Решение №599/05-02 РЕШЕНИЕ по делу № 076/06/54.3-25/2020 от 23 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «ПАТП-8»

ул. Выставочная, д. 1, офис 1

г. Ярославль, 150044

vitaliy260871@mail.ru

Департамент транспорта Ярославской области

ул. Чайковского, 42А

г. Ярославль, 150000

dt@yarregion.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

ул. Ползунова, д. 15

г. Ярославль, 150030

dgz@yarregion.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-25/2020

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 января 2020 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., с участием:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ПАТП-8» (далее также – ООО «ПАТП-8», заявитель) – представителя по доверенности Никифорова В.А., директора Козина В.Ю. (до перерыва);

от уполномоченного органа – департамента государственного заказа Ярославской области (далее также – уполномоченный орган) – представителя по доверенности Цыгановой Н.Ю.;

от заказчика – департамента транспорта Ярославской области (далее – заказчик) – представителей по доверенности Дейцевой О.В., Киянца Н.А.,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПАТП-8» на действия заказчика, департамента транспорта Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Ярославской области в 2020 году, в 2021 году, в 2022 году (извещение № 0171200001919002533) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

13.01.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ПАТП-8» на действия заказчика, департамента транспорта Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Ярославской области в 2020 году, в 2021 году, в 2022 году (извещение № 0171200001919002533) (далее – жалоба).

По мнению заявителя, конкурсная документация составлена и утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушениями законодательства о контрактной системе.

Доводы заявителя сводятся к следующему:

1. Заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации установлено ограничивающее число участников закупки требование относительно необходимости выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Ярославской области в 2020 году, в 2021 году, в 2022 году на различных маршрутах.

2. Заказчиком и уполномоченным органом в рамках показателя «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi)» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБк)» предметом оценки является наличие транспортных средств, являющихся автобусами большого и/или среднего класса, в то время как Разделом 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, приложениями 1 и 3 проекта государственного контракта предусмотрено, что работы подлежат выполнению с использованием транспортных средств среднего и малого классов, что, по мнению заявителя, необоснованно ограничивает число участников открытого конкурса в электронной форме.

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 19.12.2019 размещено извещение № 0171200001919002533 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Ярославской области в 2020 году, в 2021 году, в 2022 году, вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 106 256 542, 79 руб.

Согласно части 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В отношении первого довода заявителя Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Соответственно, с учетом изложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных или муниципальных нужд.

Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Ярославской области в 2020 году, в 2021 году, в 2022 году.

Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации (пункт 4 радела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации).

Согласно пункту 5 раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом следующие общие требования к выполнению работ:

Регистрационный номер маршрута

Порядковый номер маршрута регулярных перевозок

Наименование маршрута регулярных перевозок

Вид маршрута

44

158

Тутаев - Ярославль (Ярославль Главный)(через Константиновский)

Пригородный

47

165

Тутаев - Ярославль (Ярославль Главный) (через Никульское)

Пригородный

152

140

Ярославль (Ярославль Главный) - Левцово (аэродром)»

Пригородный

159

161 К

Тутаев - Ярославль (ул. Волгоградская)

Пригородный

Регистрационный номер маршрута

Порядковый номер маршрута регулярных перевозок

Наименование маршрута регулярных перевозок

Вид маршрута

54

139

Тутаев (левый берег) - Ченцы

Пригородный

80

133

Ярославль (КДП «Заволжье»)- Ченцы

Пригородный

Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, потребность последнего в объединении указанных выше маршрутов заключается в удовлетворении потребностей населения в транспортных услугах, территориального расположения маршрутов, повышения качества безопасности перевозок, а также их социальной значимости, что, в свою очередь, является одной из ключевых задач департамента транспорта Ярославской области.

При формировании описания объекта закупки заказчиком использованы три основных принципа:

- территориальный;

- рентабельности;

- соблюдения публично-правовых интересов.

Территориальный принцип применен заказчиком по секторальным направлениям Ярославской области. Маршрутная сеть по своим технико-экономическим показателям неоднородна, в связи с чем в один лот включены несколько маршрутов, дополняющих друг друга по рентабельности (одни маршруты рентабельные, другие – нет), что исключает возможность срыва организации транспортного сообщения по нерентабельным маршрутам; маршрутная сеть сформирована также с учетом различного пассажиропотока, и в целях обеспечения бесперебойного равномерного функционирования системы пассажирских перевозок по всем направлениям.

Сгруппированные в закупке маршруты имеют большое количество общих признаков:

1)Все маршруты являются пригородными;

2)Маршруты обслуживаются однотипным подвижным составом-автобусами среднего класса (за небольшим исключением);

3)Маршруты имеют сопряжение по ряду остановочных пунктов, в том числе начальных или конечных остановочных пунктов;

4)Организация работы автобусов на маршрутах допускает технологическую замену автобусов и использование единого резерва автобусов.

5)Территориальное выполнение перевозок ограничивается небольшим сектором Ярославской области.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в закупочную документацию требований к выполняемым работам, являющимся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к выполняемым работам.

При формировании извещения и документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме, заказчиком обозначен исчерпывающий перечень необходимых условий для выполнения регулярных перевозок по регулируемым тарифам в целях удовлетворении потребностей населения в транспортных услугах, территориального расположения маршрутов, повышения качества безопасности перевозок, а также их социальной значимости, из содержания которого представляется возможным определить составляющие цели достижения закупки.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Вместе с тем, заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить такие требования к объекту закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика, департамента транспорта Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, нарушений законодательства о контрактной системе.

В отношении второго довода заявителя Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:

- наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1);

- предусмотренные статьей 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме (пункт 4);

- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (пункт 8).

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Как было отмечено выше, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных или муниципальных нужд.

Из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (часть 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в том числе характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).

Следовательно, заказчик не обязан, но вправе устанавливать показатели, которые раскрывают содержание нестоимостных критериев оценки заявок на участие в конкурсе. То есть иными словами заказчик может по своему усмотрению включить в конкурсную документацию такие показатели нестоимостных критериев оценки заявок, которые отвечают его потребностям и необходимы для определения возможностей потенциальных подрядчиков относительно выполнения соответствующих функций в рамках выполнения закупаемых работ с целью исполнения заключаемого по результатам проведения конкурса контракта (с учетом особенностей таких работ), а также выбора наилучшего предложения с целью эффективного использования денежных средств заказчика. Иными словами, законодательство о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает заказчика в праве устанавливать по своему усмотрению показатели нестоимостных критериев оценки заявок.

Согласно пункту 21 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации стоимостные критерии оценки, значимость; нестоимостные критерии оценки, их значимость; показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки; значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения представлены в приложение № 3 к разделу 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации.

Так, в соответствии с приложением № 3 к разделу 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки» к конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом установлены следующие критерии оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе:

1) цена контракта (в денежных единицах) (стоимостной критерий оценки заявок) – 60%;

2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБк) (нестоимостной критерий оценки заявок) – 40%.

Заказчиком и уполномоченным органом в рамках показателя «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi)» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБк)» предметом оценки является наличие транспортных средств, являющихся автобусами большого и/или среднего класса.

В тоже время разделом 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, приложениями 1 и 3 проекта государственного контракта предусмотрено, что работы подлежат выполнению с использованием транспортных средств среднего и/или малого классов.

Предмет оценки (наличие транспортных средств, являющихся автобусами определенного класса) показателя «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi)» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (НЦБк)» закладывается таким образом, чтобы цель закупки была достигнута путем выявления наилучших условий со стороны потенциальных участников открытого конкурса в электронной форме, в то время как, в последствии могут подлежать использованию с отличными от сформированных в конкурсе условий (что на заседании Комиссии не отрицалось представителями заказчика, что применимо к рассматриваемой закупке, подрядчик вправе использовать автобусы большого класса при условии внесения соответствующих изменений в государственный контракт с учетом положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

При этом оспариваемый заявителем предмет оценки связан с предметом заключаемого по итогам рассматриваемой закупки контракта, доказательств обратного заявителем не представлено.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Обязательные требования к заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлены статьей 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Наличие либо отсутствие у одного из участников закупки в данном случае транспортных средств, обладающих указанным заказчиком и уполномоченным органом большого и/или среднего класса не может свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку отсутствие таковых не ведет к отстранению участника от участия в открытом конкурсе в электронной форме.

Вместе с тем, заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить такие требования к объекту закупки (такие показатели (критерии) оценки заявок), которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика, департамента транспорта Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПАТП-8» (ИНН 7627039842, ОГРН 1137627001588) на действия заказчика, департамента транспорта Ярославской области (ИНН 7604059433, ОГРН 1027600698498), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Ярославской области в 2020 году, в 2021 году, в 2022 году (извещение № 0171200001919002533), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Лебедева С.Н.

Члены Комиссии:

Катричева Е.И.

Печников А.Г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны