Решение №9664/04-01 решение от 22 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                  МАУ «Газета «Рыбинские

                      известия»

 

                                        ул. Крестовая, д. 75,

№ 9664/04-01 от 22.11.2019                              г. Рыбинск, 152934

 

                                        ООО "Айронком"

 

                                                         ул. Кулибина, д. 10, кв. 220,

                                      г. Рыбинск, 152907

 

 

 

 

 

 

                                    РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/16-567/2019

«13» ноября 2019 года                                                                                        г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «21» ноября 2019 года.

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

             председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Гудкевич Е.В.,

              члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт Груздева Е. Е.,

              рассмотрев дело № 076/05/16-567/2019 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения печатного издания «Рыбинские известия» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей МАУ «Газета «Рыбинские известия», ООО "Айронком", привлеченных к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, главного редактора газеты «Рыбинские известия», а также директора ООО "Айронком",

 

УСТАНОВИЛА:

07.11.2019 г. в соответствии с пунктом 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, в  рассмотрении дела № 076/05/16-567/2019 объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 13.11.2019 г.,  в рамках которого у МАУ «Газета «Рыбинские известия», ООО "Айронком" запрошены документы, а именно, переписка о согласовании текста рассматриваемой статьи.

Данные документы лицами представлены в материалы дела.

13.11.2019 г. в 15 часов 00 минут рассмотрение дела № 076/05/16-567/2019 продолжено.

Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 17.09.2019 г. установлен факт размещения на стр. 6-7 в № 70 (26.156) от 11.09.2019 г. печатного общественно-политического издания «Рыбинские известия» рекламной статьи под названием «Уютное железо».

Дело возбуждено по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку в указанной статье отсутствует пометка "реклама" или "на правах рекламы".

Представитель МАУ «Газета «Рыбинские известия» пояснила, что с нарушениями не согласна и не считает данную статью рекламной. Газета «Рыбинские известия» является муниципальной и выполняет социальные функции. С 2010 года по устному распоряжению главы Рыбинска в газете действует проект поддержки малого и среднего бизнеса, пропаганда успешного бизнеса, включение людей в число самозанятых. Цель проекта – объяснить жителям Рыбинска, что заниматься предпринимательством, создавать новые рабочие места на территории города можно и нужно. В 2018 г. проект оформлен приказом главного редактора газеты «Рыбинские известия». Участники проекта определяются редакцией по рейтингу упоминаемости в социальных сетях, с учетом рекомендаций администрации Рыбинска. Предприятие "Айронком" является субъектом малого бизнеса, успешно работает на территории Рыбинска четыре года, реализует продукцию за пределами города, что является особенно ценным при определении эффективности работы. Данный материал был подготовлен из патриотических соображений, также с целью рассказа жителям Рыбинска о том, что на территории города успешно работают предприятия малого бизнеса.

Рассмотрев материалы дела, представленные документы и пояснения                МАУ «Газета «Рыбинские известия», ООО "Айронком", Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

             Данная статья рассматривалась на Экспертном совете Ярославского УФАС России 13 ноября 2019 г., и по итогам рассмотрения эксперты единогласно  пришли к выводу о том, что данная статья является рекламой.

              В частности, экспертами было отмечено, что в данном случае способ изложения информации может способствовать формированию интереса у потребителей к услугам и продукции ООО "Айронком". Информация содержит подробные сведения о товарах и услугах ООО "Айронком", содержит множество положительных характеристик, эпитетов, описаний, сравнений с конкурирующими организациями, позволяющих выделить и индивидуализировать компанию               ООО "Айронком" и ее продукцию, при полном отсутствии негативной информации о данной организации и ее товарах, формирует исключительно привлекательный имидж данной организации. Также в статье содержатся исключительно положительные прогнозы о дальнейшей деятельности данной организации с утверждениями о ее обязательном успехе.

           Наименование компании ООО "Айронком" часто употребляется в тексте, что позволяет лучше его заметить и запомнить, сведения о местонахождении данной организации, и местах, где можно приобрести ее продукцию также прямо и косвенно упоминаются («уютный офис в сердце старого Рыбинска, на улице Ломоносова», «с коптильнями компания вышла в гипермаркеты и сетевики «Еврострой», «Аксон», «высшее достижение – контракт с фиромой «Ангстрем». В магазинах сети по всей России продаются рыбинские этажерки, журнальные столики с элементами ковки, спальни, прикроватные тумбы).

           Изложение информации сопровождается фотографиями изделий компании ООО "Айронком".

Также экспертами отмечено, что в данном случае прослеживается цель не поддержки предприятий малого бизнеса, а выделение именно ООО "Айронком", с указанием негативной информации об остальных конкурирующих предприятиях, с созданием впечатления, что достойной альтернативы в г. Рыбинске для потребителя кроме товаров и услуг ООО "Айронком" не существует.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, о том, что исходя из содержания рассматриваемой статьи «Уютное железо», она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к ООО "Айронком" и его продукции, а также формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, информация в этой статье является рекламной.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Печатное издание «Рыбинские известия» зарегистрировано в качестве СМИ (Свидетельство ПИ № ФС5-1453), в соответствии с которым СМИ имеет общественно-политическую специализацию, на первой полосе издания также содержится информация о том, что данное издание является общественно-политическим.

Таким образом, данное печатное издание не является специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, и, следовательно, рекламные материалы в данном издании должны сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Вместе с тем, установлено, что в рекламной статье «Уютное железо», размещенной в указанном печатном издании отсутствует пометка "реклама" или пометка "на правах рекламы", что является нарушением статьи 16 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

            В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

   Согласно статье 14. 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

В рассматриваемой статье содержатся следующие утверждения:

- «Проанализировали рынок и увидели – у конкурентов мангалы тоненькие, дешевые, буквально одноразовые, еле выдержали один сезон. У наших изделий усиленная арматурой конструкция… А цена не сильно отличалась от конкурентов…»,

- «В Рыбинске немало фирм по производству мебели. Но «Айронком» конкурентов себе в родном городе не видит. Никто из серьезных корпусников Рыбинска на модный лофт пока не перестроился. А от кустарных столяров и сварщиков предприятие отличает сочетании ручного труда и серийного производства. Их изделия одновременно и небанальные, и быстро выпускаемые. И пока гаражный умелец тратит на два стула целый день, здесь за это время сделают партию. – Часто просят сделать на пробу несколько изделий. У начинающего мастера на это уйдет несколько недель. Мы за пару дней изготовим. Сами привезем заказчику – у нас два грузовика, перевозчика ждать не нужно…»,

- «Редко лофт-мастера, клепающие изделия в гараже способны не просто сварить стул на железной раме, а спроектировать целое пространство – офис, гостиную, даже детскую. Фирма играючи создает интерьеры…»,

- «А недавно рыбинцы создавали зону отдыха клиентов на ярославской автомойке. – В Ярославле на заказ претендовало с десяток мебельных фирм. И наше предложение было самым весомым по деньгам. Однако мы предложили заказчику посчитать и сравнить. Получалось, если конкуренты будут использовать столь же качественные материалы и технологии, их зона отдыха обойдется хозяину автомойки вдвое дороже…  И заказчик выбрал нас. Высшее достижение – контракт с фирмой «Ангстрем»…Был объявлен конкурс, и рыбинцы его выиграли – взяли качеством и скоростью работы….»,

- «Такими темпами фирма и правда завоюет рынок. И вся Россия узнает о мебели из Рыбинска».

Эксперты также единогласно пришли к выводу о том, что использование подобных утверждений в данной статье содержит негативную оценку деятельности конкурентов, сравнения с конкурентами изложены в некорректной форме, без указания объективно подтверждающей достоверность этих сведений информации. Формирование положительного имиджа компании ООО "Айронком" формируется на фоне негативных отзывов о деятельности конкурентов, путем сравнений и противопоставлений исключительно в пользу ООО "Айронком".

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, о том, что, в данном случае также  нарушены пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 данного закона несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 2 статьи 5 данного закона несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

          В соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В пункте 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В выходных данных издания «Рыбинские известия» указано, что редакцией данного печатного издания является  МАУ «Газета «Рыбинские известия».

Представитель МАУ «Газета «Рыбинские известия» пояснила, что рассматриваемый материал «Уютное железо» готовился в рамках проекта поддержки малого бизнеса для ООО «Айронком» бесплатно. ООО «Айронком» согласилось с предложением редакции участвовать в проекте, его представитель ответил на вопросы корреспондента, был подготовлен и опубликован газетный материал.

Представитель ООО «Айронком» пояснил, что рассматриваемый материал размещен по инициативе МАУ «Газета «Рыбинские известия», интервью представителем ООО «Айронком» было дано в устной форме. При этом                    ООО «Айронком» не согласовывало окончательный текст для опубликования статьи и не подтверждало волеизъявления на ее опубликование, поскольку замечания и возражения для корректировки текста ООО «Айронком» не были приняты МАУ «Газета «Рыбинские известия», ООО «Айронком» отказалось от публикации данной статьи. Договоры на изготовление и распространение рекламы не заключались, оплата не производилась.

Из представленной в материалы дела переписки между ООО «Айронком» и МАУ «Газета «Рыбинские известия», Комиссией также установлено, что                    ООО «Айронком» текст для размещения рассматриваемого материала в окончательном виде не согласовывался.

На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, в соответствии с  пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является МАУ «Газета «Рыбинские известия».

          Следовательно, МАУ «Газета «Рыбинские известия» как рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы нарушило требования  статьи 16, а также пункта 4 части 2 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

           Ответственность за нарушение требований  статьи 16,  пункта 4 части 2 статьи 5  ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

         1. Признать ненадлежащей рекламную статью под названием «Уютное железо», размещенную на стр. 6-7 в № 70 (26.156) от 11.09.2019 г. печатного общественно-политического издания «Рыбинские известия» без пометки «реклама» или «на правах рекламы», а также являющуюся актом недобросовестной конкуренции, поскольку в данном случае нарушены требования статьи 16, пункта 4 части 2 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

          2. Выдать МАУ «Газета «Рыбинские известия» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                     Е. В. Гудкевич

Члены Комиссии:                                                                                 А. В. Семенюк

                                                                                                               С.Д. Солодяшкина

                                                                                                               Е. Е. Груздева           

Связанные организации

Связанные организации не указаны