Решение №АШ/1883/23 Решение о прекращении рассмотрения дела № 076/01/10-746/2021... от 13 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о прекращении рассмотрения дела № 076/01/10-746/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

 

30 октября 22023 года                                                                                        г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объёме 13 ноября 2023 года)

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – И.О. заместителя руководителя Шушкова А.С., члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Белокурова А.В., государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Мартынов А.В., рассмотрев дело № 076/01/10-746/2021, возбужденное в отношении  публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ПАО «ТГК -2», Общество, теплоснабжающая организация) (ИНН 7606053324, 150003, г. Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6,) по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в поставке горячей воды ненадлежащего качества по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Ярославль, ул. 8 Марта, д. 17А,

 

                                                 УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено приказом руководителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области (ранее - Ярославское УФАС России) от 22.07.2021 № 183.1 на основании заявления ФИО по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в поставке горячей воды ненадлежащего качества в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. 8 Марта, д. 17А.

Позиция заявителя изложена в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «ТГК-2», направленном в Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области 22.04.2021 (вх. № 3890) и состоит в том, что ПАО «ТГК-2» не обеспечивает поставку (передачу) коммунального ресурса горячего водоснабжения надлежащего качества по температурному режиму в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. 8 Марта, д. 17 А.

В частности, заявителем указаны следующие даты поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества: 02.10.2020 (несоответствие химическому составу), 12.08.2020 (несоответствие температурному режиму), 23.07.2020 (несоответствие химическому составу), 03.10.2019 (несоответствие температурному режиму), 03.10.2019 (несоответствие химическому составу), 28.02.2019 (несоответствие химическому составу), 26.02.2021 (несоответствие химическому составу), 20.02.2021 (несоответствие химическому составу), 11.02.2021 (несоответствие химическому составу), 08.02.2021 (несоответствие химическому составу), 06.02.2021 (несоответствие химическому составу), 31.01.2021 (несоответствие химическому составу).

ПАО «ТГК-2» не согласно с доводом заявителя в силу следующего.

В отопительный период поставка теплоносителя на нужды отопления и горячего водоснабжения вышеуказанного многоквартирного дома осуществляется от теплоисточника ТЭЦ-3, в межотопительный период – от теплоисточника ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2». Указанный технологический процесс требует проведения обязательных технических мероприятий, а именно: изменение зоны теплоснабжения от теплоисточника ТЭЦ-2 и последующим переводом нагрузки на теплоисточник ТЭЦ-3, переводу режима работы тепловых сетей с летнего на зимний в целях обеспечения оказания качественной услуги по теплоснабжению потребителей.

При переводе тепловой нагрузки потребителей проводятся следующие действия: закрывается запорная арматура на подающем и обратном трубопроводе Ду 1000 мм в насосной НС 2-2 и открывается запорная арматура на трубопроводе Ду 600 мм в Павильоне № 3. В связи с изменением направления потока теплоносителя в трубопроводах может быть временное снижение температуры сетевой воды по причине прогрева застойных зон трубопроводов, по которым до перевода сетевая вода не циркулировала.

Также ПАО «ТГК-2» указало на то, что незначительное отклонение температуры теплоносителя от нормативных значений также было связано с включением в работу дополнительного участка тепломагистрали «Д» 1000 мм от теплоисточника ТЭЦ-3 до павильона № 3.

Таким образом, незначительное отклонение температурного режима от нормативно установленного значения в периоды с 19.09.2020 по 21.09.2020 и с 25.09.2020 по 26.09.2020 связано с проведением технических мероприятий, направленных на подготовке к отопительному периоду и обеспечению качественного теплоснабжения потребителей.

В отношении факта поставки теплоносителя, соответствующего нормативным значениям по химическому составу, Общество указало на то, что обращений по вопросу качества теплоносителя (по химическому составу), поставляемого на нужды горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу:  не поступали, в связи с чем комиссионных проверок с участием представителей ПАО «ТГК-2» не производились, акты не составлялись.

Дополнительно ПАО «ТГК-2» изложило правовую позицию по каждому периоду подачи коммунального ресурса ненадлежащего качества:

- период с 01.02.2019 по 01.04.2019 – температура теплоносителя за каждые сутки в указанный период составляла 60 °C;

- период 04.10.2019 – прибор учёта считается вышедшим из строя, при этом температура за неполные сутки работы прибора (время работы 12,6 часов) составила 58,9 °C;

- период с 01.07.2020 по 31.07.2020 – прибор учёта считается вышедшим из строя в соответствии с пунктом 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034) в связи с тем, что прибор находился на поверке;

- период с 01.08.2020 по 09.09.2020 – температура теплоносителя за каждые сутки в указанный период составляла более 60°C;

- период с 10.09.2020 по 16.09.2020 – в связи с ремонтными работами на подающем трубопроводе тепломагистрали 2 Ду 1000 мм потребителю рекомендовано осуществить подключение горячего водоснабжения на открытую схему с обратного трубопровода с 14:00 09.09.2020.

Вместе с тем, данная рекомендация потребителем не выполнена, поставка ресурса отсутствовала, о чём свидетельствуют нулевые значения графы М1 в названный период.

- Период с 17.09.2020 по 18.09.2020 – температура теплоносителя за каждые сутки в указанный период составляла больше 60°C;

- период с 19.09.2020 по 21.09.2020 – зафиксировано незначительное отклонение температуры теплоносителя от нормативных значений. Данное отклонение явилось следствием проведения работ по изменению зоны теплоснабжения от теплоисточника ТЭЦ-2 и последующим переводом нагрузки на теплоисточник ТЭЦ-3.

В процессе перевода нагрузки был дренирован обратный трубопровод на участке от т/к Д-40 до т/к Д-29, демонтирована заглушка, установленная ранее в районе т/к Д-29 для обеспечения циркуляции теплоносителя в т/м «Д» и повышения качества подаваемой тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.

Потребителю за данный период выполнено снижение размера платы за горячее водоснабжение за каждый час отступления от допустимых значений в соответствии с представленными часовыми ведомостями учёта параметров потребления тепловой энергии.

- в период с 22.09.2020 по 24.09.2020 температура теплоносителя за каждые сутки составляла более 60°C;

- в период с 25.09.2020 по 26.09.2020 – позиция ПАО «ТГК-2» аналогична в сравнении с периодом с 19.09.2020 по 21.09.2020;

- период с 27.09.2020 по 01.11.2020 – температура теплоносителя за каждые сутки в указанный период составляла более 60°C;

- в период с 01.01.2021 по 01.04.2021 – температура теплоносителя за каждые сутки в указанный период составляла более 60°C;

Таким образом, ПАО «ТГК-2» полагает, что вышеназванные незначительные снижения качества коммунального ресурса по температурному режиму находятся вне воли теплоснабжающей организацией, а факт подачи тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения с ненадлежащим химическим составом не нашёл своего документального подтверждения.                    

 Комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дела № 076/01/10-746/2021 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта по указанной норме в качестве последствий нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены следующие:

- недопущение, ограничение, устранение конкуренции;

-ущемление интересов лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

- ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

ПАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по поставке тепловой энергии (теплоносителя) в границах присоединённой сети.

Таким образом, на ПАО «ТГК-2» распространяются положения статьи 10 Закона о защите конкуренциию.

Между ПАО «ТГК-2» и ООО «УК Альфа Групп» заключён договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде № 1655 от 07.10.2010, в том числе в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. 8 Марта, д. 17 А.

Относительно подачи тепловой энергии (теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в отношении вышеуказанного многоквартирного дома Комиссией установлено следующее.

 Письмом за исх. № 01-06/1305 ООО «УК Альфа Групп» направило в адрес Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области сведения о том, что за период с 2020 по 2021 год в адрес управляющей компании поступало одно письменное обращение на выполнение перерасчёта платы за подачу коммунального ресурса ненадлежащего качества. Заявитель в управляющую компанию не обращался.

Также ООО «УК Альфа Групп» указало на то, что для улучшения качества коммунальных услуг по водоснабжению силами управляющей компании были проведены работы по промывке теплообменника, лежаков горячего водоснабжения, стояков горячего и холодного водоснабжения, произведена настройка регуляторов температуры и давления, прочистка магистральных фильтров.

В процессе обследования системы водоснабжения вышеуказанного дома управляющая компания выявила закоксовку трубопроводов шламовыми образованиями, наличие повреждений трубопроводов с явными признаками коррозии (внутренней, внешней, сквозной), наличие коррозионных образований на внутренней поверхности трубопроводов, может являться причиной подачи коммунального ресурса ненадлежащего качества по химическому составу (изменение цвета), а равно может привести к подачи коммунального ресурса ненадлежащего качества по температурному режиму.

Внутренняя система водоснабжения вышеуказанного дома изношена вследствие естественной эксплуатации. Управляющей компанией сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения.

По состоянию на 11 мая 2021 года ООО «УК Альфа Групп» проводились организационные мероприятия для проведения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с целью принятия решения собственниками помещений о необходимости и выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерно-технических сетей холодного и горячего водоснабжения.                   

Акты промывок и опрессовок ПАО «ТГК-2» и ООО УК «Альфа Групп» не предоставлялись.

Следовательно, Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области полагает, что не доказан факт подачи тепловой энергии (теплоносителя) с ненадлежащим химическим составом в зоне эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2».

Относительно подачи тепловой энергии (теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения с ненадлежащим температурным режимом антимонопольным органом установлено следующее.

Согласно пункту 5 приложения № 1 Правил № 354 допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в месте водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в ночное время не более чем на 5°, в дневное время – не более чем на 3°. 

  Вместе с тем, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2013 года № АКПИ13-394 положения пункта 5 Приложения № 1 к Правилам № 354 в части допустимых отклонений температурного режима к коммунальному ресурсу горячего водоснабжения признаны недействующими, за исключением случаев, когда указанные положения применяются к проведению перерасчёта за некачественно оказанную услугу по предоставлению горячего водоснабжения.

Верховный Суд Российской Федерации указал в данном решении, что отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества.

  Таким образом, теплоснабжающая организация обязана в соответствии с договором теплоснабжения осуществлять поставку коммунального ресурса горячего водоснабжения до места водоразбора с температурой не менее 60° и не свыше 75°.

  Следовательно, подача коммунального ресурса горячего водоснабжения с температурным режимом менее 60° является нарушением установленного температурного режима. Допустимые отклонения в 3° и 5° при подаче вышеуказанного коммунального ресурса применяются исключительно при проведении перерасчёта за некачественно оказанную услугу по подаче коммунального ресурса.

С учётом того, что между ПАО «ТГК-2» и ООО УК «Альфа Групп» по состоянию на вышеуказанные даты был заключён договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде № 1655, ПАО «ТГК-2» обязано подать тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения с надлежащим химическим составом и температурным режимом до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которой является для сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения при наличии коллективного (общедомового) прибора учета место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - внешняя граница стены многоквартирного дома, а для сетей газоснабжения - место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Между ОАО «ТГК-2» и ООО «УК Альфа Групп» 10.01.2017 заключено дополнительное соглашение, которым в том числе утверждены границы эксплуатационной ответственности в отношении вышеназванного многоквартирного дома.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон следует, что границей балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию и техническое состояние тепловых сетей и теплового оборудования теплоснабжающей организации является тепловая камера Д-41.

Участок теплотрассы от наружной стены тепловой камеры до Д-41 до тепловой камеры Д -41/2, тепловая камера Д-41/2 и тепловой ввод от т/к Д-41/2 до наружной стены указанного дома находятся на балансе МУП «Яргорэнергосбыт».

Участок теплотрассы от наружной стены дома до теплового узла находится в эксплуатационной ответственности ООО «УК Альфа Групп».        

Стороны не направляли в антимонопольный орган сведений об изменении границ эксплуатационной ответственности.

Следовательно, Общество обязано подать тепловую энергию (теплоноситель) с надлежащим температурным режимом до вышеуказанной тепловой камеры, расположенной в соответствии с представленной схемой подачи коммунального ресурса горячего водоснабжения за границами внутридомовых инженерно-технических сетей многоквартирного дома.

В рамках рассмотрения дела № 076/01/10-746/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «ТГК-2» сообщило антимонопольному органу, что управляющей компанией в период с 09.09.2020 по 17.09.2020 не выполнены рекомендации ПАО «ТГК-2» о переходе с закрытой системы горячего водоснабжения на открытую систему горячего водоснабжения.В целях соблюдения проверки исполнителем коммунального ресурса горячего водоснабжения ООО УК «Альфа Групп» рекомендаций ПАО «ТГК-2» 14 апреля 2022 года антимонопольным органом направлен в адрес управляющей организации запрос информации относительно соблюдения последней требований ресурсоснабжающей организацией о переходе с закрытой системы горячего водоснабжения на открытую систему горячего водоснабжения.

21.04.2022 ООО «УК Альфа Групп» предоставило информацию, запрашиваемую антимонопольным органом не в полном объёме, в связи с чем 22 апреля 2022 года было возбуждено дело № 076/04/19.8-349/2022 об административном правонарушении.

 9 октября 2023 года в связи с вступлением в законную силу Постановления Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по делу № 076/94/19.8-349/2022 об административном правонарушении рассмотрения дела № 076/01/10-746/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было возобновлено.

В ходе производства по делу № 076/04/19.8-349/2022 об административном правонарушении ООО «УК Альфа Групп» предоставило в антимонопольный орган сведения о датах перехода с открытой на закрытую систему горячего водоснабжения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. 8 Марта, д. 17 «А».

Согласно сведениям, представленным ООО «УК Альфа групп» в период с 14.09.2020 по 17.09.2020 коммунальный ресурс горячего водоснабжения подавался с открытой системы горячего водоснабжения.

В период с 10.09.2020 по 16.09.2020 температура горячей воды на вводе в многоквартирный дом составляла менее 60°.

Вместе с тем, как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства в указанный период ПАО «ТГК-2» осуществляло ремонтные работы, в связи с чем по указанному периоду действия теплоснабжающей организации нельзя квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением.

Указанный вывод касается также и период с 19.09.2020 по 21.09.2020, а также в период с 25.09.2020 по 26.09.2020 поскольку в этот период ПАО «ТГК-2» осуществляло работы по изменению зоны теплоснабжения.

В остальной период 2020 года, указанный в вышеназванном письме ПАО «ТГК-2», в многоквартирный дом поступала горячая вода без отклонений по температурному режиму, что подтверждается ведомостями общедомового прибора учёта.

В период с 01.01.2021 по 01.04.2021 температура горячей воды на вводе в многоквартирный дом заявителя соответствовала нормативно установленному температурному режиму.

В заявлении ФИО указано, что 28.02.2019, 03.10.2019, 10.06.2020, 23.07.2020, 02.10.2020 коммунальный ресурс горячего водоснабжения не соответствовал требованиям, установленным для химического состава горячей воды по цвету и мутности.

Вместе с тем, согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В связи с указанным обстоятельством антимонопольный орган не имеет фактической возможности привлечь ПАО «ТГК-2» за действия по поставке тепловой энергии (теплоносителя) с ненадлежащим химическим составом за 2019 и 2020 год.

В отношении периода с 11.01.2021 по 08.02.2021 Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.

Письмом от 06.04.2021 за исх. № 01-06/1761 ООО «УК Альфа Групп» сообщило антимонопольному органу, что в процессе проверки управляющей компанией системы водоснабжения многоквартирного дома заявителя выявлены закоксовка трубопроводов шламовыми образованиями, наличие повреждений трубопроводов с явными признаками коррозии (как внутренней, так и внешней), наличие коррозионных образований влияет на цвет поставляемого коммунального ресурса горячего водоснабжения.

Также в указанном письме ООО «УК Альфа Групп» указало на изношенность внутридомовых инженерно-технических сетей, посредством который коммунальный ресурс горячего водоснабжения подаётся до конечного потребителя, а также на необходимость проведения капитального ремонта.

Кроме того, в связи с указанными обстоятельствами управляющая компания осуществляла потребителям перерасчёт в связи с некачественной оказанной услугой по подаче коммунального ресурса горячего водоснабжения с ненадлежащим химическим составом.

ПАО «ТГК-2» не может нести ответственность за состояние внутридомовых инженерно-технических сетей многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа не усматривает причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ПАО «ТГК-2» и подачей коммунального ресурса горячего водоснабжения с ненадлежащим химическим составом в период с 11.01.2021 по 08.02.2021.

В связи с указанными обстоятельствами Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области полагает, что в действиях ПАО «ТГК-2» отсутствует злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по поставке тепловой энергии (теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения.             

 На основании установленных фактических обстоятельств, представленных документов и вышеприведённых норм закона комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области и Костромской области приходит к выводу об отсутствии в действиях ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, 150003, город Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6) признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа

 

решила:

 

прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 076/01/10-746/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбуждённого в отношении ПАО «ТГК-2» в связи с отсутствием в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства. 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                             А.С. Шушкова

 

Члены Комиссии                                                                                       А.В. Белокурова

 

                                                                                                                  А.В. Мартынов

Связанные организации

Связанные организации не указаны