Решение №4090/06-07 Решение от 5 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик

АО «Ярославская электросетевая компания»        

150042, Ярославская обл, г Ярославль, ул Блюхера, дом 26

e-mail: 

 

Заявитель

ООО «ИТСК»

450015, г. Уфа, ул. Бульвар Ибрагимова,

д. 32, оф. 2

e-mail:

 

№ 4090/06-07 от 05.06.2019

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 076/07/3-219/219

 

31 мая 2019 года                                                                                                 г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 04.06.2019 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – руководитель Управления Паутов И. Г., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шаганц А. А.,

в отсутствие представителя заявителя ООО «ИТСК», о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом;

с участием:

от заказчика АО «Ярославская электросетевая компания» (далее —
АО «ЯрЭСК»)
  (по доверенностям);

рассмотрев жалобу ООО «ИТСК» на действия заказчика – АО «ЯрЭСК» (ИНН 7602069588, ОГРН 1087602004731), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ИТСК»
(вх. №
4688 от 23.05.2019) на действия (бездействие) заказчика закупки —
АО «Ярославская электросетевая компания» (далее - АО «ЯрЭСК») при проведении открытого конкурса на реконструкцию воздушной линии ВЛ-0, 4 КВ СНТ «Рябинушка» со строительством нового участка линии для технологического присоединения Ярославский р-н, д. Андреевское для нужд АО «ЯрЭСК» (номер извещения: 31907840707).

Обжалуемые действия (бездействие) —  установление заказчиком                            АО «ЯрЭСК» неправомерных требований к участникам закупки.

На заседании Комиссии представитель заказчика предоставил документы, запрошенные уведомлением от 28.05.2019 № 3871/06-07. С доводами, указанными в жалобе, не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:

Согласно части 1 статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними положением о закупке.

25.01.2019 на официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ЯрЭСК», утвержденное решением Совета директоров АО «ЯрЭСК» 29.12.2018 (далее — Положение о закупке).

Приложением № 2 к Положению о закупке (далее — Типовые требования) утверждены Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок.

В соответствии с пунктом 2.5 Типовых требований допустимые к применению при проведении закупочных процедур отборочные требования и порядок определения измеряемых значений критериев соответствия отборочным требованиям приведены в Приложении 1 и Приложении 2 к настоящим Типовым требованиям.

Пунктом 12 Приложения 1 к Типовым требованиям установлен критерий соответствия отборочным требованиям: «Опыт выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг», предусматривающий предоставление участником закупки справки о выполнении за последние 3 года договоров, аналогичных по предмету, видам, объему выполняемых работ/оказываемых услуг.

30.04.2019 на официальном сайте zakupki.gov.ru были размещены извещение
№  31907840707 и конкурсная документация в порядке, установленном Законом о закупках
.

В соответствии с пунктом 8 Технического задания, являющегося приложением к конкурсной документации, в числе основных требований к организации, привлекаемой для выполнения работ, установлено обладание необходимыми профессиональными знаниями и опытом при выполнении аналогичных работ не менее 5 лет.

Согласно пункту 1.1 вышеназванного Технического задания любые нарушения требований настоящего технического задания являются причиной отклонения участников закупки.

Заявитель полагает, что установление заказчиком требования о наличии у участника закупки опыта выполнения аналогичных работ не менее 5 лет является неправомерным, поскольку противоречит Типовым требованиям, установленным в Положении о закупке.

В соответствии с пунктом 2.5 Типовых требований установление в документации о закупке иных отборочных требований, не указанных в настоящих Типовых требованиях, не допускается, за исключением случаев, когда их установление предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации либо принято решение об установлении таких требований центральным закупочным органом АО «ЯрЭСК».

Согласно пункту 1.4.10 центральный закупочный орган АО «ЯрЭСК» - это коллегиальный постоянно действующий орган, созданный заказчиком в целях контроля и координации закупочной деятельности заказчика. Примечанием к указанному пункту установлено, что центральный закупочный орган — это функциональное, а не организационное понятие, такой орган должен выполнять закрепленные за ним функции, но может называться может по-разному, в зависимости от принятой у того или иного заказчика системы управления («центральная конкурсная комиссия», «центральный конкурсный комитет» и т.д.).

Подпунктом «в» пункта 2.6.2 Положения о закупках установлено, что особенности проведения закупок по конкретным категориям оформляются решениями центрального закупочного органа АО «ЯрЭСК», в которых могут устанавливаться особенности проведения процедур закупки, в том числе оценки заявок участников.

Как следует из содержания Протокола заседания центральной конкурсной комиссии № 1/19цкк от 25.01.2019, данная комиссия приняла решение установить при проведении рассматриваемой закупочной процедуры критерий, предусматривающий наличие опыта выполнения аналогичных работ — 5 лет.

На основании изложенного, Комиссия по данному доводу заявителя приходит к выводу о том, что  действия организатора торгов соответствуют Положению о закупке, поскольку Положение о закупке АО «ЯрЭСК» предусматривает право заказчика на основании решения  центрального закупочного органа устанавливать иные отборочные требования, отличные от установленных Типовым положением, являющимся Приложением № 1 к Положению.

Заявитель указывает на отсутствие в закупочной документации критериев аналогичности выполненных работ/оказанных услуг, подтверждающих опыт участника. Вместе с тем, пунктом 5.10.1 конкурсной документации утверждена форма справки о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров. В соответствии с пунктом 5.10.2.3 в данной справке участнику закупки надлежит указать перечень и годовые объемы выполнения аналогичных договоров, сопоставимых по объемам, срокам выполнения и прочим требованиям разделов 2 («Техническое задание») и 3 («Проект договора») конкурсной документации.

Таким образом, в качестве критериев аналогичности выполнения работ/оказания услуг, подтверждающих опыт участника, заказчик в закупочной документации указал, объем, сроки и другие требования, установленные техническим заданием и  проектом  договора.

 

Вместе с тем, заявитель в жалобе также указывает, что пунктом 8 Технического задания установлена  обязательность наличия у участника закупки свидетельства о допуске к электромонтажным работам до 35 кВ для объектов капстроительства, оформленным в соответствии с требованиями законодательства и Уставом СРО.

В силу части 2.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Начальная максимальная цена данного контракта составляет 351 681, 60 руб., в связи с чем, по мнению заявителя, участник закупки не обязан состоять в членстве СРО при выполнении договора, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки и установление данного требования является необоснованным ограничением конкуренции.

Представители АО «ЯрЭСК» пояснили, что в данном случае наличие членства в СРО не является обязательным, данное требование указано в общем виде для подобного вида работ, и применяется в случае, если законодательством предусмотрены такие требования для выполнения закупаемых работ.

Вместе с тем, в пункте 8  Технического задания в числе основных требований к организации, привлекаемой для выполнения работ, указано наличие свидетельства о допуске к электромонтажным работам до 35 кВ для объектов капитального строительства, оформленного в соответствии с требованиями  действующего законодательства РФ и устава СРО.

При этом согласно пункту 8 Приложения № 1 к Типовым требованиям несоответствие указанным требованиям, как отборочному критерию, является основанием для отклонения.

В соответствии с пунктом 8.1.7.11 Положения о закупках закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке или такая заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.

Согласно подпункту «d» пункта 4.7.2.4 Конкурсной документации по результатам проведения отборочной стадии Комиссия по конкурсу имеет право отклонить заявки, которые поданы участниками, не предоставившими документы, требуемые настоящей документацией.

По данному доводу Комисии приходит к выводу о том, что подобное указание требования о наличии допсука к СРО в Техническом задании, сформулировано таким образом, что из него следует обязательность соблюдения данного требования для участников, что могло ввести их в заблуждение и привести к необоснованному ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках  конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий, в частности, обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1.2.1 Раздела 1 Положения о закупке АО «ЯрЭСК» основными принципами закупочной деятельности являются равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению  к участникам закупки.

Таким образом, поскольку в данном случае заказчиком АО «ЯрЭСК» указано неправомерное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к электромонтажным работам до 35 кВ для объектов капстроительства, оформленным в соответствии с требованиями законодательства и Уставом СРО, то Комиссия приходит к выводу о  нарушении в данном случае пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках, а также подпункта «б» пункта 1.2.1 Раздела 1 Положения о закупке АО «ЯрЭСК».

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ИТСК» (вх. № 4688 от 23.05.2019) на действия (бездействие) заказчика закупки — АО «Ярославская электросетевая компания» при проведении открытого конкурса на реконструкцию воздушной линии ВЛ-0, 4 КВ СНТ «Рябинушка» со строительством нового участка линии для технологического присоединения Ярославский р-н, д. Андреевское для нужд АО «ЯрЭСК» (номер извещения:31907840707)  обоснованной в части указания неправомерного требования к участникам закупки о наличии  у участника закупки свидетельства о допуске к электромонтажным работам до 35 кВ для объектов капстроительства, оформленным в соответствии с требованиями законодательства и Уставом СРО.

2. Признать АО «Ярославская электросетевая компания» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также подпункта «б» пункта 1.2.1 Раздела 1 Положения о закупке АО «ЯрЭСК».

3. Выдать АО «Ярославская электросетевая компания» (ИНН 7602069588, ОГРН 1087602004731) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупок  (номер извещения — 31907840707).

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                               И. Г. Паутов   

Члены Комиссии                                                                                      А. В. Семенюк

                                                                                                                   С. Д. Солодяшкина

                                                                                                                   А. А. Шаганц

Связанные организации

Связанные организации не указаны