на участие в Аукционе в первой части предоставляется согласие со всеми условиями Документации, указание в техническом задании Документации на необходимость соответствия недействующим ГОСТам, ограничивает участников Аукциона в надлежащем формировании заявки и, как следствие ограничивает количество участников Аукциона.
При описании объекта закупки заказчикам целесообразно указывать ссылку на конкретный ГОСТ, однако указывать недействующий или несуществующий ГОСТ Заказчик не вправе.
В связи с тем, что договор, заключаемый по результатам проведения закупки,
состоит из совокупности условий, установленных в документации о закупке и условий, предложенных участником такой закупки, установление недействующего ГОСТ в документации о закупке влечет за собой некорректное заполнение заявки участника, и, как следствие, может вызвать определенные сложности на стадии исполнения договора.
Кроме того, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что имеет место быть коллизия между требованиями документации о закупке и законодательством.
Соответствие участника закупки требованиям документации о закупке приведет к несоблюдению участником требований, предусмотренных законодательством. В обратной ситуации соответствие заявки участника закупки требованиям законодательства приведет к неминуемому несоответствию требованиям документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ПК СКАЛА» (вх. № 617-ЭП/23 от 17.01.2023) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД», при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора поставки железобетонных изделий (извещение № 5495/ОАЭ- ЦДЗС/22) обоснованной.
- Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
- Выдать заказчику - ОАО «РЖД», обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Охинцева
Члены Комиссии К.А. Савичева
А.С. Зинохина