Постановление №6212/23 постановление о прекращении дела от 23 июня 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО "Россети Центр"
119017, г. Москва,

ул. Малая Ордынка, д. 15
posta@mrsk-1.ru

ПАО "Россети Центр"- "Ярэнерго"
150003, г. Ярославль,

ул Воинова, д.12
yarenergo@mrsk-1.ru


<…>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении дела № 076/04/9.21-1334/2022

об административном правонарушении

г. Ярославль

Резолютивная часть постановления оглашена «20» июня 2023 г.

В полном объеме постановление изготовлено «22» июня 2023 г.

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России <…>., рассмотрев протокол от 18.04.2023 специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля <…> и материалы дела №076/04/9.21-1334/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15,

ПАО «Россети Центр» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела №076/04/9.21-1334/2022 об административном правонарушении (исх. №5213/23 от 29.05.2023), что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором №80099584101353, сформированным официальным сайтом акционерного общества «Почта России»,

с участием представителя ПАО «Россети Центр» – начальника управления правового обеспечения филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» <…> (по доверенности №Д-ЯР/1 от 30.12.2022), –представителю разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП РФ,

установил:

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004 (далее – Правила №861) определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее – технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с пунктом 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности
технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил №861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 8 Правил №861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

В пунктах 9, 10 Правил №861 перечислены сведения, которые должны быть указаны в заявке в зависимости от конкретных условий, и приведен перечень документов, прилагаемых к заявке.

В соответствии с пунктом 11 Правил №861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Пунктом 14 Правил №861 выделена специальная категория заявителей: физические лица, которые направляют заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В соответствии с пунктом 15 Правил №861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Согласно пункту 105 Постановления №861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

счет на оплату технологического присоединения по договору;

подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Из представленных ПАО «Россети Центр» (письмом № МР1-ЯР/18-1/12-4 от 20.12.2022) документов и материалов установлено следующее:

29.08.2022 <…> направил в ПАО «Россети Центр» заявку №17281718 (№5723833) на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, Покровское сельское поселение, д. Максимовское, к.н.з.у. <…>.

30.08.2022 ПАО «Россети Центр» в адрес заявителя направило уведомление №МР1-ЯР/Р13-12/164 о представлении недостающих сведений ( в соответствии с пунктами 10 «в», «г», «д» Правил №861):

– перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;

– копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя (представлены не все страницы выписки из ЕГРН, первая страница выписки плохого качества);

– копии паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность (копия паспорта представлена без листа с регистрацией).

В уведомлении указано на возможность аннулирования заявки в случае
непредставления недостающих сведений в течение 20 рабочих дней с момента получения уведомления.

01.09.2022 <…> предоставил недостающие сведения по заявке.

15.09.2022 ПАО «Россети Центр» направило <…> письмо
№МР1-ЯР/Р13-11/176, в котором указало, что строительство сетевых объектов до участка заявителя должно быть учтено в Схеме территориального планирования, в установленном порядке согласовано с землепользователями и землеустроителями и утверждено, кроме того, необходимо запланировать источник финансирования под реализацию мероприятий для технологического присоединения объектов заявителя.

15.09.2022 ПАО «Россети Центр» аннулировало заявку №17281718 (№5723833) на осуществление технологического присоединения.

Правилами №861 установлен закрытый перечень оснований для аннулирования заявки на заключение договора на технологическое присоединение. Дополнительные документы и сведения, необходимые для заключения договора о технологическом присоединении, запрошенные сетевой организацией, заявитель предоставил в установленный срок.

Таким образом, в соответствии с требованиями пунктов 15, 105 Правил №861, последним днем для размещения ПАО «Россети Центр» в личном кабинете заявителя документов (условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; счета на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности), является 15.09.2022 (срок исчисляется со дня представления заявителем недостающих сведений).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 №147-ФЗ
«О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №861 от 27.12.2004, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленные органами государственного регулирования тарифы на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, следовательно, относится к субъектам естественных монополий.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче
электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» в установленный срок (на дату 15.09.2022) в отсутствие законных оснований не исполнило обязанность по заключению договора об осуществлении технологического присоединения, не разместило в личном кабинете заявителя документы по заявке <…> №17281718 (№5723833) от 29.08.2022 (условия типового договора; счет на оплату технологического присоединения по договору; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению); аннулировало заявку №17281718 (№5723833) от 29.08.2022 на технологическое присоединение при предоставлении заявителем недостающих сведений.

Указанные действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» по нарушению требований пунктов 3, 15, 105 Правил №861, образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Потерпевший по делу – <…>

Место совершения административного правонарушения – Ярославская область.

Время совершения административного правонарушения – 16.09.2022 (следующий день после окончания срока исполнения обязанности по размещению документов в личном кабинете заявителя).

Согласно статьям 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Объект административного правонарушения: отношения в области электроэнергетики (технологическое присоединение энергопринимающих устройств в электрическим сетям сетевой организации).

Объективная сторона заключается в неисполнении обязанности по заключению договора об осуществлении технологического присоединения, неразмещении в личном кабинете заявителя документов по заявке <…> №17281718 (№5723833) от 29.08.2022 (условий типового договора; счета на оплату технологического присоединения по договору; технических условий, содержащих перечень мероприятий по технологическому присоединению); в аннулировании заявки №17281718 (№5723833) от 29.08.2022 на технологическое присоединение при отсутствии законных оснований (при предоставлении заявителем недостающих сведений).

До рассмотрения дела №76/04/9.21-1334/2022 об административном правонарушении письмом № МР1-ЯР/18-1/12-3 от 27.02.2023 ПАО «Россети Центр» заявило ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении и представило в антимонопольный орган дополнительные документы (копии):

– договор № 42317990 от 28.12.2022 об осуществлении технологического
присоединения с <…>;

– технические условия для присоединения к электрическим сетям № 20730587 от 17.12.2022 (приложение №1 к договору);

– счет <…> на оплату услуг по договору технологического присоединения;

– отзыв жалобы <…> на уклонение сетевой организации от заключения договора об осуществлении технологического присоединения, в котором указано, что 28.12.2022 заключен договор № 42317990 от 28.12.2022 об осуществлении технологического присоединения, у заявителя отсутствуют претензии к филиалу ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго», в связи с чем он просит дело об административном правонарушении не возбуждать.

Данное ходатайство отклоняется, поскольку факт совершения правонарушения установлен протоколом об административном правонарушении от 18.04.2023, материалами дела; указанные выше нарушения образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

24.03.2023 ПАО «Россети Центр» направило ходатайство №МР1-ЯР/18-1/12-13 о применении статьи 2.9 КоАП РФ и прекращении производства по делу по малозначительности совершенного правонарушения. В ходатайстве указано, что договор № 42317990 от 28.12.2022 о технологическом присоединении с <…> заключен, <…> свою жалобу отозвал, претензий к сетевой организации не имеет, поэтому существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение,
от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда
и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств
его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место
при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.

Должностное лицо Ярославского УФАС России не усмотрело оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации рассматриваемого правонарушения в качестве малозначительного.

До рассмотрения дела об административном правонарушении ПАО «Россети Центр» письмом № МР1-ЯР/18-1/12-12 от 20.06.2023 вновь заявило ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении и представило в антимонопольный орган дополнительные документы.

ПАО «Россети Центр» указало, что согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

ПАО «Россети Центр» представило документы на должностное лицо – мастера участка Рыбинского района электрических сетей филиала ПАО «МРСК Центра»-«Ярэнерго» <…>, который в соответствии с пунктом 2.3.1. Должностной инструкции «участвует в подготовке предложений для разработки технических условий, в частности формирование корректирующих мероприятий для обеспечения качества электрической энергии при технологическом присоединении потребителей».

ПАО «Россети Центр» указало, что <…> начальником Рыбинского РЭС филиала ПАО «Россети Центр»-«Ярэнерго» было поручено разработать технические условия. Нарушение срока направления оферты <…> обусловлено поздней подготовкой технических условий на подключение. <…> были предоставлены все средства для своевременного подготовки технических условий, и как следствие своевременного направления оферты договора.

Таким образом, с учетом представленных ПАО «Россети Центр» документов и сведений субъектом административного правонарушения является должностное лицо – мастер участка Рыбинского района электрических сетей филиала ПАО «МРСК Центра»-«Ярэнерго» <…>.

Субъективная сторона: вина должностного лица <…> в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП
или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае, ответственным за разработку технических условий подключения к электрическим сетям, необходимых для подготовки проекта договора технологического присоединения является <…>, которому ПАО «Россети Центр» были предоставлены все средства для своевременного обязанности, что подтверждается объяснением самого <…>.

Событие административного правонарушения подтверждается протоколом от 18.04.2023 по делу № 76/04/9.21-1334/2022 об административном правонарушении (исх. № 3713/23 от 18.04.2023), а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В действиях ПАО «Россети Центр» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

постановил:

1. Ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Центр» удовлетворить.

2. Производство по делу № 076/04/9.21-1334/2022 об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» прекратить.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны