Постановление №5254/23 Постановление от 29 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-479/2023

об административном правонарушении

 

Резолютивная часть постановления оглашена «26» мая 2023 г.

В полном объеме постановление изготовлено «29» мая 2023 г. г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Шушкова А.С., рассмотрев протокол от 12 мая 2023 г. по делу № 076/04/9.21-479/2023 об административном правонарушении, материалы дела № 076/04/9.21-479/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15 (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии потерпевших <...>, <...>, в отсутствии представителя ПАО «Россети Центр», уведомленного надлежащим образом (согласно отчету об отслеживании почтового отправления № 80090084314151),

 

установил:

 

Ярославским УФАС России рассмотрено заявление <...> (вх. № 2783/23 от 01.03.2023) о неправомерных действиях ПАО «Россети Центр», выразившихся в отказе в заключении договора на технологическое присоединение.

Из вышеуказанного заявления следует, что 14 октября 2022 года <...> через портал электросетевых услуг (https://портал-тп.рф) была подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ярославская обл., <...>.

На момент подачи заявления в Ярославское УФАС России, сетевой организаций так и не были направлены документы для заключения договора.

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление <...> необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения данного заявления Ярославское УФАС России приняло решение о возбуждении дела № 076/04/9.21-479/2023 об административном правонарушении.

По результатам проведения административного расследования по настоящему делу установлено следующее.

Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Порядок технологического присоединения к энергопринимающим устройствам потребителей электрической энергии установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа).

На основании пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В силу пункта 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом в сроки, установленные данными Правилами.

На основании требований пункта 105 Правил технологического присоединения ПАО «Россети Центр» должно было в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки разместить на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) настоящих Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Исходя из содержания представленных в Ярославское УФАС России материалов, следует, что ПАО «Россети Центр» взяло заявку в работу только 17.10.2022.

Запросы в связи с неполной комплектностью заявки в адрес указанного заявителя не направлялись.

28.10.2022 сетевая организация направила <...> письмо от 28.10.2022 за исх. № МР1-ЯР/Р4-7/292, согласно которому энергопринимающие устройства заявителя по вышеуказанному адресу имеют фактическое присоединение и в соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение носит однократный характер.

29.10.2022 сетевая организация аннулировала заявку <...> на заключение договора о технологическом присоединении.

С учётом того, что заявка зарегистрирована сетевой организацией 14.10.2022 и дополнительных сведений у заявителя не запрашивалось, последним днём размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, является 28 октября 2022 года.

По состоянию на 28 октября 2022 года ПАО «Россети Центр» не разместило в личном кабинете заявителя документы, указанные в пункте 105 Правил технологического присоединения, а 29.10.2022 заявка <...> была аннулирована.

Из сведений, представленных сетевой организацией следует, что 14.10.2022 в адрес сетевой организации также поступила заявка <...> на заключение договора о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ярославская обл., <...>.

ПАО «Россети Центр» взяло заявку в работу только 17.10.2022. Запросы в связи с неполной комплектностью заявки в адрес указанного заявителя не направлялись.

28.10.2022 сетевая организация направила <...> письмо от 28.10.2022 за исх. № МР1-ЯР/Р4-7/292, согласно которому энергопринимающие устройства заявителя по вышеуказанному адресу имеют фактическое присоединение и в соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение носит однократный характер.

29.10.2022 сетевая организация аннулировала заявку <...> на заключение договора о технологическом присоединении.

С учётом того, что заявка зарегистрирована сетевой организацией 14.10.2022 и дополнительных сведений у заявителя не запрашивалось, последним днём размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, является 28 октября 2022 года.

По состоянию на 28 октября 2022 года ПАО «Россети Центр» не разместило в личном кабинете заявителя документы, указанные в пункте 105 Правил технологического присоединения, а 29.10.2022 заявка <...> была аннулирована.

Также 28.10.2022 в адрес сетевой организации поступила заявка <...> на заключение договора о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ярославская обл., <...>.

ПАО «Россети Центр» взяло заявку в работу только 31.10.2022.

Запросы в связи с неполной комплектностью заявки в адрес указанного заявителя не направлялись.

07.11.2022 сетевая организация направила <...> письмо от 07.11.2022 за исх. № МР1-ЯР/Р4-7/304, согласно которому энергопринимающие устройства заявителя по вышеуказанному адресу имеют фактическое присоединение и в соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение носит однократный характер.

07.11.2022 сетевая организация аннулировала заявку <...> на заключение договора о технологическом присоединении.

С учётом того, что заявка зарегистрирована сетевой организацией 28.10.2022 и дополнительных сведений у заявителя не запрашивалось, последним днём размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения, является 14 ноября 2022 года.

По состоянию на 14 ноября 2022 года ПАО «Россети Центр» не разместило в личном кабинете заявителя документы, указанные в пункте 105 Правил технологического присоединения, а 07.11.2022 заявка <...> была аннулирована.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» допущено нарушение установленных пунктом 105 Правил технологического присоединения сроков размещения в личном кабинете <...>, <...> и <...> проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий.

Письмом от 28.04.2023 за исх. № МР1-ЯР/18-1/16-14 ПАО «Россети Центр», направленным в адрес Ярославского УФАС России, сообщило, что объекты заявителя и жителей <...> Ярославской обл. ранее были фактически присоединены к электрическим сетям.

При этом акты о подключении и разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в филиале не сохранились.

Вместе с этим, письмом от 13.02.2023 за исх. № МР1-ЯР/Р4-7/22, направленным Уполномоченному по правам человека в Ярославской области С.А. Бабуркину, ПАО «Россети Центр» сообщило, что договоры между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и жителями <...> Ярославской обл. на поставку электроэнергии и лицевые счета отсутствуют.

При этом, для подключения к электрическим сетям требуется подать заявку на осуществление технологического присоединения с приложением всех необходимых документов, заключить договор технологического присоединения и выполнить пункты технических условий к договору технологического присоединения.

Таким образом, сетевая организация нарушила требования, предусмотренные пунктами 3, 6 и 105 Правил № 861.

Потерпевшими по делу признаются <...>, <...> и <...>.

Место совершения административного правонарушения — Ярославская область.

Время совершения административного правонарушения — 2022 г.

Место выявления административного правонарушения – Ярославская область.

Место проведения административного расследования – Ярославская область.

Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в области подключения (технологического) присоединения к электрическим сетям.

Объективная сторона заключается в неисполнении требований пунктов 3, 6 и 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Субъект административного правонарушения: ПАО «Россети Центр» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» является субъектом естественной монополии.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъективная сторона: вина юридического лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих публичных обязанностей.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Общество не представило в антимонопольный орган доказательств невозможности соблюдения требований Правил № 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени осмотрительности, которая от него требовалось.

Следовательно, у ПАО «Россети Центр» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Центр» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о подключении (технологического) присоединении к электрическим сетям, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Рассматриваемое правонарушение не подлежит квалификации в качестве малозначительного, поскольку пренебрежительное отношение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к своим публично-правовым обязанностям в области законодательства Российской Федерации о подключения (технологического) присоединения к электрическим сетям.

На основании изложенного, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП.

Таким образом, действия ПАО «Россети Центр» по нарушению требований, установленных пунктами 3, 6 и 105 Правил технологического присоединения, свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 стати 9.21 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Шушкова А.С.,

 

постановил:

 

привлечь публичное акционерное общество «Россети Центр», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч) 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

УИН 

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111601091010021140

ИНН 7604009440, КПП 760401001

Получатель: УФК по Ярославской области (Ярославское УФАС России л/сч 04711411850)

УФК по Ярославской области

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Ярославской области г. Ярославль

БИК 017888102

р/сч 03100643000000017100

к/сч 40102810245370000065

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны