Решение б/н Решение и предписание по делу № 06-03/16-09 в отношении Адми... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу № 06-03/16-09
 
 
22 мая  2009 года                                                                                          г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 05.06.2009)
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<…> при участии:
- от Администрации городского округа город Рыбинск (далее – Администрация) – <…>;
- от Департамента недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент) - <…>;
- от заинтересованного лица - Муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания населения – городские ритуальные услуги» (далее - МУП  «КСОН-ГРУ») - <…>,
рассмотрев на заседаниях 28.04.2009, 12.05.2009, 22.05.2009 (рассмотрение откладывалось) дело № 06-03/16-09, возбужденное по признакам нарушения Департаментом пункта 1 статьи 7, пункта 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции),
 
                                                у с т а н о в и л а:
 
дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по инициативе Ярославского УФАС России на основании фактов, содержащих признаки нарушения пункта 1 статьи 7, пункта 3 статьи 7 Закона о конкуренции, установленных в ходе исполнения поручения ФАС России № ИА/33111 от 10.12.2008, выразившихся в наделении МУП «КСОН-ГРУ» функциями органа местного самоуправления в части предоставления участков для погребения (сдача в аренду или продажа мест для захоронения), регистрации умерших и предоставления документов о смерти путем утверждения Постановления Главы Рыбинского муниципального округа от 02.06.2003 № 1255 Устава МУП «КСОН-ГРУ», а также передача и закрепление на праве хозяйственного ведения Департаментом за МУП «КСОН-ГРУ» девяти муниципальных кладбищ на основании Приказа Департамента от 29.09.2003 № 41-06/02-898а «О передаче муниципального имущества с баланса на баланс» (далее – Приказ № 41-06/02-898а  «О передаче муниципального имущества»), что повлекло создание преимущественных условий для деятельности МУП «КСОН-ГРУ» как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же рынке.
 Представитель Администрации и Департамента на заседании Комиссии, а также в отзыве от 12.05.2009 № 93-юр, представил следующие пояснения по предмету рассматриваемого дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Законом о погребении не предусмотрена возможность возложения обязанностей по осуществлению погребения умерших на немуниципальные организации, а также на неспециализированные муниципальные организации. В городском округе город Рыбинск МУП «КСОН-ГРУ» является единственным муниципальным предприятием, созданным для осуществления данного вида деятельности. Передача предприятию городских кладбищ подразумевает передачу мест захоронения в рамках осуществления предприятием работ по эксплуатации и содержанию кладбищ в соответствии с возложенными на него обязанностями и относится к исполнительным полномочиям органов местного самоуправления. Деятельность предприятия в отсутствие данного имущества невозможна, так как оно является непосредственным предметом его деятельности. Услуги по  осуществлению погребения умерших не являются товаром в том значении, которое придано ему в статье 4  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), так как они не предназначены для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Представители МУП «КСОН-ГРУ» на заседании Комиссии, а также в письменном отзыве пояснили следующее.
В соответствии с положениями статьи 29 Закона о погребении погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. МУП «КСОН-ГРУ» создано для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в городском округе город Рыбинск (пункт 2.2 Устава МУП «КСОН-ГРУ»). Кладбища, закрепленные на праве хозяйственного ведения за МУП «КСОН-ГРУ» - это неликвидное имущество, т. е. имущество, которое не приносит дохода, служит для удовлетворения нужд и потребностей населения городского округа город Рыбинск. Содержание кладбищ обеспечивается пропорционально из средств местного бюджета и средств самого предприятия.     
Принимая решение по делу Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с положениями Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении. Так, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в  гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении). Институт специализированных служб введен в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.  
Предметом регулирования статьи 25 Закона о погребении являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг.
Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. 
Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 3 Закона о погребении).
Таким образом, Закон о погребении (в частности, статьи 9,10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении.
На основании вышеизложенного, деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, осуществляется на конкурентном рынке. При этом товаром на данном рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета.
В целях организации похоронного обслуживания в городском округе город Рыбинск создано МУП «КСОН-ГРУ», наделенное статусом специализированной службы. Постановлением Главы Рыбинского муниципального района от 02.06.2003 № 1255 утвержден Устав МУП «КСОН-ГРУ».
Уставом МУП «КСОН-ГРУ» подтверждается как специализированное назначение предприятия, так и общая правоспособность предприятия как хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Согласно разделу 2 Устава целями деятельности предприятия являются организация похоронного обслуживания в городском округе город Рыбинск, оказание качественных услуг гражданам и юридическим лицам, выполнение муниципального заказа, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет полный объемритуальных услуг (пункт 2.1 Устава),включаяпогребение иуслугипоперезахоронению, а также функции контрольно-распорядительного характера: предоставление участков для погребения (сдача в аренду или продажа), регистрацию умерших и предоставление документов о смерти, выданных уполномоченными специалистами отдела ЗАГС администрации (находящихся при специализированной службе по вопросам похоронного дела).Как следует из материалов дела Приказом Департамента от 29.09.2003 № 41-06/02-898а «О передаче муниципального имущества» МУП «КСОН-ГРУ» переданы и закреплены на праве хозяйственного ведения земли муниципальных кладбищ. Вместе с тем, как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона о погребении).Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. Постановлением Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 120027/27 (далее - Постановление) передача общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта признана противоречащей нормам Закона о погребении и Закона о конкуренции.На переданных в ведение муниципальных кладбищах МУП «КСОН-ГРУ» осуществляет деятельность по содержанию городских кладбищ (пункт 2.2 Устава). Вместе с тем, функции по предоставлению участков для погребения (сдачи в аренду или продажи), регистрации умерших и предоставления документов о смерти, а также содержание городских кладбищ отнесены к вопросам организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (пункт 23 части 1 статьи 16 Федерального закона   от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и являются функциями органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного в соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято решение  привлечь в качестве ответчика Администрацию по факту утверждения Устава МУП «КСОН-ГРУ», которым  муниципальное предприятие наделено функциями органа местного самоуправления в части предоставления участков для погребения (сдача в аренду или продажа), регистрации умерших и предоставления документов о смерти.
В соответствии с пунктом 6.1 Приложения 1 к Постановлению главы городского округа город Рыбинск от 27.10.2006 № 695 «Положение об организации похоронного дела в городском округе город Рыбинск, правилах работы и порядке содержания муниципальных кладбищ» погребение на кладбище (кладбищах), находящемся в хозяйственном ведении специализированной службы по вопросам похоронного дела, выполняется в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормами работниками данной службы.
По смыслу указанной правовой нормы услуги по погребению может оказывать только МУП «КСОН-ГРУ» как единственное предприятие в городском округе город Рыбинск, наделенное статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, МУП «КСОН-ГРУ», наделенное административно-властными полномочиями путем передачи в ведение территорий муниципальных кладбищ с правом осуществления всего комплекса ритуальных услуг, имеет преимущественные права по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг. Таким образом, иные хозяйствующие субъекты, действующие на рынке оказания ритуальных услуг, могут быть ограничены в возможностях самостоятельно оказывать полный перечень ритуальных услуг.
Поскольку Устав МУП «КСОН-ГРУ» и Приказ № 41-06/02-898а «О передаче муниципального имущества», нарушающие антимонопольное законодательство, были утверждены до введение в действие Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», то действия Администрации и Департамента подлежат квалификации по Закону РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Однако Комиссия учитывает, что и в действующем в настоящее время Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» также содержатся аналогичные нормы, содержащие запрет на принятие органом местного самоуправления актов, которые приводят или могут перевести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также на наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти.
Таким образом, утверждение Администрацией Устава МУП «КСОН-ГРУ» нарушает установленный пунктом 3 статьи 7 Закона о конкуренции запрет на  наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, принятие Департаментом Приказа № 41-06/02-898а «О передаче муниципального имущества нарушает установленный пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции запрет на принятие органами местного самоуправления актов и (или) совершение действий, которые могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в частности, путем создания преимущественных условий для деятельности хозяйствующему субъекту МУП «КСОН-ГРУ», являющемуся специализированной службой по организации похоронного дела и погребения в городском округе город Рыбинск.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
 
р е ш и л а:
 
1.   Признать Администрацию нарушившей пункт 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
2. Выдать Администрации предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Признать Департамент нарушившим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
4. Выдать Департаменту предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 
                                          по делу № 06-03/16-09
 
 
22 мая 2009 года                                                                                              г. Ярославль
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22 мая 2009 года по делу № 06-03/16-09 о нарушении Администрацией городского округа город Рыбинск (далее – Администрация) пункта 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Департаментом недвижимости администрации городского округа город Рыбинск (далее – Департамент)  пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1. Администрации в срок до 15 июля 2009 года выполнить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
            - совершить действия, направленные на внесение изменений в пункт 2.2 Устава Муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания – городские ритуальные услуги» (далее - МУП «КСОН-ГРУ») в части исключения  функции попредоставлению участков для погребения (сдачи в аренду или продажи мест для захоронения), регистрации умерших и предоставления документов о смерти.
 
2. Департаменту в срок до 15 июля 2009 года выполнить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:
- отменить Приказ Департамента от 29.09.2003 № 41-06/02-898а «О передаче муниципального имущества с баланса на баланс» в части передачии закрепления на праве хозяйственного ведения за МУП «КСОН-ГРУ» земель девяти муниципальных кладбищ.
 
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС в срок до  01 августа 2009 года.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

Связанные организации

Связанные организации не указаны