Решение б/н Решение от 1 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                           ООО «Яндекс»

                                                                                         ул. Льва Толстого, д. 16,

                                                                                         г. Москва, 119021                                                                                             

                                                                                         ООО «Яндекс.Заправки»

                                                                                         ул. Садовническая, д. 82, стр. 2,

                                                                                         г. Москва, 115035                         

 

РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/18-470/2021

«18» июня 2021 года                                                                        г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «01» июля 2021 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления            Гудкевич Е. В.,

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С. Д., специалист-эксперт Артамонов О. А.,

            рассмотрев дело № 076/05/18-470/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения по сетям электросвязи рекламных сообщений без согласия абонента с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей ООО «Яндекс», ООО «Яндекс.Заправки» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

Ярославским УФАС России рассмотрено обращение, поступившее в Управление 22 марта 2021 года, относительно получения 20.09.2019 г. в 19.06, 31.12.2019 г. в 13.03 с электронного адреса <…>, 20.12.2020 г. в 13.49 с электронного адреса <…> на адрес электронной почты <…> без согласия владельца данной электронной почты сообщений с информацией о товарах и услугах ООО «Яндекс».

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к товарам и услугам ООО «Яндекс», формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Поступление указанных смс-сообщений с рекламой подтверждается скриншотами, предоставленными заявителем.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Яндекс» представлены письменные пояснения (вх. № 4281 от 05.05.2021), в которых указано, что электронный <…> принадлежит данному лицу, а электронный адрес <…>u принадлежит ООО «Яндекс.Заправки».

Кроме того, в пояснениях ООО «Яндекс» указано, что все документы по сообщениям, направленным 20.09.2019 г. в 19.06, 31.12.2019 г. в 13.03, в настоящее время уже отсутствуют, так как срок хранения рекламных материалов в соответствии со статьей 12 ФЗ «О рекламе» составляет один год со дня последнего распространения рекламы.

ООО «Яндекс.Заправки» представлены письменные пояснения (вх. 5482 от 08.06.2021), в которых указано, что направление сообщения 20.12.2020 г. в 13.49 с электронного адреса <…> на адрес электронной почты <…> произошло в следствие технической ошибки. В настоящее время электронный адрес <…> удален из базы рассылки.

Вместе с тем, ООО «Яндекс.Заправки» не представлено в материалы дела скринштов, подтверждающих исключение электронного адреса <…> из базы рассылки.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О рекламе» рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

          Поскольку сообщения с электронного адреса <…> на адрес электронной почты <…>, поступали 20.09.2019 г. в 19.06, 31.12.2019 г. в 13.03, с момента их распространения прошло больше года, и материалы по отправке данных сообщений у  ООО «Яндекс» отсутствуют, то по данным фактам отсутствует возможность проверки наличия согласия абонента на получение данных сообщений.

            Следовательно, нарушения ООО «Яндекс» требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не установлено.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств,  в соответствии с  пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, поступившей 20.12.2020 г. в 13.49 с электронного адреса <…> на адрес электронной почты <…>, является ООО «Яндекс.Заправки».

           Следовательно, ООО «Яндекс.Заправки» как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.       

           Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

         1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Яндекс.Заправки», поступившую 20.12.2020 г. в 13.49 с электронного адреса <…> на адрес электронной почты <…>, без согласия абонента на ее получение, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Яндекс.Заправки» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                  Е. В. Гудкевич

Члены Комиссии:                                                                             С. Д. Солодяшкина

                                                                                                           А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны