Решение №7008/03-03 от 26.10.2011 Решение и предписание по делу № 03-03/01-11 в отношении ГУЗ ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 03-03/01-11 о нарушении антимонопольного законодательства

 

12 октября 2011 года                                                                            г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 25.10.2011 года

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – руководитель Ярославского УФАС России Сибрикова Н.М.; члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Плотникова О.Н., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А., рассмотрев дело № 03-03/01-11 по признакам нарушения ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

установила:

дело возбуждено по поступившему в Ярославское УФАС России заявлению <…>.

На заседании Комиссии заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представители ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» представили письменные пояснения по вопросам вменяемого правонарушения. Пояснили, что экспресс-анализ мочи на содержание психоактивных веществ при проведении медицинского освидетельствования кандидатов в водители транспортных средств проводится с целью раннего выявления потребителей психоактивных веществ, обеспечения безопасности дорожного движения, соответствует нормам действующего законодательства.

Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.

Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств является одной из составляющих медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В настоящее время периодичность обязательного медицинского освидетельствования, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортным средством, определены приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», приказом Минздравмедпрома от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допусков к профессии», постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2010 № 831-н «Об утверждении единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами» утверждена форма медицинской справки, в которую непосредственно вносятся заключения специалистов: терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра-нарколога, психиатра. При этом уточнено, что прохождение освидетельствования  психиатром-наркологом и психиатром осуществляется в наркологическом  и психоневрологическом диспансерах соответственно.

Исходя из вышеизложенного, медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей индивидуальных транспортных средств врачом психиатром-наркологом должно проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 2.1.5 приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» водители индивидуальных транспортных средств, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, которым предусмотрено проведение медицинских осмотров, при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров лично оплачивают их по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке.

Постановлением Правительства Ярославской области от 27.07.2009 № 764-п «Об утверждении перечня дополнительных медицинских услуг и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области, и признании утратившим силу постановления Правительства области от 28.01.2009 № 24-п», утвержден Перечень дополнительных медицинских и иных услуг, оказываемых населению Ярославской области в Государственных учреждениях здравоохранения Ярославской области за счет средств предприятий, учреждений, организаций, личных средств граждан. В данный Перечень включены медицинские осмотры водителей транспортных средств.

ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» в стоимость проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители включена стоимость анализа мочи на наличие наркотических веществ.

Так, приказом ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от 04.03.2008 года № 17-ос утверждены временные стандарты проведения медицинских осмотров граждан, осуществляемые в ГУЗ  Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница», пунктами 5 и 5.1 которых предусмотрено включение в основной объем обследования водителей и кандидатов в водители транспортных средств категории В с правом работы по найму, категории С, D, Е городского транспорта, водителей категорий А, В без права работы по найму  тестирования на наркотики (опиаты, каннабиноиды и др.), с учетом возраста для водителей категории А, В без права работы по найму.

Приказом ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» от 16.03.2011 года № 09-ос утвержден Прейскурант платных медицинских услуг, согласно которому медицинский наркологический осмотр водителей транспортных средств категории А, B, мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет стоит 160,00 рублей, медицинский наркологический осмотр водителей транспортных средств всех категорий с обследованием на наркотики стоит 200,00 рублей.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 г. № 555 утвержден Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждений заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда» (приложение № 2). Диагностическое исследование мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным приказом не предусмотрено.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Установлено, что Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в таблице работ и видов профессиональной деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В качестве дополнительных противопоказаний для водителей авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта установлены, в том числе алкоголизм, наркомания, токсикомания. В качестве дополнительных исследований установлено проведение электрокардиографии, экспериментально-психологического исследования. Проведение диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ средствами экспресс-диагностики данным Постановлением не предусмотрено.

Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено включение диагностического исследования мочи на наличие наркотических веществ, в том числе экспресс-анализа мочи при проведении медицинского освидетельствования кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом «О наркотических и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 08.01.1998 года.

Согласно статье 44 указанного  Федерального закона лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование (пункт 1); расходы на медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, производятся за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 6).

Представитель ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» пояснил, что экспресс-анализ мочи на содержание психоактивных веществ проводится всем кандидатам в водители, за исключением мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет, независимо от результатов иных видов исследований: медицинского осмотра врачом психиатром-наркологом, данных анамнеза, психологического тестирования.

Признаки возможного употребления наркотических и иных психотропных веществ могут быть выявлены при визуальном медицинском осмотре. Так, в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 года № 475, сформулированы признаки, наличие одного или нескольких из которых дают достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, а именно: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменения окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

Обязательное диагностирование наличия наркотических веществ в организме лиц, в отношении которых отсутствуют основания полагать, что они употребляют такие вещества, возложение на таких граждан обязанности по прохождению и оплате подобного исследования, противоречит статье 44 Федерального закона «О наркотических и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 08.01.1998 года, не отвечает целям и задачам законодательства, направленного на предотвращение наркомании и охрану здоровья граждан, ущемляет интересы указанных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального законодательства «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Продуктовыми границами товарного рынка в рассматриваемом деле являются услуги по освидетельствованию врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Географическими границами рынка являются административные границы г. Ярославля и Ярославского района.

В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

Приложением 3 к приказу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 22.11.2010 года № 1473 «О реализации Порядка оказания медицинской помощи наркологическим больным в Ярославской области» установлен перечень учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь. Согласно данному перечню  ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» обслуживает жителей  г. Ярославля, Ярославского района Ярославской области.

Представитель ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» пояснил, что для освидетельствования  психиатром-наркологом в учреждение могут обратиться кандидаты в водители, зарегистрированные на территории г. Ярославля и Ярославского района, что связано с наличием у учреждения данных о лицах, зарегистрированных на указанной территории, касающихся нахождения на учете у врача психиатра-нарколога, проведения медицинского освидетельствования в отношении данных лиц в прошлом.

Исходя из изложенного, жители г. Ярославля, Ярославского района для медицинского освидетельствования врачом психиатром-наркологом должны обратиться в ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница».

Таким образом, доля ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» на рынке услуг по освидетельствованию врачом психиатром-наркологом кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории г. Ярославля и Ярославского района составляет 100 процентов, положение ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» на данном рынке является доминирующим.

Действия ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» по проведению экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств психиатром-наркологом, возложению на указанных лиц обязанности по прохождению и оплате не предусмотренного действующим законодательством лабораторного исследования ущемляют интересы физических лиц – кандидатов в водители транспортных средств, образуют состав нарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

1. Признать ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ.

2. Выдать ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Председатель Комиссии

 

Н.М. Сибрикова

Члены Комиссии

 

О.Н. Плотникова

 

 

Е.А. Правдина

Предписание

по делу № 03-03/01-11 о нарушении антимонопольного законодательства

 

12 октября 2011 года                                                                            г. Ярославль

Предписание изготовлено в полном объеме 25.10.2011 года

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – руководитель Ярославского УФАС России Сибрикова Н.М.; члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Плотникова О.Н., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Правдина Е.А., руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 12 октября 2011 года по делу № 03-03/01-11 о нарушении ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

предписывает:

ГУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница» прекратить в срок до 15 ноября 2011 года нарушение антимонопольного законодательства, а именно: прекратить проведение экспресс-анализа мочи на содержание наркотических веществ при осуществлении медицинского освидетельствования кандидатов в водители психиатром-наркологом.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Ярославское УФАС России в двухдневный срок с момента исполнения предписания.

 

Председатель Комиссии

 

Н.М. Сибрикова

Члены Комиссии

 

О.Н. Плотникова

 

 

Е.А. Правдина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны