Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 12 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

МУП ГПТ «Яргортранс»

e-mail: ot@yargortrans.ru,

voronina@yargortrans.ru

 

Заявитель

ООО «СТЭК»

e-mail: secretar@mail.mftarif.ru

 

Электронная торговая площадка –

РТС-тендер
e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

076/10/18.1-1035/2021

09 ноября 2021 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 12.11.2021 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы
Шарутина С.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А.О.,

с участием:

от МУП ГПТ «Яргортранс»<...>, <...> (по доверенностям),

от ООО «СТЭК»<...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СТЭК» (вх. № 10441 от 18.10.2021) на действия (бездействие) заказчика — МУП ГПТ «Яргортранс» (ИНН 7604012273,
ОГРН
1027600690457) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «СТЭК» (вх. № 10441 от 18.10.2021) на действия (бездействие) заказчика — МУП ГПТ «Яргортранс», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания информационно-технологических услуг с использованием транспортных карт (извещение № 32110677665).

Обжалуемые действия (бездействие): несоответствие положений закупочной документации требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», непредоставление заказчиком ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, нарушение порядка формирования начальной (максимальной) цены.

На заседании Комиссии представители заказчика предоставили документы, запрошенные уведомлением от 18.10.2021 № 6861/06-07, с доводами жалобы не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

1. 08.10.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru МУП ГПТ «Яргортранс» размещено извещение № 32110677665 и закупочная документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания информационно-технологических услуг с использованием транспортных карт.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчику надлежит руководствоваться принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Пунктом 7.1 Технического задания, являющегося Приложением № 2 к закупочной документации, установлено, что исполнитель должен обеспечить:

- возможность использования в качестве проездного документа транспортных карт, эмитируемых заказчиком;

- регистрацию транспортных карт в системе с помощью ПАК-системы;

- сбор и обработку данных об объемах оказанных перевозчиками услуг перевозки пассажиров, оказанных гражданам, являющихся пользователями Транспортных карт заказчика, на основании данных транспортных терминалов в транспортных средствах перевозчиков, и обработанных процессинговым центром системы;

- формирование отчетных форм, указанных в Приложении № 1 к настоящему техническому заданию;

- обеспечение полной совместимости системы и ранее приобретенных и используемых в настоящее время транспортных карт заказчика;

- обеспечение полной совместимости системы и оборудования для фиксации оплаты проезда, используемого на муниципальных маршрутах на территории города Ярославля в рамках существующей автоматизированной системы учета и оплаты проезда Ярославской области.

Исполнитель должен обладать всеми необходимыми лицензиями и правами на использование системы.

Исполнитель должен иметь техническую возможность настройки транспортных терминалов для работы в системе.

Пунктами 7.2 — 7.3 Технического задания установлены требования к системе, используемой исполнителем.

Согласно пункту 6 Технического задания Система - это транспортная система «Электронный проездной» – единое информационное пространство, предназначенное для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между исполнителем, заказчиком, перевозчиками, агентами при оказании пользователям услуг по перевозке в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории г. Ярославля с регистрацией проезда с использованием транспортных карт. Разработчик - ЗАО «Золотая корона» (далее - Система).

Как следует из содержания жалобы, а также пояснений представителя
ООО «СТЭК», указанные положения Технического задания не позволяют обществу однозначно определить объем требуемых заказчиком услуг: с одной стороны пункты
7.1 — 7.3 Технического задания расположены в
разделе 7 «Функциональные, технические и качественные характеристики оказываемых услуг», то есть подразумевают необходимость определения и последующего применения исполнителем Системы, соответствующей перечисленным в пунктах 7.2 — 7.3 Технического задания требованиям, а с другой — конкретная Система заведомо определена заказчиком и исполнитель лишен права использования Системы иного разработчика.

Заявитель указывает на невозможность обеспечения взаимодействия с
ЗАО «Золотая корона» и отказ последнего от заключения лицензионного договора, что, по мнению общества, подтверждается направленным в его адрес письмом
ЗАО «Золотая корона» от 11.10.2021 исх. № 10/20.

Заявитель также полагает, что разработанная ЗАО «Золотая корона» Система приобретена заказчиком с нарушением положений Закона о закупках.

Изложенное, по мнению ООО «СТЭК» свидетельствует о нарушении
МУП ГПТ «Яргортранс» пунктов 1, 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пояснениям представителей заказчика 22.09.2021 между
МУП ГПТ «Яргортранс» и ЗАО «Золотая корона» заключен договор № ТК-20210929 в соответствии с которым ЗАО «Золотая корона» передает заказчику право использования программного обеспечения «Мобильный транспортный терминал» на условиях простой (неисключительной) лицензии. Данный договор заключен МУП ГПТ «Яргортранс» по результатам осуществления закупки у единственного поставщика на основании пункта 24.2.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП ГПТ «Яргортранс», поскольку цена договора не превышает 300 000 рублей.

Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, требования к закупаемым услугам перечислены исключительно в пункте 7.1 Технического задания. Поименованные в пунктах 7.2 — 7.3 Технического задания характеристики Системы указаны заказчиком в целях информирования участников закупки о той Системе, которая уже используется МУП ГПТ «Яргортранс» и которую предстоит использовать исполнителю.

Пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в, том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В рассматриваемом случае ООО «СТЭК» обжалуется правомерность заключения МУП ГПТ «Яргортранс» и ЗАО «Золотая корона» договора № ТК-20210929 от 22.09.2021, что свидетельствует об отсутствии у Комиссии оснований для рассмотрения данного довода в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В материалы дела ООО «СТЭК» представлено письмо ЗАО «Золотая корона» от 11.10.2021 исх. № 10/20, в котором ЗАО «Золотая корона» указывает на готовность к обсуждению условий предоставления неисключительной лицензии Системы «Электронный проездной» с целью последующего заключения договора на право использования данного программного обеспечения ООО «СТЭК», а также просит представить ООО «СТЭК» информацию, необходимую для расчета коммерческого предложения.

Комиссия полагает, что содержание указанного письма не позволяет сделать вывод об отказе ЗАО «Золотая корона» от заключения договора с ООО «СТЭК». Иных доказательств в подтверждение своей позиции заявителем в материалы дела не представлено.

Комиссией установлено, что описание предмета закупки, которым в соответствии с пунктом 1 Технического задания является оказание информационно-технологических услуг с использованием транспортных карт, не содержит указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов. Кроме того, заявителем не представлены доказательства невозможности применения при оказании закупаемых услуг Системы ЗАО «Золотая корона» в связи с отказом разработчика от заключения лицензионного договора. Изложенное свидетельствует об отсутствии в обжалуемых действиях заказчика нарушения положений пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что содержание пункта 6, а также раздела 7 Технического задания с учетом наименования данного раздела не позволяют однозначно определить объем закупаемых услуг. Пункты 7.2, 7.3 Технического задания не содержат указание на то, что данные технические характеристики не являются требованиями, предъявляемыми к определенной исполнителем Системе, а характеризуют уже выбранную заказчиком Систему и представлены исключительно для сведения участников закупки.

Кроме того, согласно пункту 1.2 проекта заключаемого по результатам закупки договора (Приложение № 3 к закупочной документации) оказываемые исполнителем услуги должны соответствовать требованиям договора, технического задания, (Приложение № 2 к договору), предъявляемым к месту, условиям, срокам, качеству и безопасности, техническим характеристикам услуг. При этом содержание Технического задания, являющегося Приложением № 2 к договору, также включает требования к техническим характеристикам Системы (пункты 7.2, 7.3) без указания на то, что данные требования перечислены лишь с целью информирования исполнителя об уже применяемой заказчиком Системе, что создает у участников закупки впечатление о необходимости обеспечения исполнителем применения такой Системы, которая будет соответствовать установленным в Техническом задании требованиям.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком принципа информационной открытости закупки, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также в пункте 2.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП ГПТ «Яргортранс».

2. 06.10.2021, 08.10.2021, 12.10.2021 заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещены разъяснения положений закупочной документации.

Как полагает заявитель, при ответе на запросы ООО «СТЭК» о даче разъяснений положений закупочной документации заказчик уклонился от предоставления сведений по ряду вопросов.

В ответ на вопросы о предоставлении более подробной информации о закупаемых услугах заказчик указал, что предметом закупки является оказание информационно-технологических услуг с использованием транспортных карт, и вся необходимая информация о данных услугах содержится в Техническом задании (разъяснения № 1 вопрос 17, разъяснения № 2 вопросы 1, 2, разъяснения № 4 вопрос 3), что, по мнению ООО «СТЭК» не является надлежащим ответом, поскольку ни коим образом не конкретизирует поименованные в закупочной документации услуги. Данное обстоятельство также подтверждает нарушение заказчиком принципа информационной открытости при описании закупаемых услуг.

На вопросы, касающиеся основания применения заказчиком Системы, разработанной ЗАО «Золотая корона», а также порядка функционирования Системы до момента проведения закупки (разъяснения № 1 вопросы 2, 16, разъяснения № 3 вопрос 1) заказчик ответил, что данные вопросы не относятся к предмету закупки и периоду оказания закупаемых услуг, что, по мнению Комиссии, является правомерным.

На вопросы об операторе Системы (например, разъяснения № 4 вопросы 1, 14) заказчик указал, что данные вопросы не относится к предмету закупки, поскольку аукционная документация не содержит определения «Оператор».

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 7.1 Технического задания закупочной документации (в редакции, размещенной в единой информационной системе 07.10.2021) исполнитель должен являться оператором Системы.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителей заказчика и подтверждается материалами дела 08.10.2021 в единой информационной системе размещена новая редакция закупочной документации, в которой требование о том, что исполнитель должен являться оператором Системы, исключено.

С учетом внесения изменений в закупочную документацию Комиссия приходит к выводу о том, что на вопросы о даче разъяснений положений закупочной документации в отношении оператора Системы заказчиком дан надлежащий ответ.

В ответ на вопросы ООО «СТЭК» о технических характеристиках и принципе работы Системы (разъяснения № 1 вопросы 8, 18, разъяснения № 2 вопрос 13) заказчик сообщил, что запрашиваемые сведения общество может получить, обратившись к разработчику Системы — ЗАО «Золотая корона».

Комиссией установлено, что 02.10.2021 ООО «СТЭК» запросило у ЗАО «Золотая корона» необходимую информацию о характеристиках Системы (письмо исх. № 80/2).

В ответ на данное письмо ЗАО «Золотая корона» сообщило о необходимости предоставления ООО «СТЭК» дополнительной информации (письмо исх. № 10/20 от 11.10.2021). Поскольку данное письмо было получено заявителем 13.10.2021, а срок подачи заявок на участие в закупке истекал 18.10.2021, ООО «СТЭК» посчитало нецелесообразным дальнейшее продолжение переписки с ЗАО «Золотая корона».

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что не обладают сведениями о технических характеристиках Системы, в связи с чем указали на необходимость получения данных сведений напрямую от разработчика. Кроме того, как сообщил заказчик, в соответствии с пунктом 8.1 заключенного между
МУП ГПТ «Яргортранс» и ЗАО «Золотая корона» договора № ТК-20210929 информация о программном обеспечении, а также информация об исполнении данного договора является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

Вместе с тем, в пункте 8.2 договора № ТК-20210929 предусмотрено право стороны договора передавать информацию по данному договору с письменного согласия другой стороны.

В ответ на запрос Ярославского УФАС России (исх. № 7010/06-07 от 26.10.2021) ЗАО «Золотая корона» указало на то, что в адрес общества от МУП ГПТ «Яргортранс» не поступали запросы о предоставлении письменного согласия на передачу конфиденциальной информации третьим лицам.

Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрена обязанность заказчика в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса о даче разъяснений положений закупочной документации осуществить данные разъяснения и разместить их в единой информационной системе.

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает обязанность третьих лиц предоставлять данные разъяснения, и не регламентирует срок их предоставления.

В рассматриваемом случае заказчик в нарушение положений части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, а также закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункте 2.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд
МУП ГПТ «Яргортранс» принципа информационной открытости надлежащим образом не исполнил обязанность по даче разъяснений положений закупочной документации, посчитав достаточным указать на третье лицо, обладающее запрашиваемыми сведениями, но не наделенной обязанностью по предоставлению таких сведений потенциальным участникам закупки.

3. ООО «СТЭК» полагает, что при формировании закупочной документации заказчиком нарушен порядок определения начальной (максимальной) цены заключаемого по результатам закупки договора, что привело к необоснованному завышению начальной максимальной цены.

Как было указано ранее, согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о закупках, возможно только в случае, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Поскольку жалоба ООО «СТЭК», а также пояснения представителя общества не позволяют Комиссии установить, каким образом факт завышения, по мнению заявителя, начальной (максимальной) цены нарушает его права и законные интересы, у Комиссии отсутствуют основания для рассмотрения данного довода.

4. Пунктом 7.2.1 Технического задания установлено, что Система должна функционировать круглогодично в автоматическом режиме, обеспечивая непрерывный круглосуточный режим работы, за исключением регламентных остановок для проведения технических и профилактических работ, не влияющих на обслуживание пользователей.

Согласно пункту 5 аукционной документации услуги по договору оказываются ежемесячно с даты заключения договора, но не ранее 01.11.2021, по 31.12.2021.

Заявитель полагает, что данные положения закупочной документации противоречат друг другу и не позволяют однозначно определить необходимый заказчику срок оказания закупаемых услуг.

Как указывает заказчик, обжалуемые требования пункта 7.2.1 Технического задания подразумевают необходимость функционирования Системы вне зависимости от действия различных договоров и временных периодов, в том числе независимо от срока действия заключаемого по результатам закупки договора.

Комиссия полагает, что положения пункта 7.2.1 Технического задания не противоречат пункту 5 аукционной документации, в котором однозначно определен срок оказания закупаемых услуг, которые не зависит от продолжительности функционирования Системы.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении
МУП ГПТ «Яргортранс» пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 2.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд
МУП ГПТ «Яргортранс».

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТЭК» (вх. № 10441 от 18.10.2021) на действия (бездействие) заказчика — МУП ГПТ «Яргортранс» (ИНН 7604012273,
ОГРН
1027600690457), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания информационно-технологических услуг с использованием транспортных карт (извещение № 32110677665) обоснованной.

2. Признать МУП ГПТ «Яргортранс» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3, часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункт 2.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП ГПТ «Яргортранс».

3. Выдать МУП ГПТ «Яргортранс» предписание об отмене Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме
32110677665 от 18.10.2021 и внесении изменений в аукционную документацию в части описания предмета закупки с учетом выявленных нарушений.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии С.А. Шарутина

 

А.О. Артамонов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны