Определение №5332/04-01 Определение о прекращении производства по делу № 076/05/18-4... от 6 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Билдинг»

Октябрьская ул., д. 181/2, пом. 41100А, г. Краснодар, 350000

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

№ 076/05/18-409/2021

«23» июля 2021 года                                                                                                            г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – врио руководителя Управления Гудкевич Е. В.,

члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., специалист-эксперт Артамонов А. О.,

рассмотрев дело № 076/05/18-409/2021, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту

УСТАНОВИЛА:

ООО «Билдинг», привлеченное к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, на заседание не явилось, представителей не направило. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее уведомление ООО «Билдинг» о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило обращение <...> (вх. № 1908 от 01.03.2021) о поступлении 26.02.2021 в 11:12 с номера <...> на номер <...> звонка с рекламой услуг ПАО «Альфа-банк» без согласия абонента на ее получение.

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 18, пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

26.02.2021 в 11:12 с номера <...> на номер <...> поступил звонок от оператора контакт-центра, представившегося именем Юлия, с информацией следующего содержания: «Здравствуйте. Для Вас есть предложение получить карту Альфа-Банка с акционным процентом 9.9 на первое время и беспроцентным периодом 100 дней, с возможностью бесплатно снимать наличные до 50 000 рублей».

Поступление указанного звонка подтверждается представленными заявителем аудиозаписью и детализацией соединений по абонентскому номеру <...> за 26.02.2021.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация обладает всеми вышеперечисленными признаками рекламы и, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования являются финансовые услуги ПАО «Альфа-банк» по предоставлению кредита (займа).

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Как следует из обращения, рассматриваемая реклама поступила на абонентский номер <...> без согласия заявителя. Отсутствие согласия заявителя на получение рекламы подтверждается аудиозаписью, приложенной к обращению.

ООО «Билдинг» доказательств, подтверждающих получение согласия на распространение рекламы, не представлено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, что является нарушением части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемой рекламе данные сведения отсутствуют, что является нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно Письму ФАС от 13 августа 2010 г. № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг» в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В пункте 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (в том числе по страхованию рисков).

В рекламе содержится следующая информация: «…с акционным процентом 9.9 на первое время и беспроцентным периодом 100 дней, с возможностью снимать наличные до 50 000 рублей».

Вместе с тем иные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), в рекламе не указаны. В частности, в рассматриваемой рекламе отсутствует информация о сумме кредита. В свою очередь, информация о сроке кредита является неполной, так как отсутствует полный срок его предоставления, что свидетельствует о нарушении части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно содержанию рассматриваемой рекламы комиссия за снятие наличных до 50 000 рублей составляет 0 %.

Как указал заявитель в дополнении к имеющемуся обращению (вх. № 5948 от 18.06.2021), комиссия за выдачу наличных с рекламируемой карты банка, согласно тарифному плану, составляет 2,9 %, минимум – 290 рублей.

Комиссией установлено, что комиссия за выдачу наличных с рекламируемой карты банка составляет 0 % до 50 000 рублей, 5,9 % - свыше 50 000 рублей (4,9 %, 3,9 % в зависимости от конкретной карты).

Таким образом, Комиссией не установлено нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель, за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона – рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона – рекламодатель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ответ на запрос Ярославского УФАС России (исх. № 2420/06-04 от 31.03.2021) ПАО «ВымпелКом» сообщило, что абонентский номер <...> выделен ООО «Билдинг».

АО «Альфа-Банк» в ответ на запрос антимонопольного органа (исх. № 3061/04-01 от 26.04.2021) пояснило, что абонентский номер <...> АО «Альфа-Банк» не принадлежит, общество не осуществляло распространение рекламы посредством звонков на номер <...>.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств, в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Билдинг».

Следовательно, ООО «Билдинг» как рекламодатель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно сведениям, указанным в ЕГРЮЛ, ООО «Билдинг» прекратило свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь абзацем «б» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 076/05/18-409/2021 прекратить.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии:

 

А. В. Семенюк

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны