Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы № 076/10/18.1-589... от 7 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицо, чьи действия обжалуются -

Департамент строительства

Ярославской области

e-mail: dstr@yarregion.ru

Заявитель

<...>

<...>

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 076/10/18.1-589/2022

04 июля 2022 года                                                                                                               г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 07.07.2022 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Шушкова А. С., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Конькова Н. А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А. О.,

с участием:

от департамента строительства Ярославской области – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности, до перерыва),

от <...> – <...> (по ордеру), <...>, <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу <...> (вх. № 6596 от 15.06.2022) на действия департамента строительства Ярославской области (ИНН 7604036179, ОГРН 1027600685694) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступила жалоба <...> (вх. № 6596 от 15.06.2022) на действия департамента строительства Ярославской области по отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства «Магазин по адресу: г. Ярославль, ул. Нефтяников, д. 25Б» на земельном участке с кадастровым номером 76:23:040808:20, а также действия по предъявлению требования к проектной документации о наличии согласования архитектурно-градостроительного облика (далее – АГО) указанного объекта.

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерная отмена разрешения на строительство, предъявление требования к проектной документации о наличии согласования АГО.

На заседании Комиссии 29.06.2022 представители департамента строительства Ярославской области представили документы, запрошенные уведомлением от 20.06.2022 № 4189/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Пунктом 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству;

б) предъявления требования осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству;

в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство входит в перечень мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Комиссией установлено следующее.

16.08.2021 <...> получил от департамента строительства Ярославской области (далее – департамент) разрешение от 16.08.2021 № 76-301000-148-2021 на строительство объекта капитального строительства «Магазин по адресу: г. Ярославль, ул. Нефтяников, д. 25Б» на земельном участке с кадастровым номером 76:23:040808:20.

05.08.2021 <...> в адрес АО «Газпром газораспределение Ярославль» было направлено заявление о предоставлении технических условий на устройство защитного футляра на газопроводе высокого давления, попадающего в границы земельного участка с кадастровым номером 76:23:040808:20, в связи со строительством здания.

Согласно пункту 5.1.1 СП 62.13330.2011* Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 № 780, наружные газопроводы следует размещать по отношению к зданиям, сооружениям и сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с приложениями Б* и В*. Для подземных газопроводов, прокладываемых в стесненных условиях, расстояния, указанные в приложении В*, допускается сокращать не более чем на 50% при прокладке в обычных условиях и не более 25% - в особых природных условиях.

Согласно приложению В* «Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий, сооружений и сетей инженерно-технического обеспечения» (пункт 9 таблицы В.1*) расстояние от фундамента проектируемого здания до действующего газопровода высокого давления должно составлять не менее 7 метров.

Ответ на рассматриваемое заявление был подготовлен АО «Газпром газораспределение Ярославль» уже после получения <...> разрешения на строительство и содержал требование о соблюдении положений СП 62.13330.2011* о минимальном расстоянии от фундамента здания до действующего газопровода, в связи с чем заявителю было предложено внести необходимые изменения в проектную документацию. В ответе также отмечено, что сокращение минимального расстояния в соответствии с пунктом 5.1.1 не допускается при возведении зданий.

08.11.2021 АО «Газпром газораспределение Ярославль» в адрес департамента было направлено письмо с информацией о нарушении <...> в проектной документации положений СП 62.13330.2011* и требованием принять соответствующие меры, обеспечивающие сохранность распределительного газопровода высокого давления II категории, с целью обеспечения бесперебойной и безаварийной подачи природного газа потребителям.

08.11.2021 департаментом издан приказ от 08.11.2021 № 145 об отмене разрешения на строительство от 16.08.2021 № 76-301000-148-2021 на основании результатов проверки обоснованности выдачи разрешения на строительство, проведенной по обращениям граждан, пункта 5.1.1 СП 62.13330.2011*.

1. По мнению заявителя, отмена разрешения на строительство противоречит требованиям законодательстве и процедуре выдачи такого разрешения по ГрК РФ.

Согласно части 21.1 статьи 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в случае:

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Как отмечает заявитель, осуществив отмену разрешения на строительство по основанию, не предусмотренному частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ, департамент нарушил процедуру выдачи разрешения на строительство.

Департамент в письменных пояснениях (исх. № 101 от 28.06.2022), направленных в адрес Ярославского УФАС России, отметил, что приказ об отмене выданного <...> разрешения на строительство обусловлен объективными причинами, существовавшими на момент выдачи разрешения на строительство и касающимися безопасности использования земельных участков в границах охранных зон объектов газораспределительных сетей.

В частности, изначально департаментом не было установлено, что границы запроектированного объекта нарушают охранную зону газопровода, так как информация о его категории (газопровод высокого давления II категории) отсутствовала в документах, исчерпывающий перечень которых в качестве необходимых и достаточных для принятия решения о выдаче разрешения на строительство закреплен статьей 51 ГрК РФ.

Согласно части 5.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Жалоба <...> поступила в Ярославское УФАС России 15.06.2022 посредством почтовой связи.

Установлено, что приказ № 145 об отмене рассматриваемого разрешения на строительство издан 08.11.2021.

Таким образом, заявителем нарушен трехмесячный срок на обжалование актов и (или) действий департамента, предусмотренный частью 5.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия считает возможным изложить правовую позицию антимонопольного органа по рассматриваемому доводу.

По смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предметом рассмотрения антимонопольного органа могут выступать исключительно нарушения процедуры оказания государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Материально-правовые же основания обоснованности отказа в выдаче разрешения на строительство по смыслу части 14 статьи 51 ГрК РФ должны выступать предметом самостоятельного судебного разбирательства.

Аналогичная правовая позиция изложена Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 19.04.2022 № 19АП-494/2022 по делу
№ А14-8132/2021.

Вместе с тем, даже рассмотрение процедурных аспектов жалобы должно осуществляться в рамках нарушений, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как было заявлено представителями <...> на заседании Комиссии 04.07.2022, заявитель полагает, что департаментом был нарушен подпункт «г» пункта 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Отмена разрешения на строительство по основанию, не предусмотренному частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ, является процедурным вопросом, однако к такой отмене привело несоответствие проектной документации заявителя требованию, прямо установленному законодательством Российской Федерации, в частности, СП 62.13330.2011* (пункт 5.1.1, приложение В*), о соблюдении расстояния от фундамента проектируемого здания до действующего газопровода высокого давления, равного не менее 7 метров, и существовавшему (имеющему силу) на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, к документами и информации департаментом не были предъявлены требования, не установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с чем основания для рассмотрения данного довода в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Вместе с тем, изучение материально-правовых обстоятельств, которые легли в основу отмены рассматриваемого разрешения на строительство, должно быть проведено в порядке судебного разбирательства.

2. После согласования с АО «Газпром газораспределение Ярославль» размещения объекта капитального строительства в рамках соблюдения требований СП 62.13330.2011* и внесения соответствующих изменений в проектную документацию <...> повторно обратился в департамент за выдачей разрешения.

Однако, департаментом в адрес заявителя было предъявлено требование о согласовании АГО для получения разрешения на строительство.

По мнению заявителя, требование о получении решения департамента о согласовании АГО для последующей выдачи разрешения на строительство не регламентировано статьей 51 ГрК РФ и свидетельствует о нарушении подпунктов «б», «г» пункта 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Как отметил департамент, согласование АГО является законно установленным требованием.

Согласно части 2 статьи 6 ГрК РФ в редакции от 02.07.2021 № 124 Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 № 346 (ред. от 30.01.2021) «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения» (утратило силу) среди процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, указано предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта (пункт 123).

Постановлением Правительства Ярославской области от 18.04.2018 года № 270-п утвержден Порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта (далее – Порядок).

Федеральным законом от 01.07.2021 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 275) в ГрК РФ введена статья 5.2, вступившая в силу с 01.09.2021 и содержащая перечень мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 6 ФЗ № 275 в случае, если до 1 января 2021 года в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, предусмотренные частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2021 года), были включены процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления расположенных на его территории муниципальных образований, нормативным правовым актом этого субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на территории этого субъекта Российской Федерации указанные процедуры могут осуществляться до 1 сентября 2022 года.

Пунктом 1 постановления Правительства Ярославской области от 08.09.2021 № 611-п «О реализации Федерального закона от 1 июля 2021 года № 275-ФЗ» установлено, что на территории Ярославской области процедура согласования АГО объекта капитального строительства осуществляется до 01.09.2022.

Таким образом, на момент повторного обращения <...> с заявлением о выдаче разрешения на строительство требование о согласовании АГО было предусмотрено постановлением Правительства Ярославской области от 08.09.2021 № 611-п, что свидетельствует об отсутствии нарушений, указанных в подпунктах «б», «г» пункта 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 порядка согласование АГО осуществляется на этапе разработки проектной документации или внесения в проектную документацию изменений (после разработки (изменения) раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» и раздела 3 «Архитектурные решения» проектной документации), в частности, в отношении строительства и реконструкции объектов капитального строительства вдоль магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения, магистральных улиц районного значения, отображенных на карте планируемого размещения объектов местного значения (автомобильные дороги местного значения) Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 N 226 «Об утверждении Генерального плана города Ярославля».

Как указывает заявитель, на момент подачи повторного заявления разработка проектной документации не велась. В данном случае вносились изменения в изначальную проектную документацию для соответствия требованиям СП 62.13330.2011*, при этом данные изменения не касались раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» и раздела 3 «Архитектурные решения» проектной документации.

Однако, по мнению Комиссии, с отменой разрешения на строительство при повторном обращении в департамент заявитель проходит процедуру получения нового разрешения на строительство, которое не связано с предыдущим. Следовательно, на данном этапе заявитель снова ведет разработку проектной документации.

Довод заявителя о том, что объект капитального строительства расположен по адресу: г. Ярославль, ул. Нефтяников, уч. 25Б, то есть не на магистральной улице и потому не подлежит согласованию АГО, предполагает рассмотрение материально-правовых оснований такого согласования, что не предусмотрено полномочиями антимонопольного органа, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Согласно пункту 5 постановления Правительства Ярославской области от 08.09.2021 № 611-п рассмотрение документов, необходимых для согласования АГО, осуществляется на заседании рабочей группы по вопросам градостроительной деятельности координационного совета по вопросам градостроительства, имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Согласно протоколу заседания рабочей группы координационного совета по вопросам градостроительной деятельности от 27.12.2021 <...> отказано в согласовании АГО, рекомендовано доработать внешний облик объекта, использовать фасадные конструкции в темной или натуральной природной цветовой гамме.

26.01.2022 департаментом отказано в выдаче <...> разрешения на строительство по причине отсутствия согласования АГО.

Согласно протоколу заседания рабочей группы координационного совета по вопросам градостроительной деятельности от 02.03.2022 <...> согласован архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства при условии выполнения новых рекомендаций.

01.06.2022 в третий раз было отказано в выдаче <...> разрешения на строительство по причине отсутствия информации о выполнении рекомендаций, указанных в протоколе от 02.03.2022.

Кроме того, и в протоколе от 27.12.2021, и в протоколе от 01.06.2022 рабочая группа координационного совета по вопросам градостроительной деятельности рекомендует мэрии г. Ярославля организовать собрание с участием жителей домов, находящихся в непосредственной близости со строящимся объектом, для решения вопроса о возможности строительства данного объекта на рассматриваемой территории.

По мнению заявителя, ему неправомерно отказано в согласовании АГО по результатам заседаний 27.12.2021, 02.03.2022 и соответственно неправомерно отказано в выдаче разрешения на строительство 26.01.2022 и 01.06.2022. В частности, заявитель обращает внимание на то, что рабочей группой координационного совета по вопросам градостроительной деятельности на момент первого отказа в согласовании АГО 27.12.2021 не были указаны все рекомендации по устранению несоответствий в материалах АГО, что свидетельствует об ограничении конкуренции. Кроме того, как отмечает заявитель, согласование АГО под условием противоречит законодательству.

Кроме того, заявитель полагает, что на него неправомерно возложена обязанность по согласованию строительства объекта с жителями домов, находящихся в непосредственной близости со строящимся объектом.

Однако, исходя из содержания протоколов заседания рабочей группы координационного совета по вопросам градостроительной деятельности от 27.12.2021, 02.03.2022, рекомендация об организации собрания жильцов адресована мэрии г. Ярославля. Участие же <...> в таком собрании является добровольным, решением рабочей группы координационного совета по вопросам градостроительной деятельности Ярославской области соответствующая обязанность на него не возложена.

Также Комиссия обращает внимание <...> на тот факт, что протоколы заседания рабочей группы координационного совета по вопросам градостроительной деятельности датированы 27.12.2021, 02.03.2022, а второй отказ в выдаче разрешения на строительство 26.01.2022.

Трехмесячный срок на обжалование указанных актов, действий, совершенных в настоящие даты, пропущен заявителем, следовательно, настоящие доводы не подлежат рассмотрению антимонопольным органом.

Указанные доводы предполагают рассмотрение материально-правовых оснований, повлекших отказы в согласовании АГО 27.12.2021 и 02.03.2022 и соответствующие отказы в выдаче разрешения на строительство 26.01.2022 и 01.06.2022, что выходит за рамки полномочий антимонопольного органа в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

29.06.2022 в Ярославское УФАС России поступили дополнения к жалобе
(вх. № 7229 от 29.06.2022), в которых, в том числе были указаны сведения о нарушении департаментом статьи 15, 16 Закона о защите конкуренции.

Комиссия сообщает, что обращение о наличии нарушений статьи 15, 16 Закона о защите конкуренции будут рассмотрены в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <...> (вх. № 6596 от 15.06.2022) на действия департамента строительства Ярославской области (ИНН 7604036179, ОГРН 1027600685694) по отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства «Магазин по адресу: г. Ярославль, ул. Нефтяников, д. 25Б» на земельном участке с кадастровым номером 76:23:040808:20, а также действия по предъявлению требования к проектной документации о наличии согласования архитектурно-градостроительного облика указанного объекта необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

А. С. Шушкова

     

Члены Комиссии

 

Н. А. Конькова

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны