Решение (комиссия) б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

...

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-20/2024

 

18 января 2024 года                                                                                      г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 23.01.2024)

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – ..., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок – ..., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок ..., ведущий,

с участием:

от ОАО "РЖД" – ... (по доверенностям),

от ООО "Трансферт" – ... (представлен приказ о вступлении в должность),

рассмотрев жалобу ООО «Трансферт» (вх. № 14-ЭП/24 от 09.01.2024) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД», (извещение № 2336/ОКЭ-ЦДТВ/23 лот № 2) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Ярославское межрегиональное УФАС России поступила жалоба ООО «Трансферт» (вх. № 14-ЭП/24 от 09.01.2024) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД», при проведении открытого конкурса в электронной форме № 2336/ОКЭ-ЦДТВ/23 право заключения договора оказания услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения (лот 2) (далее - извещение № 2336/ОКЭ-ЦДТВ/23 лот № 2).

Обжалуемые действия (бездействия): положения документации о закупке.

ООО «Трансферт» полагает, что заказчиком нарушено следующее:

(1) критерий оценки заявок – «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или 3 лицами третьими лицами» является необоснованным, направлен на ограничение конкуренции, а именно: снижение суммы баллов (не более чем на 7), присвоенных заявке участника, при наличии таких фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по договорам, как наличие претензий, связанных с неисполнением/ненадлежащим исполнением участником закупки обязательств по договору, по которым отсутствуют: - судебные акты, подтверждающие отсутствие факта неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по договору; -документы, подтверждающие необоснованность претензий, связанных с неисполнением/ненадлежащим исполнением обязательств по договору; -информация об обжаловании их в судебном порядке. Наличие претензий, расторжение контрактов по инициативе других заказчиков не может объективно свидетельствовать о недобросовестном поведении участника, не влияет на возможность исполнять контракты;

(2) Протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок и Протокол подведения итогов приняты с нарушением требований конкурсной документации, законодательства о закупках.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

26.10.2023 ОАО "РЖД" заказчиком в единой информационной системе (далее – Единая информационная система), на сайте www.rts-tender.ru (далее — ЭТЗП) размещены извещение о закупке и закупочная документация о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2336/ОКЭ-ЦДТВ/23 право заключения договора оказания услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения (лот 2) (извещение № 2336/ОКЭ-ЦДТВ/23 лот № 2).

В соответствии с пунктами 11, 12 извещения № 2336/ОКЭ-ЦДТВ/23 (с изм. и доп.) дата окончания срока подачи заявок - «21» ноября 2023 г. в 09:00 ч. московского времени.

Подведение итогов осуществляется в следующем порядке:

1. Рассмотрение заявок осуществляется «6» декабря 2023 г.

2. Подведение итогов конкурса осуществляется «7» декабря 2023 г.

27.12.2023 размещен Протокол рассмотрения и оценки заявок № Сев НТП-29/пр от 20.12.2023 г., согласно которому все заявки признаны соответствующими.

27.12.2023 заказчиком размещен Протокол подведения итогов № НЗ-1-277/пр от 21.12.2023 г.

ООО «Трансферт» подало жалобу 9 января 2024 г., что подтверждается информацией с электронной почты.

ООО «Трансферт» подавало заявку на участие в закупке. До окончания срока подачи заявок ООО «Трансферт» указанные положения не оспаривало.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон о закупках).

Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Законом N 223-ФЗ не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Комиссия пришла к выводу о том, что оспариваемые ООО «Трансферт» положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, в противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Относительно второго довода жалобы Комиссия сообщает следующее.

В связи с тем, что из буквального толкования жалобы не представляется возможным установить суть данного довода (какие положения протоколов вступают в противоречие с действующим законодательством и разработанными заказчиком документами), Комиссия в ходе рассмотрения жалобы просила заявителя пояснить существо допущенного заказчиком, по мнению последнего, нарушения.

Заявитель отметил, что последним обжалуются Протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок и Протокол подведения итогов в привязке и непосредственной связи (неотделимо)  первым довода жалобы, поскольку протоколы приняты вследствие и на основании необоснованных положений конкурсной документации, которые оспариваются обществом.

При таких обстоятельствах, непосредственно результаты рассмотрения заявок и определение победителя (без вышеуказанной привязки) заявителем не обжалуются.

Комиссия считает данный довод по своему содержанию и сути является следствием, если руководствоваться позицией заявителя о наличии нарушения в закупочной документации, ненадлежащего формирования последней и, соответственно, не образует (не может образовать) самостоятельного нарушения, поскольку действия комиссии при рассмотрении и оценке заявок подчинены непосредственно положениям закупочной документации (как отмечено выше в тексте настоящего решения, срок на обжалования положений закупочной документации истек).

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 закона о защите конкуренции, комиссия

решила:

Оставить жалобу ООО «Трансферт» (вх. № 14-ЭП/24 от 09.01.2024) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД», при проведении открытого конкурса в электронной форме № 2336/ОКЭ-ЦДТВ/23 право заключения договора оказания услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения (лот 2) (извещение № 2336/ОКЭ-ЦДТВ/23 лот № 2) без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны