Предупреждение б/н В Ярославское УФАС России поступило обращение (вх. № 8990 от... от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

           

Департамент городского хозяйства

мэрии города Ярославля

 

150001, г. Ярославль,

ул. Большая Федоровская, д. 43

 

e-mail: dce@city-yar.ru

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 № 06-08/47-21

 

06 декабря 2021 года                                                                                      г. Ярославль

 

В Ярославское УФАС России поступило обращение (вх. № 8990 от 06.09.2021) о нарушении антимонопольного законодательства департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля при смене перевозчика по маршрутам № 55 и № 66.

По результатам рассмотрения обращения установлено следующее.

26.04.2021 года департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Согласно пункту 1.2 Конкурсной документации в лот № 3 входил, в том числе, маршрут № 55 «Машприбор – Ярославль Главный»;  в лот № 12 – маршрут № 66 «НЗКИ – Больничный городок».

Протоколом № 3 от 11.06.2021 года по результатам оценки и сопоставления заявок победителем открытого конкурса по лоту № 3 признан участник открытого конкурса ООО «Транском-Авто», по лоту № 12 – ООО «ГИРФТРАНС».

По итогам конкурентной процедуры с ООО «Транском-АВТО» и
ООО «ГИРФТРАНС» заключены договоры № 267 от 08.07.2021 и № 274 от 09.07.2021.

В соответствии с предметом договора ООО «Транском-АВТО» и
ООО «ГИРФТРАНС» начали осуществлять пассажирские перевозки с 14.07.2021 года.

Согласно пояснениям департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (вх. № 10053 от 06.10.2021) с первых дней осуществления перевозок ООО «Транском-АВТО» и ООО «ГИРФТРАНС» наблюдались сбои в выполнении расписаний движений автобусов по маршрутам ввиду недовыпуска на маршруты необходимого количества автобусов, что является нарушениями со стороны хозяйствующих субъектов.  Департаментом принято решение о расторжении по соглашению сторон договора № 267 от 08.07.2021 в части муниципального автобусного маршрута № 55 путем подписания дополнительного соглашения № 2 от 09.08.2021 года и договора № 274 от 09.07.2021 в части маршрута № 66 путем подписания дополнительного соглашения № 4 от 26.08.2021 года.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 42 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Закон № 220-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 14.07.2015, следовательно, с этой даты он вступил в силу (за исключением отдельных положений).

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать семь лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Указанные ограничения сроков не применяются в отношении регулярных перевозок, осуществляемых на основании договоров, которые заключены до дня вступления в силу статьи 14 настоящего Федерального закона и срок действия которых истекает позднее пяти лет со дня опубликования настоящего Федерального закона.

Таким образом, в рамках переходного периода в течение семи лет законодатель предоставил уполномоченному органу право не изменять действующий порядок организации перевозок, а перевозчику - осуществлять перевозки на тех же условиях, которые действовали до вступления в силу названного закона, при условии полной или частичной оплаты перевозок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов и в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 23.04.2018 N 304-КГ18-4449, Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу N А64-7114/2016.

Таким образом, до 14.07.2022 департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля вправе осуществлять организацию перевозок в соответствии с Постановлением № 1359.

Согласно пункту 2.5 Постановления мэра г. Ярославля от 03.05.2007 № 1359 «О порядке привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля» (далее – Постановление № 1359) заключение договора об организации пассажирских перевозок без проведения конкурса осуществляется, в том числе, в случае необходимости временного осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее заключившим договор об организации пассажирских перевозок по данному маршруту (до проведения конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок).

В связи с расторжением договоров № 267 и № 274 в части муниципальных автобусных маршрутов № 55 и № 66 и на основании пункта 2.5 Постановления
№ 1359 департаментом принято решение о заключении соответственно договоров № 275 от 09.08.2021 года и № 276 от 26.08.2021 года без проведения торгов с
ООО «Автомиг» до проведения конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок.

26.10.2021 года департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля объявлен открытый конкурс на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок по лоту № 1 (№ 55 «Машприбор – Ярославль Главный», № 66 «НЗКИ -  Больничный городок»).

Вместе с тем, до окончания срока подачи заявок департаментом принято решение об отказе от проведения открытого конкурса.

Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля пояснил
(вх. № 11878 от 24.11.2021), что в целях повышения качества транспортного обслуживания населения проводится дополнительная работа по мониторингу и анализу потребности населения города в пассажирских перевозках по маршрутам № 55 и № 66. Департаментом планируется определить требуемое количество транспортных средств и расписание движения по маршруту, обеспечивающее равномерность интервалов движения автобусов от остановочных пунктов, уменьшение времени ожидания автобусов, для учета данных фактов при проведении последующей закупки. В связи с изложенным, департаментом принято решение об отказе от проведения открытого конкурса.

На запрос антимонопольного органа о результатах мониторинга и анализа потребности населения города в пассажирских перевозках по маршрутам № 55 и
№ 66 департаментом представлена следующая информация (вх. № 12329 от 03.12.2021).

Вопрос работы маршрутной сети города находится на постоянном контроле. Работниками департамента и МУП ГПТ «Яргортранс» осуществляется регулярный мониторинг заполняемости городского пассажирского транспорта по муниципальным маршрутам, по результатам которого на основании учета потребности населения города внесены изменения в 66 расписаний движения автобусов по муниципальным маршрутам. Благодаря указанным изменениям произошло уменьшение времени ожидания городского пассажирского транспорта на остановочных пунктах по основным направлениям перевозок, обеспечена равномерность интервалов движения городского пассажирского транспорта.

Вместе с тем, в представленных пояснениях не указано, что изменения были внесены в расписания движений транспортных средств по маршрутам № 55 и
№ 66.

Кроме того, представленные материалы (вх. № 12329 от 03.12.2021) не свидетельствуют о проведении такого мониторинга и анализа на маршруте № 55. По итогам обследования пассажиропотока в утренние часы «пик» на маршруте
№ 66 МУП ГПТ «Яргортранс» установлено (исх. № 824 от 27.10.2021), что провозная способность на маршруте даже при неполном выпуске транспортных средств соответствует существующему пассажиропотоку.  

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что по состоянию на 03.12.2021 года обследования на маршруте № 55 не производились, а на маршруте № 66 завершены 26.10.2021 и 27.10.2021 года.

На основании изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля не предприняты надлежащие меры по проведению конкурентной процедуры на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по маршрутам № 55 и № 66.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Рынок по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в границах территории г. Ярославля является высококонкурентным, характеризуется значительным количеством выступающих на нем хозяйствующих субъектов.

Продолжительное непроведение департаментом конкурентных процедур с целью определения перевозчика по маршруту № 66 при наличии результатов проведенного анализа  и мониторинга, а также  продолжительное непроведение департаментом как анализа  и мониторинга потребности населения города в пассажирских перевозках по маршруту № 55, так и конкурентных процедур с целью определения перевозчика, свидетельствует о предоставлении конкретному хозяйствующему субъекту -  ООО «Автомиг», с которым договоры заключены без проведения торгов, преимущественного права на осуществление перевозок по маршрутам № 55 и № 66.

Таким образом, бездействие департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля по проведению  открытого конкурса на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ярославля с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок по лоту № 1 (№ 55 «Машприбор – Ярославль Главный», № 66 «НЗКИ -  Больничный городок») свидетельствует о наличии признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на проведение конкурентной процедуры на право заключения договора на организацию регулярных перевозок по маршрутам № 55 и № 66.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «23» января 2022 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель управления                                                                         И.Г. Паутов

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны