Решение №3347/05-02 Решение от 9 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «ЕЭС-Гарант»

 

143421, Московская обл., Красногорский р-н, автодорога «Балтия», территория 26км. Бизнес-центра «Рига-Ленд», стр. 3, оф. 429 (часть «а»)

Е-mail: polina.yakovleva@ies-garant.ru

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84 с углубленным изучением английского языка»

150062, г. Ярославль, проезд Доброхотова, д. 8

E-mail: yarsch084@yandex.ru

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 52»

150051, г. Ярославль, ул. Саукова, д. 13

E-mail: yarsch052@yandex.ru

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3»

150051, г. Ярославль, ул. Саукова, д.5

E-mail: yargimn003@yandex.ru

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2»

150051 г. Ярославль, ул. Авиаторов, 84

E-mail: yarsch002@yandex.ru

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48»

150065, г. Ярославль, ул. Папанина, д.10а

E-mail: yarsch048@yandex.ru

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 59»

150051, г. Ярославль,                                 ул. С. Орджоникидзе, д.35а

E-mail: yarsch059@yandex.ru, school_59yr@mail.ru  

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 83»

150051, г. Ярославль, Школьный проезд, д.15

Е-mail: yarsch083@yandex.ru 

 

Департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля

150000, г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 4

Е-mail: DSER@city-yar.ru

 

Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ» 

 

119180, г. Москва,

Якиманская набережная, д. 2

Е-mail: info@etpgpb.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-639/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2021 года                                 г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – начальник отдела контроля закупок <…>, члены Комиссии – главный специалист – эксперт отдела контроля закупок <…>, ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок управления <…>,

с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «ЕЭС-Гарант» (далее также – ООО «ЕЭС-Гарант», заявитель, общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям               <…>, <…>, <…>;

заказчики - муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 84 с углубленным изучением английского языка», муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 52», муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3», муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2», муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48», муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 59», муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 83» (далее также – МОУ «СШ № 84 с углубленным изучением английского языка», МОУ «СШ № 52», МОУ «Гимназия № 3», МОУ «СШ № 2», МОУ «СШ № 48», МОУ «СШ № 59», МОУ «СШ № 83», заказчики), обеспечили участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности <…>;

учредитель заказчиков – Департамент образования мэрии города Ярославля (далее также – Департамент образования мэрии г. Ярославля, учредитель), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Гуськова А.Г.;

уполномоченный орган – Департамент социально-экономического развития города мэрии городя Ярославля (далее также – ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы исполняющего обязанности директора ДСЭРГ мэрии г. Ярославля Беляевой Н.М., представителя по доверенности <…>;

оператор электронной торговой площадки, общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ЕЭС-Гарант» на действия заказчиков – МОУ «СШ             № 84 с углубленным изучением английского языка», МОУ «СШ № 52», МОУ «Гимназия № 3», МОУ «СШ № 2», МОУ «СШ № 48», МОУ «СШ № 59», МОУ «СШ № 83», уполномоченного органа,  ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, при проведении совместного конкурса в электронной форма на право заключения энергосервисных договоров (контрактов) на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем освещения (извещение № 0371300027821000190) (далее – конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «ЕЭС-Гарант» на действия заказчиков – МОУ «СШ № 84 с углубленным изучением английского языка», МОУ «СШ № 52», МОУ «Гимназия № 3», МОУ «СШ № 2», МОУ «СШ № 48», МОУ «СШ № 59», МОУ «СШ № 83», уполномоченного органа,  ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, при проведении совместного конкурса в электронной форма на право заключения энергосервисных договоров (контрактов) на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем освещения (извещение № 0371300027821000190).

Заявитель полагает, что документация о рассматриваемом конкурсе в электронной форме утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением следующих требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд:

1. заказчик и уполномоченный орган при описании используемого товара (светильников) использовали характеристики, установленные позициями Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: 27.40.25.123-00000004, 27.40.25.123-00000002, 27.40.25.123-00000003, 27.40.25.123-00000007, по мнению заявителя данные действия заказчика и уполномоченного органа нарушают часть 1.1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поскольку, товар (светильники) не выступает самостоятельным объектом закупки, соответственно, в использовании при описании объекта закупки таких характеристик, нет необходимости;

2. заказчиком и уполномоченным органом в Приложении № 2 к Техническому заданию установлены требования к светильникам наружного освещения, которым, по мнению заявителя, соответствуют товары только двух производителей ООО «МГК Световые технологии» и ООО МСК «БЛ ГРУПП», соответственно, данные действия заказчика и уполномоченного органа приводят к ограничению количества потенциальных участников закупки, что является нарушением части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

2. заказчиком и уполномоченным органом в подпункте 2 пункта 23 главы 3 «Информационная карта» конкурсной документации, по мнению заявителя, установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателям «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», поскольку в рамках данного показателя должны оцениваться опыт участников по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, вместе с тем, в рамках данного показателя в том числе оценивается опыт по поставке и монтажу сопоставимого светотехнического оборудования для систем освещения, что противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не способствует выявлению лучших условий исполнения энергосервисного контракта.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, признать действия заказчиков и уполномоченного органа – незаконными, выдать заказчикам и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе, привлечь должностных лиц заказчиков и уполномоченного органа к административной ответственности.

Заказчики, учредитель заказчиков и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 24.05.2021 размещено извещение № 0371300027821000190 вместе с документацией о проведении совместного конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисных договоров (контрактов) на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем освещения.

15.06.2021 и 21.06.2021 уполномоченным органом, ДСЭРГ мэрии г. Ярославля, на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию о проведении совместного конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисных договоров (контрактов) на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем освещения.

Начальная (максимальная) цена контракта 74 460 167,02 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Первый довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным в силу следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

С учетом изложенного следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Соответственно, заказчик вправе включить в конкурсную документацию такие характеристики и требования к товару (в том числе поставляемому при оказании закупаемых услуг), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в конкурсную документацию требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать эти потребности при установлении требований к поставляемому товару.

В рассматриваемом случае закупка осуществляется для нужд МОУ «СШ № 84 с углубленным изучением английского языка», МОУ «СШ № 52», МОУ «Гимназия                 № 3», МОУ «СШ № 2», МОУ «СШ № 48», МОУ «СШ № 59», МОУ «СШ № 83».

Исходя из пункта 4 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

Исходя из извещения, подпункта 1 пункта 1 главы 3 «Информационная карта» конкурсной документации объектом закупки является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем освещения.

В соответствии с подпунктом 13.2 пункта 13 главы 3 «Информационная карта» конкурсной документации первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать согласие участника конкурса на оказание услуг на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); наименование страны происхождения товаров, поставляемых при оказании услуг; а также конкретные показатели товаров, поставляемого при оказании услуг, соответствующие значениям, установленным в соответствии со значениями, установленных в пункте 5 технических заданий Заказчиков №№ 1-7 конкурсной документации, и указание на товарный знак (при наличии).

В пункте 5 Технических заданий Заказчиков №№ 1-7 конкурсной документации установлено, что в соответствии с п.п. 1 и 3 ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать: согласие на оказание услуг, на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие даётся с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), наименование страны происхождения товара, поставляемого при оказании услуг; а также конкретные показатели товара, поставляемого при оказании услуг, соответствующие значениям, установленным в соответствии со значением, установленным в приложении № 2 к настоящему техническому заданию, и указание на товарный знак (при наличии).

В приложениях № 2 Технических заданий Заказчиков №№ 1-7 конкурсной документации установлены функциональные, технические, качественные характеристике поставляемого при оказании услуг товара.

Таким образом товар (светильники) является поставляемым, а не используемым при оказании закупаемых услуг.

Часть характеристик поставляемого товара установлена в соответствии с позициями Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: 27.40.25.123-00000004, 27.40.25.123-00000002, 27.40.25.123-00000003, 27.40.25.123-00000007.

Заявитель, считает, что действия заказчика и уполномоченного органа по использованию при описании товара (светильников) таких характеристик, приводят к нарушению части 1.1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Комиссия Ярославского УФАС России не согласна с данным выводом подателя жалобы ввиду следующего.

 Частью 1.1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» согласно Приложению установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

В соответствии с извещением и конкурсной документацией ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не установлены, соответственно, обжалуемая закупка осуществляется не в целях выполнения минимальной доли закупок.

Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом при осуществлении рассматриваемой закупки не могла быть нарушена часть 1.1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Кроме того, данная норма прямо предусматривает право заказчика использовать характеристики, установленные в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

Учитывая вышеизложенное, использование заказчиком и уполномоченным органом характеристик, установленных вышеуказанными позициями Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не противоречить/не нарушает положениям/положения статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которой осуществляется описание объекта закупки.

В отношении второго довода заявителя Комиссией Ярославского УФАС России принято следующее решение.

Как указывалось, выше по тексту настоящего решения документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

С учетом изложенного следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Соответственно, заказчик вправе включить в конкурсную документацию такие характеристики и требования к товару (в том числе поставляемому при оказании закупаемых услуг), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в конкурсную документацию требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать эти потребности при установлении требований к поставляемому товару.

В рассматриваемом случае закупка осуществляется для нужд МОУ «СШ № 84 с углубленным изучением английского языка», МОУ «СШ № 52», МОУ «Гимназия                 № 3», МОУ «СШ № 2», МОУ «СШ № 48», МОУ «СШ № 59», МОУ «СШ № 83».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 главы 3 «Информационная карта» конкурсной документации описание объекта закупки: содержится в технических заданиях, представленных в составе конкурсной документации.

В пункте 5 Технических заданий Заказчиков №№ 1-7 конкурсной документации установлено, что в соответствии с п.п. 1 и 3 ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать: согласие на оказание услуг, на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие даётся с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), наименование страны происхождения товара, поставляемого при оказании услуг; а также конкретные показатели товара, поставляемого при оказании услуг, соответствующие значениям, установленным в соответствии со значением, установленным в приложении № 2 к настоящему техническому заданию, и указание на товарный знак (при наличии).

В приложениях № 2 Технических заданий Заказчиков №№ 1-7 конкурсной документации установлены функциональные, технические, качественные характеристике поставляемого при оказании услуг товара, в отношении оспариваемых заявителем позиций установлено следующее:

 

15

 

 

 

 

 

(Тип №1)

 

 

 

Светильник светодиодный наружного освещения

 

 

  1. Мощность, Ватт

не более 12

  1. Габаритные размеры:

 

- высота, Миллиметр

- диаметр,  Миллиметр

 

от 60 до 111

от 150 до 287

  1. Масса (Вес), Килограмм

не более 1,8

  1. Степень защиты, не менее

IP65

  1. Световой поток, Люмен

не менее 1 200

  1. Коэффициент мощности (cos φ), не менее

>0,90

  1. Коррелированная цветовая температура, Кельвин

4000±300

  1. Класс защиты от поражения током

I

  1. Климатическое исполнение

УХЛ1 или УХЛ2

16

 

 

 

(Тип №2)

 

 

 

Светильник светодиодный наружного освещения

 

  1. Потребляемая мощность, Ватт

не более 140

  1. Габаритные размеры:

 

- высота, Миллиметр

- ширина, Миллиметр

- длина, Миллиметр

 

от 215 до 305

от 225 до 248

от 460 до 463

  1. Масса (Вес), Килограмм

не более 7,50

  1. Степень защиты, не менее

IP65

  1. Световой поток, Люмен

не менее 12 000

  1. Коэффициент мощности (cos φ), не менее

>0,95

  1. Коррелированная цветовая температура, Кельвин

4000±300

  1. Класс защиты от поражения током

I или II

  1. Климатическое исполнение

УХЛ1

 

Данные характеристики установлены заказчиками исходя из их потребностей.

В соответствии с конкурсной документацией в качестве предмета закупки обозначено выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем освещения, в рамках которых осуществляется поставка в том числе светильников наружного освещения. В связи с этим участником закупки могло выступать любое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям конкурсной документации и удовлетворяющий потребностям заказчиков.

В данном случае имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников закупки осуществить его поставку при исполнении закупаемых услуг.

Заявитель не обосновывал тот факт, что требования, включенные в конкурсную документацию, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.

Также заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы в конкурсе (отсутствие возможности поставить товар при исполнении закупаемых услуг у одного потенциального исполнителя (в частности, ООО «ЕЭС-Гарант») не свидетельствует об ограничении общего числа участников закупки).

Кроме того, косвенным подтверждением отсутствия ограничений количества участников закупки в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению в конкурсной документации требований к светильникам наружного освещения является наличие как минимум двух производителей ООО «МГК Световые технологии» и ООО МСК «БЛ ГРУПП» (по информации, представленной подателем жалобы, полученной последним при анализе рынка одиннадцати производителей светильников).

Таким образом, Ярославское УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчиков и уполномоченного органа нарушений законодательства о закупках, выразившихся в установлении последними в конкурсной документации требований к поставляемому при оказании закупаемых услуг товару, ограничивающих количество участников закупки.

Третий довод не нашел своего подтверждения в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «деловая репутация участника закупки».

Подпунктом 2 пункта 23 главы 3 «Информационная карта» конкурсной документации установлен следующий показатель нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

- «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника закупки по данному критерию, оценивается наличие у участника открытого конкурса в электронной форме опыта:

1) по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема направленных, на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии), за период с 01.01.2015 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;

2) по успешным поставке и монтажу сопоставимого светотехнического оборудования для систем освещения, которые поставлялись и монтировались в том числе не в рамках энергосервисных контрактов, за период с 01.01.2015 до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Предмет оценки:

общая сумма энергосервисных контрактов / договоров на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии), за период с 01.01.2015 до даты окончания срока подачи заявок, в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ и (или) от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – энергосервисные контракты / договоры);

а также общая сумма договоров на поставку и монтаж сопоставимого светотехнического оборудования для систем освещения, которое поставлялось и монтировалось в том числе не в рамках энергосервисных контрактов, за период с 01.01.2015 до даты окончания срока подачи заявок, в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ и (или) от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – договоры поставки).

Значимость показателя – 100%.

Коэффициент значимости показателя КЗп – 1,0.

Максимальное количество баллов – 100.

Под «сопоставимым светотехническим оборудованием» в целях проведения настоящей закупки понимается энергосберегающее оборудование для систем освещения, включающее светодиодные светильники для систем освещения.

Энергосервисные контракты / договоры должны быть действующими либо исполненными надлежащим образом на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Договоры поставки должны быть исполненными надлежащим образом на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

При этом:

для энергосервисных контрактов / договоров – работы (услуги) по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии), должны быть реализованы, акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг) по реализации таких мероприятий подписаны заказчиком, акты об определении экономии электрической энергии подписаны за каждый отчетный период достижения экономии (доли экономии) в период действия энергосервисного контракта / договора;

для договоров поставки – предметом должно быть сопоставимое светотехническое оборудование для систем освещения, передаточные документы (накладные, универсальные передаточные документы, акты и пр.), которые должны быть подписаны поставщиком и заказчиком и должны подтверждать полное исполнение обязательства по поставке и монтажу оборудования (в том числе не в рамках энергосервисных контрактов) в соответствии с договором поставки.

Показатель подтверждается:

- копиями заключенных за период с 01.01.2015 до даты окончания срока подачи заявок в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ и (или) от 18.07.2011 № 223-ФЗ энергосервисных контрактов / договоров и (или) договоров поставки,

а также:

- для энергосервисных контрактов / договоров:

1) копиями подписанных заказчиком актов о приемке выполненных работ (оказанных услуг) по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии);

2) копиями подписанных заказчиком актов об определении достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в течение каждого отчетного периода действия энергосервисного контракта / договора (за каждый отчетный период);

- для договоров поставки:

1) копиями подписанных заказчиком накладных, универсальных передаточных документов, актов и пр., подтверждающих поставку и монтаж сопоставимого светотехнического оборудования в соответствии с договором поставки;

2) копиями паспортов и сертификатов на поставленное и смонтированное сопоставимое светотехническое оборудование всех типов (видов) предусмотренное договором поставки (если наличие таких документов предусмотрены действующим законодательством).

Представленные копии должны отчетливо давать возможность увидеть полный текст содержания, быть читаемыми без использования каких-либо специальных средств.

Под копией документа понимается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки (дата, номер, наименование документа, подписи и печати (при наличии) сторон), в том числе содержащий все имеющиеся приложения (при наличии таковых).

Для энергосервисных контрактов / договоров и договоров поставки, заключенных в электронной форме, предоставляется копия электронного документа, полученная на устройствах ввода-вывода ЭВМ форма внешнего представления электронного документа, в том числе включающая в себя информацию об электронной подписи каждой из сторон.

Учету подлежат только те энергосорвисные контракты / договоры и договоры поставки, сведения о которых подтверждены информацией участника закупки с указанием реестрового номера из реестра контрактов, заключенных заказчиками, и (или) из реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, в единой информационной системе в сфере закупок (http:\\zakupki.gov.ru).

В случае предоставления неполного комплекта документов по энергосервисному контракту / договору и (или) договору поставки комиссия не будет его учитывать.

Отсутствие в составе заявки сведений и (или) документов, подтверждающих установленный показатель, не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям конкурсной документации.

При оценке заявок и присвоении баллов по настоящему показателю не учитываются энергосервисные контракты / договоры и договоры поставки:

- не являющиеся сопоставимыми с характером предмета открытого конкурса в электронной форме;

- сведения, о которых отсутствуют в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и (или) в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, в единой информационной системе в сфере закупок (http:\\zakupki.gov.ru);

- для энергосервисных контрактов:

без приложения:

1) копий подписанных заказчиком актов о приемке выполненных работ (оказанных услуг) по реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии);

2) копий подписанных заказчиком актов об определении достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в течение каждого отчетного периода действия энергосервисного контракта / договора (за каждый отчетный период);

- для договоров поставки:

без приложения:

1) копий подписанных заказчиком накладных, универсальных передаточных документов, актов и пр., подтверждающих поставку и монтаж сопоставимого светотехнического оборудования в соответствии с договором поставки;

2) копий паспортов и сертификатов на поставленное и смонтированное сопоставимое светотехническое оборудование всех типов (видов) предусмотренное договором поставки (если наличие таких документов предусмотрены действующим законодательством).

Для оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» участниками открытого конкурса в электронной форме в заявке на участие в конкурсе прикладывается реестр заключенных энергосервисных контрактов / договоров и (или) договоров поставки.

Оценка заявок по показателю осуществляется следующим образом: в связи с тем, что для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя, количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по формуле:

 

НЦБi = КЗп x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗп – коэффициент значимости показателя.

Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

НЦБi количество баллов, присуждаемых «i» заявке по Показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Рейтинг заявки по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» рассчитывается путем умножения оценки в баллах, полученной участником открытого конкурса в электронной форме по результатам оценки по критерию, на коэффициент значимости критерия оценки:

Ri (ЦК2) = НЦБi × КЗ

где:

КЗ – коэффициент значимости критерия;

НЦБi – количество баллов, присуждаемых «i» заявке по Показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема»;

Ri (ЦК2) – рейтинг «i» заявки по критерию оценки.

Комиссия Ярославского УФАС России проанализировав вышеуказанный порядок оценки по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» пришла к выводу о том, что установленный порядок оценки по оспариваемому показателю не противоречит требованиям Правил, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу.

Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчиков и уполномоченного органа при установлении порядка оценки по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕЭС-Гарант» (ИНН: 5024173259, ОГРН: 1175024009918) на действия заказчиков, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 84 с углубленным изучением английского языка», муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 52», муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 3», муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2», муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 48», муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 59», муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 83», и уполномоченного органа, Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении совместного конкурса в электронной форма на право заключения энергосервисных договоров (контрактов) на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем освещения (извещение № 0371300027821000190), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

 

Члены Комиссии                                                                                               <…>

 

                                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны