Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушения при ... от 29 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

АО «Скоково»

150508, Ярославская обл.,

д. Скоково

эл. почта: ao-skokovo@yandex.ru

 

Заявитель –

ООО «Волжская трубная компания»

443013, г. Самара,

ул. Дачная, д. 24, оф. 9

эл. почта: info@vtk63.ru

 

 

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушения при организации и проведении торгов

и порядка заключения договоров 076/07/3-158/2019

 

24 мая 2019 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шаганц А.А.,

с участием:

от заказчика – АО «Скоково», <...>, <...> (по доверенности),

в отсутствие представителя заявителя ООО «Волжская трубная компания» (уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом),

рассмотрев жалобу ООО «Волжская трубная компания» на действия заказчика закупки — АО «Скоково» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

у с т а н о в и л а:

 

15.05.2019 года в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Волжская трубная компания» (далее также — Заявитель) на действия (бездействие) заказчика закупки — АО «Скоково», при проведении открытого конкурса на право заключения договора закупки станции очистки фильтрата полигона ТКО (номер извещения: 31907840950) (далее — Закупка).

Обжалуемые действия (бездействие)положения документации о закупке не соответствует требованиям Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась, считают, что нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, представили письменные пояснения с обоснованием своей правовой позиции, а также документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Решением совета директоров АО «Скоково» от 24.09.2018 (протокол № 4) было утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Скоково» (далее — Положение).

Конкурсная документация к открытому конкурсу «Закупка станции очистки фильтрата полигона» утверждена Генеральным директором АО «Скоково» 30.04.2019 (далее — Документация).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 1.7 Положения предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

30.04.2019 на официальном сайте Единого информационного системы в сфере закупок было опубликовано извещение № 31907840950 и конкурсная документация о проведении торгов на закупку станции очистки фильтрата полигона ТКО.

В соответствии с пунктом 11 Конкурсной документации к открытому конкурсу дата и время окончания срока подачи заявок на участие были установлены 16.05.2019 до 16 час. 30 мин.

Требования к участникам конкурса предусмотрены в пункте 12 Документации. В соответствии с пунктом 12.2 Документации к участникам конкурса предъявляются следующие дополнительные требования, в том числе к квалификации: наличие необходимого объема финансовых ресурсов для исполнения договора в размере не менее чем 200 000 000 (двести миллионов) рублей 00 копеек, подтверждаемое предоставлением копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, подтверждающих наличие финансовых ресурсов для исполнения договора.

Участник закупки не допускается к участию в конкурсе в том числе в следующих случаях: непредставление обязательных документов предусмотренных конкурсной документацией (равно как и представление документов в недействующих редакцией, и (или) оформленных надлежащим образом), либо наличие в таких документах недостоверных (равно как и неоднозначных и (или) противоречивых) сведений об участнике закупке или товаре, на поставку которого осуществляется закупка (пункт 19.6 Документации).

В обоснование установления в конкурсной документации требования к участникам в части наличия необходимого объема финансовых ресурсов для исполнения договора в размере не менее 200 000 000 (двухсот миллионов) рублей 00 копеек представители АО «Скоково» пояснили, что такой размер был определен путем суммирования следующих показателей: 82 742 000,00 руб, - минимальная начальная цена поставки; 41 371 000,00 руб. - сумма обеспечения исполнения договора; 75 887 000,00 руб. - сумма товара, поставляемого взамен уже поставленного товара при наступлении гарантийных случаев, покрытие возможных сумм штрафов, пеней, неустоек, расходы на осуществление иных, связанных с предметом договора, расходов.

Требование о подтверждении наличия финансовых ресурсов в размере не менее 200 000 000,00 рублей является неправомерным и ограничивает количество участников закупки, поскольку участнику закупки, не обладающему финансовыми ресурсами в размере 200 000 000,00 рублей будет отказано в допуске на участие в закупке, при этом АО «Скоково» не подтверждена невозможность исполнения таким участником надлежащим образом обязательств по договору. В обоснование необходимости наличия у участников конкурса финансовых ресурсов в размере 200 000 000,00 руб. не обусловлены мерами гражданско-правовой ответственности, предусмотренные действующим законодательством. Вместе с тем, законодательством в статье 5 Закона о закупках гарантируются права и законные интересы заказчика от поведения недобросовестных поставщиков, а именно: возможность включения сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров в реестр недобросовестных поставщиков.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам закупки в качестве обязательных требований к участникам закупки ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.7 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем в соответствии с пунктами 2, 9 частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

Пунктом 3.9.9 Документации установлено, что в состав заявки участника закупки должны быть включены документы, подтверждающие отсутствие решения о приостановлении деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсе. – Подтверждается справкой районного суда по месту нахождения участника закупки, оригинал либо нотариально заверенная копия!

Согласно пункту 12.2 Документации к участникам конкурса предъявляются следующие дополнительные требования, в том числе квалификационные:

Сведения о наличии опыта* осуществления не менее 3 (трех) аналогичных предмету закупки** поставок товаров в отношении цены ранее исполненных договоров (в отношении одного объекта) в размере не менее 50 % от начальной максимальной цены договора на право заключить который проводится закупка, за последние 3 (три) года, предшествующие дате начала подачи заявок.

*Для целей настоящей документации под наличием опыта понимается наличие положительного опыта поставки оборудования, его пуско-наладки и ввода в эксплуатацию.

** Для целей настоящей документации под товаром, аналогичным предмету закупки понимается товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен товару, предлагаемому к поставке, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам товара предложенного к поставке.

Сведения должны быть оформлены в соответствии с Приложением № 5 к настоящей конкурсной документации с приложением следующих копий документов: договоры, спецификации к договорам, содержащие сведения о входящем в предмет поставки оборудовании, документы, подтверждающие поставку товара, акты пуско-наладки, акты выполненных работ и (или) акты ввода в эксплуатацию. Таких договоров (копий) должно быть представлено не менее чем 3 (три), т.е. участник закупки должен подтвердить не менее чем 3 (три) поставки аналогичного оборудования). Документы (копии документов) должны быть представлены в полном составе, со всеми приложениями, редакциями, дополнительными соглашениями и прочими сведениями и(или) документами. Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты начала срока подачи заявок на участие в закупке.

Сведения о наличии сервисной службы с приложением копий действующего сертификата производителя оборудования на сервисное обслуживание предмета конкурса.

- Сведения о наличии сертифицированных специалистов не менее 3-х для сервисного обслуживания всего перечня поставляемого оборудования (должны быть оформлены в соответствии с Приложением № 6 к настоящей конкурсной документации) с приложением копии приказа о включении в штатное расписания и копий личных сертификатов, выданных производителем оборудования.

Документы, подтверждающие качество оборудования и (или) элементов и составных частей и (или) используемых материалов (сертификаты/декларации соответствия и (или) иные документы, подтверждающие качество оборудования). Копии сертификатов соответствия на оборудование должны быть с обязательным указанием производителя продукции и его адреса места нахождения (подтверждение производителя) или сертификата официального дилера производителя и документы подтверждающие производителя оборудования (для дилеров).

Непредставление указанных документов или неполнота представленных документов в соответствии с документацией является основанием для не допуска участника к закупке.

Частью 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях предусмотрено административное приостановление в качестве одной из мер административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Согласно частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

В соответствии с пунктом 12.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36, подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия - на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии - председателя суда (или его заместителя).

АО «Скоково» был затребован документ, из содержания которого должно следовать, что на день рассмотрения заявки в отношении участника отсутствует решение о приостановлении деятельности. Требований к датированию справки днем окончания подачи заявок АО «Скоково» в документации не предъявляло.

Требования к техническим и функциональным характеристикам станции очистки фильтрата полигона ТКО, перечень выполняемых работ по монтажу (сборке), вводу Оборудования в эксплуатацию и гарантийным испытаниям прописаны в Техническом задании (Приложение № 1).

АО «Скоково» не указало конкретного производителя станции очистки фильтрата полигона ТКО в Документации. Соответственно, ограничение в части предъявления требования к участникам закупки: производитель на участника закупки либо установления наличия сертификата официального дилера производителя Комиссией установлено не было. Кроме того, при наличии статуса изготовителя либо дилера заказчик получает дополнительную защиту от поставки контрафакта.

АО «Скоково» предусмотрено в документации в том числе требование относительно сведений о наличии опыта осуществления не менее 3 (трех) аналогичных предмету закупки поставок товаров в отношении цены ранее исполненных договоров (в отношении одного объекта) в размере не менее 50 % от начальной максимальной цены договора на право заключить который проводится закупка, за последние 3 (три) года, предшествующие дате начала подачи заявок. Соответственно, в качестве подтверждения такого требования участники должны представить договоры, заключенные не ранее 30.04.2017, требований к более поздним срокам документацией не установлено. При этом процентной соотношения опыта участника закупки предъявляется именно в соотношении с начальной максимальной ценой заключаемого по результатам торгов договора.

Требования к наличию не менее 3-х сертифицированных специалистов для сервисного обслуживания всего перечня поставляемого оборудования, а также наличие сервисной службы не может свидетельствовать об ограничением количества участников, в том числе в силу отсутствия предъявления законодательных требований к срокам, порядку получения сертификатов обучения сотрудников организации, сервисного обслуживания.

Соответственно, нарушение части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о защите конкуренции, пункта 1.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Скоково», утвержденного решением совета директоров АО «Скоково» от 24.09.2018 (протокол № 4), в части установления требований к составу закупки, предусмотренные в пунктах 3.9.9, 3.9.11, абзацами 2, 7, 9, 10 пункта 12.2 Конкурсной документации к открытому конкурсу «Закупка станции очистки фильтрата полигона», утвержденной Генеральным директором АО «Скоково» 30.04.2019, Комиссией Ярославского УФАС России установлено не было.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу ООО «Волжская трубная компания» на действия (бездействие) заказчика закупки — АО «Скоково», при проведении проведении открытого конкурса на право заключения договора закупки станции очистки фильтрата полигона ТКО (номер извещения: 31907840950) в части установления требования к участникам закупки, а именно: наличие необходимого объема финансовых ресурсов для исполнения договора в размере не менее чем 200 000 000,00 рублей, подтверждаемое предоставлением копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, подтверждающая наличие финансовых ресурсов для исполнения договора (пункт 12.2 Конкурсной документации к открытому конкурсу «Закупка станции очистки фильтрата полигона» утверждена Генеральным директором АО «Скоково» 30.04.2019 обоснованной, в остальной части - необоснованной.
  2. Выдать Заказчику закупкиАкционерному обществу «Скоково» обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора закупки станции очистки фильтрата полигона ТКО (номер извещения: 31907840950).
  3. Установить в действиях Заказчика закупкиАкционерное общество «Скоково», при проведении открытого конкурса на право заключения договора закупки станции очистки фильтрата полигона ТКО (номер извещения: 31907840950) нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 1.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Скоково», утвержденного Решением совета директоров АО «Скоково» от 24.09.2018 (протокол № 4).

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии К.А. Савичева

 

А.А. Шаганц

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны