Решение б/н жалоба необоснована от 7 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор -

Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля

e-mail: dce@city-yar.ru

Заявитель

ИП 

e-mail: 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров

№ 076/10/18.1-442/2021

Резолютивная часть решения оглашена 02.06.2021 г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объёме 07.06.2021

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договора, порядка осуществления процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Гудкевич Е.В., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М,

с участием:

от организатора торгов – департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее также Организатор) – Виноградовой В.С. (по доверенности), Волканевского С.В. – заместителя руководителя департамента,

от заявителя – ИП  (далее также Заявитель) – Голубенковой Л.В. (по доверенности),

рассмотрев жалобу ИП  (вх. № 4528 от 14.05.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН 7601001097, ОГРН 1027600677994) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ИП . (вх. № 4528 от 14.05.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, при проведении торгов в виде открытого конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Обжалуемые действия (бездействие) — несоблюдение при проведении открытого конкурса требований Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 220-ФЗ), проведение открытого конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам, не указанным в разделе 1 документа планирования регулярных перевозок на территории города Ярославля, утверждённого пунктом 1 постановления мэрии города Ярославля от 22.03.2016 № 359 (далее – Документ планирования регулярных перевозок на территории города Ярославля).

Организатор открытого конкурса не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 18.05.2021 № 3525/06-07.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Антимонопольным органом установлено, что открытый конкурс на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 проводится департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля в соответствии с положениями порядка организации и проведения открытого конкурса на право заключения договоров на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля, утверждённого постановлением мэрии города Ярославля от 03.05.2007 № 1359 (далее – Порядок № 1359).

Согласно пункту 2.1 Порядка № 1359 конкурс проводится, в том числе в случаях установления новых муниципальных маршрутов регулярных перевозок и истечения срока действия договора об организации пассажирских перевозок.

С учётом изложенного проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок, указанным в лотах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, является обязательным.

Таким образом, жалоба ИП Риппы Ю.А. подлежит рассмотрению комиссией Ярославского УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено следующее.

26.04.2021 на официальном сайте https://city-yaroslavl.ru/city/gorodskoe-khozyaystvo/transport-i-svyaz/informatsiya-o-konkursakh-na-pravo-zaklyucheniya dogovora-ob-organizatsii-passazhirskikh-perevozok-/ департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Как вытекает из доводов жалобы, Заявитель полагает, что торги в отношении данных маршрутов должны проводиться в соответствии с положениями Закона
№ 220-ФЗ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку положения части 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ действуют только в отношении порядка, действовавшего до дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ (14.07.2015), тогда как департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля проводится конкурс в соответствии с Порядком № 1359 в редакции постановления мэрии города Ярославля от 05.06.2019 № 649.

Комиссия не находит оснований согласиться с позицией Заявителя по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Закона № 220-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Как указано в части 2 статьи 2 Закона № 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 2 Закона № 220-ФЗ установлено, что отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 10 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статьей 42 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Закон № 220-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 14.07.2015, следовательно, с этой даты он вступил в силу (за исключением отдельных положений).

Статьей 39 Закона N 220-ФЗ определены переходные положения, обеспечивающие постепенное приведение деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствие с требованиями закона.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ Регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать семь лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Указанные ограничения сроков не применяются в отношении регулярных перевозок, осуществляемых на основании договоров, которые заключены до дня вступления в силу статьи 14 настоящего Федерального закона и срок действия которых истекает позднее пяти лет со дня опубликования настоящего Федерального закона.

Таким образом, в рамках переходного периода в течение семи лет законодатель предоставил уполномоченному органу право не изменять действующий порядок организации перевозок, а перевозчику - осуществлять перевозки на тех же условиях, которые действовали до вступления в силу названного закона, при условии полной или частичной оплаты перевозок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов и в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 23.04.2018 № 304-КГ18-4449, Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу № А64-7114/2016.

Пунктом 1 постановления мэрии города Ярославля от 22.03.2016 № 359 утверждён Документ планирования регулярных перевозок на территории города Ярославля.

Данный документ состоит из трёх разделов.

Разделом 3 Документа планирования регулярных перевозок на территории города Ярославля установлен график заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, частично или полностью оплачиваемых за счет средств бюджета города Ярославля.

Комиссией установлено, что, согласно данному графику, маршруты, право на осуществления перевозок по которым является предметом рассматриваемого конкурса, внесены в раздел 3 Документа планирования регулярных перевозок на территории города Ярославля, а заключение муниципальных контрактов на осуществление перевозок по данным маршрутам планируется до 14.07.2022.

Таким образом, до 14.07.2022 департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля вправе осуществлять организацию перевозок в соответствии с Порядком № 1359 и заключать договоры на осуществление муниципальных перевозок на срок, пределы которого указаны им в разделе 3 Документа планирования регулярных перевозок на территории города Ярославля.

Внесение изменений в Порядок № 1359 постановлением мэрии города Ярославля от 05.06.2019 № 649 не лишает Департамент возможности проведения рассматриваемого конкурса в соответствии с ранее принятым порядком, иное из положений Закона № 220-ФЗ, в том числе части 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ не вытекает.

Довод Заявителя о необходимости проведения торгов в соответствии с редакцией Порядка № 1359, действовавшей до вступления в силу Закона № 220-ФЗ, Комиссией отклоняется, так как прежняя редакция, в связи с принятием последующих, в том числе актуальной редакции, не имеет юридической силы.

Как вытекает из текста жалобы Заявителя, последний полагает, что отсутствие в разделе 1 Документа планирования регулярных перевозок на территории города Ярославля маршрутов с №№ 22, 22с, 24, 26, 21, 21т, 34, 93г, 44к, 17, 19к, 2, 10, 14, 15, 11, 2к, 32т, 41к, 41а, 5б, 23 приводит в связи с их не установлением, к невозможности проведения открытого конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по данным муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Вместе с тем, Комиссия не находит оснований согласиться с доводом Заявителя по следующим обстоятельствам.

Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Таким образом, Документ планирования регулярных перевозок является нормативно-правовым актом, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

В силу части 1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.

Постановлением мэрии города Ярославля от 22.03.2016 № 362 утверждён порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Ярославля (далее – Порядок № 362).

Пунктом 4 Порядка № 362 установлено, что основаниями установления муниципального маршрута регулярных перевозок являются наличие устойчивого пассажиропотока и (или) социальной потребности в пассажирских перевозках.

Согласно пункту 5 Порядка № 362 решение об установлении муниципального маршрута регулярных перевозок принимается уполномоченным органом на основании предложения комиссии по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Ярославля.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок.

В силу части 2 статьи 21 Закона № 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса).

Следовательно, условием проведения конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок является установление соответствующих маршрутов.

Согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Ярославля, размещённому в свободном доступе на официальном сайте https://city-yaroslavl.ru/city/gorodskoe-khozyaystvo/transport-i-svyaz/, маршруты с №№ 22, 22с, 24, 26, 21, 21т, 34, 93г, 44к, 17, 19к, 2, 10, 14, 15, 11, 2к, 32т, 41к, 41а, 5б, 23 на момент объявления конкурса являются установленными и, следовательно, право на осуществление перевозок по данным маршрутам может быть расторговано уполномоченным органом.

Ссылка Заявителя на пункт 4 раздела 1 Методических рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых приказом Министерства транспорта РФ от 30.06.2020, согласно которому документ планирования служит непосредственным основанием для проведения конкурсов и заключения контрактов на выполнение перевозок, установления, изменения и отмены маршрутов регулярных перевозок, изменению вида регулярных перевозок, Комиссией отклоняется, так как данный акт в силу прямого в нём указания носит рекомендательный характер и не имеет свойств нормативного правового акта, обязательного к применению.

Таким образом, действия организатора торгов по проведению конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 не нарушают действующее законодательство Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ИП (вх. № 4528 от 14.05.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, при проведении торгов в виде открытого конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 18.05.2021 № 3525/06-07.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

Члены Комиссии А.В. Семенюк

С.А. Шарутина

А.М. Бубнов

Связанные организации

Связанные организации не указаны