Решение №2545/05-02 Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эк... от 26 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность»

420124, г. Казань, ул. Ю. Фучика, д. 90а, оф. 901

info@ekcprom.ru

Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области

150014, г. Ярославль, ул. Свободы, д.62

doosp@yarregion.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

150030, г. Ярославль, ул. Ползунова, д. 15

dgz@region.adm.yar.ru

Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»

117342, город Москва, Миклухо-Маклая улица, дом 40, подвал помещение I ком 25

info@etpgpb.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-449/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – начальник отдела контроля закупок ..., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок ..., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок ..., с участием:

заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность» (далее также – ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность», общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...,

заказчик, департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее также – заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...,

уполномоченный орган – департамент государственного заказа Ярославской области (далее также – уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности  ...,

оператор, общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность» на действия заказчика, департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области (извещение № 0171200001921000669) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

18.05.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность» на действия заказчика, департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области (извещение № 0171200001921000669) (далее – жалоба).

По мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений путем: 1) включения обязательного требования о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, 2) либо исключения работ по определению морфологического состава отходов из Технического задания.

Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав пояснения сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 04.05.2021 размещено извещение № 0171200001921000669 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 000 000,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе прочего следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что она не содержит требований к участникам закупки, установленных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ.

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе).

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в частности, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с разделом 2 «Описание объекта закупки» (Техническое задание) документации об электронном аукционе перед исполнителем в рамках рассматриваемой закупки поставлены следующие задачи:

Определение объектов в соответствии с методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. № 524/пр, на территории Ярославской области, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы в разрезе категорий объектов, согласно Приложению № 1 к настоящему Техническому заданию.

Проведение замеров количественных и качественных характеристик отходов по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (4 сезона) в течение 7 (семи) дней подряд.

Определение количественного состояния (масса, объем, плотность) и качественного состояния (морфологический состав) накапливаемых ТКО, полученные по результатам лабораторных исследований.

По результатам проведенных замеров получение данных о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории.

Разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

По мнению заявителя, изложенному в поданной им жалобе, определение морфологического состава твердых коммунальных отходов предполагает необходимость сортировки твердых коммунальных отходов, которая согласно пункту 12 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 не допускается к осуществлению на контейнерных площадках. Соответственно, для осуществления сортировки требуется перемещение накопленных твердых коммунальных отходов от мест накопления, т. е. транспортирование отходов. В связи с изложенным закупаемые заказчиком услуги по осуществлению данных видов деятельности подлежат лицензированию.

Исходя из пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5.27 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) сортировка отходов - разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения жалобы, деятельность по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включая деятельность по определению морфологического состава твердых коммунальных отходов, представляет собой лабораторно-исследовательскую деятельность и не имеет в качестве своей цели последующую обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов. Данная деятельность представляет собой изъятие части отходов (точечных проб) из общей массы твердых коммунальных отходов для дальнейших лабораторных исследований. Указанное изъятие части отходов (точечных проб) не является сортировкой исходя из значения данного термина, указанного в пункте 5.27 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

Учитывая изложенное, закупаемые заказчиком виды деятельности не подпадают под деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит лицензированию.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

На территории Ярославской области действует региональный оператор по обращению с отходами ООО «Хартия» (в соответствии с Соглашением № 7 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23 мая 2018 года, заключенным между департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия», с 1 сентября 2018 года начал действовать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами).

Таким образом, любое иное лицо (за исключением действующего регионального оператора) в принципе не может получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на территории Ярославской области.

Также Комиссия при принятии решения учитывает следующее обстоятельство.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Исполнитель в соответствии с аукционной документацией осуществляет исследовательскую деятельность. И отобранные пробы доставляет в лабораторию, а не на объекты для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, следовательно, в данном случае не может идти речи об осуществлении потенциальным исполнителем государственного контракта деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов/отходов I-IV классов опасности.

Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в документацию об электронном аукционе неправомерно не включено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, является несостоятельным (поскольку закупаемые заказчиком услуги не подпадают под понятие «транспортирование твердых коммунальных отходов I - IV классов опасности»).

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность» (ИНН 1659129865, ОГРН 1131690024674) на действия заказчика, департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (ИНН 7602060560, 1077604014872), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области (извещение № 0171200001921000669) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны