Решение (комиссия) №АШ/3395/24 Решение по делу № 076/01/10-1220/2023 от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 076/01/10-1220/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

 

29 февраля 2024 года                                                                                             г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объёме 15 марта 2024 года)

 

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области Шушкова А.С.,

члены Комиссии — начальник отдела антимонопольного контроля Белокурова А.В., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Мартынов А.В.,

рассмотрев дело № 076/01/10-1220/2023, возбуждённое в отношении
акционерного общества «Ярославльводоканал» (далее – Общество, АО «Ярославльводоканал», Ответчик) (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384, юридический адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, пр-кт Ленина, д.1 а) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном введении полного ограничения холодного водоснабжения в отношении объекта ООО «СК Резерв», используемого в целях поставки тепловой энергии и теплоносителя в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 7, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 5, корп. 2, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 9/1, в отсутствии представителя АО «Ярославльводоканал», уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства надлежащим образом, а также в присутствии директора ООО «СК Резерв» Хазиной И.Л. и представителя по доверенности Шараповой Е.С.   

        

установила:

 

            настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО «СК Резерв» (вх. № 9583-ЭП/23 от 17.07.2023) о нарушении АО «Ярославльводоканал» антимонопольного законодательства, а также на основании приказа руководителя антимонопольного органа от 17.10.2023 № 31/23.

            18 января 2024 года Комиссией Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области было принято заключение об обстоятельствах дела № 076/01/10-1220/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

            15 февраля 2024 года АО «Ярославльводоканал» письмом от 15.03.2024 за исх. № 20-01/ПУ333 направило в адрес Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области письменные возражения на принятое Комиссией заключение об обстоятельствах дела.

            Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

            Позиция заявителя изложена в письме 14.07.2023 за исх. № 14/07 и сводится к следующему.

            14.06.2023 АО «Ярославльводоканал» прекратило поставку холодного водоснабжения в отношении объекта ООО «СК Резерв», используемого для обеспечения теплоснабжением и горячим водоснабжением многоквартирных домов, расположенных по адресам: . Ярославль, ул. Вишняки, д. 7, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 5, корп. 2, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 9/1.

            Указанные действия были совершены без надлежащего уведомление и в отсутствии законных оснований.

            15.06.2023 ООО «СК Резерв» собственными силами восстановило подачу холодного водоснабжения в отношении своего объекта.

            13.07.2023 в ООО «СК Резерв» поступило уведомление АО «Ярославльводоканал» об ограничении потребления холодного водоснабжения от 11.07.2023 за исх. № 36-01/4328.

            Заявитель полагает, что у АО «Ярославльводоканал» отсутствуют правовые основания для введения ограничения потребления холодной воды, поскольку ресурсоснабжающая организация использует коммунальный ресурс холодного водоснабжения в целях поставки тепловой энергии (теплоносителя) в отношении вышеуказанных многоквартирных домов.

            Позиция ответчика изложена в письме от 02.08.2023 за исх. № 20-01/ПУ1519 и сводится к следующему.

            Полное ограничение потребления холодного водоснабжения в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 5, было введено в связи с систематическим неисполнением ООО «СК Резерв» договорных обязательств в части своевременной оплаты оказанных услуг по поставке холодной воды.

            По состоянию на 14.07.2023 задолженность абонента перед АО «Ярославльводоканала» составила 222 731,77 руб. (4 расчётных периода марта 2023 года — июнь 2023 года).

            Ответчик полагает, что в связи с тем, что ООО «СК Резерв» не относится к субъектам, указанным в пункте 68 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644), законодательно установленный запрет на введение ограничения потребления холодного водоснабжения в отношении Заявителя отсутствует.

            Также АО «Ярославльводоканал» указало, что осуществило надлежащее уведомление о намерении ввести ограничения холодного водоснабжения в соответствии со статьёй 21 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении).

            Уведомление абонента о временном прекращении холодного водоснабжения объекта ООО «СК Резерв» осуществлялось нарочно 31.05.2023, через систему СБИС (между АО «Ярославльводоканал» и ООО «СК Резерв» подписано соглашение об организации электронного документооборота).

            21.06.2023 АО «Ярославльводоканал» осуществило проверку соблюдения режима полного ограничения холодного водоснабжения в отношении объекта Заявителя, введённого 14.06.2023.

            В результате указанной проверки АО «Ярославльводоканал» пришло к выводу, что ООО «СК Резерв» не соблюдает режим полного ограничения холодного водоснабжения.

            01.08.2023 АО «Ярославльводоканал» составило новое уведомление об ограничении потребления холодного водоснабжения.

            Вместе с тем, в связи с тем, что ООО «СК Резерв» 31.07.2023 частично погасило задолженность за потребление холодного водоснабжения повторное полное ограничение не вводилось.

            Указанные действия Ответчик считает законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству.

            Комиссией Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области установлено следующее.

            Между ООО «СК Резерв» и закрытым акционерным обществом «Верхневолжская управляющая компания» 1 октября 2018 года был заключён договор № 7-2018 на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения.

            Согласно пункту 1.1 указанного договора теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: 150001, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 7.

            24 января 2019 года между ООО «СК Резерв» и закрытым акционерным обществом «Верхневолжская управляющая компания» было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору  на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения.

            В соответствии с пунктом 1 указанного дополнительного соглашения стороны договорились изложить пункт 1.1 договора № 7-2018 от 01.10.2018 на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения в следующей редакции: «теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: 150001, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 7, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 5, корп. 2».

            24 декабря 2020 года между ООО «СК Резерв» и закрытым акционерным обществом «Верхневолжская управляющая компания» было заключено дополнительное соглашение № 2 к договору  на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения, в соответствии с которым ООО «СК Резерв» также осуществляет поставку тепловой энергии (теплоносителя) на нужды отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 9/1.

            Таким образом, ООО «СК Резерв» осуществляет поставку тепловой энергии (теплоносителя) в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 7, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 5, корп. 2, г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 9/1.

            Поставка холодного водоснабжения в отношении котельной ООО «СК Резерв» осуществляется на основании договора  холодного водоснабжения и водоотведения, заключённого между ООО «СК Резерв» и АО «Ярославльводоканал».

            Согласно пункту 2.2 указанного договора холодное водоснабжение поставляется в отношении автономной сборно-каркасной котельной, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Вишняки, д. 5.

            Оценивая довод АО «Ярославльводоканал» относительно правомерности введения полного ограничения холодного водоснабжения, Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области исходит из следующего.

            В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении  организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе при наличии у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

            Согласно пункту 68 Правил № 644 введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении следующих социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов):

            а) органы государственной власти и органы местного самоуправления;

            б) медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;

            в) метрополитен (в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров);

            г) воинские части (органы, организации, в которых предусмотрена военная служба и (или) проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции) Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации (в отношении объектов, обеспечивающих безопасность государства), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

            д) исправительные учреждения, в том числе следственные изоляторы, тюрьмы;

            е) организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, - в отношении таких объектов;

            ж) общеобразовательные и дошкольные образовательные организации.

            ООО «СК Резерв» не относится к перечню субъектов, указанных в пункте 68 Правил № 644.

            Вместе с тем, Заявитель является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии (теплоносителя) в отношении трех многоквартирных домов.

            При ограничении потребления холодного водоснабжения 14.06.2023 АО «Ярославльводоканал» не приняло во внимание, что водоотведение и поставка холодного водоснабжения являются необходимыми элементами технологического процесса производства и передачи тепловой энергии.

            Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, устанавливает требования к качеству подаваемых коммунальных ресурсов.

            Согласно указанному приложению допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

            В отношении отопления допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.

            С учётом того, что согласно акту о временном прекращении (ограничения) холодного водоснабжения (водоотведения) от 14 июня 2023 года АО «Ярославльводоканал» осуществило временное прекращение с 14 июня 2023 года, а ООО «СК Резерв» собственными силами восстановило подачу холодной воды 15 июня 2023 года, весь день 14 июня 2023 года добросовестные потребители коммунального ресурса горячего водоснабжения, проживающие в вышеуказанных многоквартирных домах несли риск наступления  неблагоприятных последствий, а именно полное прекращения подачи коммунального ресурса отопления и горячего водоснабжения.

            При таких обстоятельствах на ресурсоснабжающую организацию также ложится риск проведения перерасчёта за некачественно оказанную услугу по поставке тепловой энергии (теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения и отопления, а также проведение проверок со стороны контрольно-надзорных органов на предмет соблюдения действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

            Таким образом, Комиссия антимонопольного органа полагает, что действия АО «Ярославльводоканал» по введению полного ограничения холодного водоснабжения в отношении котельной ООО «СК Резерв», посредством которых осуществляется поставка тепловой энергии (теплоносителя) в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: .  не соответствует действующему законодательству, что также подтверждается актуальной судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 декабря 2018 года по делу № А31-3518/2018).         

            В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

            Согласно части 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к деятельности субъектов естественной монополии.

            Согласно проведённому антимонопольным органом анализу состояния конкуренции АО «Ярославльводоканал» занимает доминирующее положение в силу осуществления деятельности, отнесённой законодательством к деятельности субъектов естественной монополии.

            Следовательно, на АО «Ярославльводоканал» распространяются положения, предусмотренные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

            Таким образом, для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта по указанной норме в качестве последствий нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены следующие:

            - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;

            -ущемление интересов лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

            - ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

            В соответствии  с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора.

            Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

            По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

            При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

            Как уже было установлено Комиссией Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области АО «Ярославльводоканал» при введении полного ограничения холодного водоснабжения в отношении котельной ООО «СК Резерв» не учло добросовестных потребителей коммунальных ресурсов отопления и горячего водоснабжения, в связи с чем действия АО «Ярославльводоканал» нарушают права и законные интересы неопределённого круга потребителей.

            Кроме того, указанные действия также нарушают права и законные интересы ООО «СК Резерв» в сфере осуществления предпринимательской деятельности по поставке тепловой энергии (теплоносителя) в отношении вышеназванных многоквартирных домов.

            В представленных возражениях АО «Ярославльводоканал» не содержится новых доводов, отличных от изложенных в ранее направляемых письмами Ответчика.

            Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области не усматривает оснований для выдачи АО «Ярославльводоканал» предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку после возобновления ООО «СК Резерв» подачи холодного водоснабжения АО «Ярославльводоканал» не осуществило повторное ограничение потребления холодного водоснабжения в отношении вышеуказанного объекта ООО «СК Резерв».    

            На основании фактических обстоятельств, представленных документов и положений действующих норм комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях АО «Ярославльводоканал» (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384, 150003, Ярославская область, город Ярославль, пр-кт Ленина, д.1 а, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

решила:

 

1. АО «Ярославльводоканал» признать нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. Передать материалы дела № 076/01/10-1220/2023 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьёй 14.31 КоАП РФ;

  Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                          А.С. Шушкова

 

Члены Комиссии                                                                                             А.В. Белокурова

 

                                                                                                                     

                                                                                                                           А.В. Мартынов

              

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны