Решение №1850/07-03 решение о прекращении дела от 21 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Ярославские энергетические системы»

150055, г. Ярославль,

ул. Красноборская, д.5, корп.1

АО «Ярославльводоканал»

150999, г. Ярославль,

пр. Ленина, д.1а

ТСЖ «Труд-10»

150063, г. Ярославль,

ул. Труфанова, д.21, корп.3, кв.29

РЕШЕНИЕ

по делу №076/01/10-799/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства

07 февраля 2020 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 21 февраля 2020 года)

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Лебедева С.Н.;

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Гробова В.С., специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Воронов И.Н.,

рассмотрев дело №076/01/10-799/2019, возбужденное в отношении Акционерного общества «Ярославские энергетические системы» (далее – АО «Ярославские энергосистемы»), ИНН 7603066822, ОГРН 1177627002068, юридический адрес: 150055, г. Ярославль, ул. Красноборская, д.5, корп.1, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в отключении повысительных насосов холодного водоснабжения, осуществляющих подкачку холодной воды в многоквартирный дом по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3, в связи с неурегулированием с АО «Ярославльводоканал» вопроса о компенсации затрат на эксплуатацию и обслуживание оборудования, что привело к ущемлению интересов добросовестных плательщиков, получающих коммунальную услугу по холодному водоснабжению,

у с т а н о в и л а:

Дело возбуждено по заявлению АО «Ярославльводоканал» (вх. № 10035 от 11.10.2019) о нарушении антимонопольного законодательства АО «Ярославские энергосистемы».

В ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.

АО «Ярославльводоканал» является гарантирующей организацией и осуществляет поставку коммунального ресурса ТСЖ «Труд-10» для оказания коммунальной услуги по холодному водоснабжению для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3. Нормативное давление воды в системе холодного водоснабжения дома достигается при помощи повысительных насосов, установленных в отдельно стоящем здании ЦТП.

В соответствии с письмом № 4277 от 24.05.2019 КУМИ мэрии г.Ярославля в июне 2013 года в мэрию г.Ярославля обратилось ТСЖ «Труд-10» по вопросу принятия на учет в качестве безхозяйного здания ЦТП, а также подходящих к нему тепловых сетей по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3.

Приказом КУМИ мэрии г.Ярославля №6/942 от 08.07.2013 в отношении указанного объекта недвижимости была инициирована процедура признания его безхозяйным с дальнейшим приобретением права собственности на него.

Распоряжениями заместителя мэра – директора департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля № 169 от 28.09.2017, № 174 от 04.10.2017 здание ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 и тепловые сети переданы АО «Ярославские энергосистемы» для содержания и обслуживания как бесхозяйное имущество.

В соответствии с актом от 13.10.2017 осмотра имущества, переданного на содержание и обслуживание АО «Ярославские энергосистемы», в здании в ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3, кроме тепломеханического оборудования, находится и оборудование для повышения давления в сети ХВС, в том числе повысительный насос.

Решением Дзержинского районного суда г.Ярославля по делу № 2-1022/2018 от 16.03.2018, вступившим в законную силу 17.04.2018, данное имущество было признано муниципальной собственностью.

Приказом председателя КУМИ мэрии г.Ярославля №6/865 от 05.07.2018 тепловые сети протяженностью 109м, здание ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 (в том числе, находящееся в нем оборудование), были включены в реестр муниципального имущества г.Ярославля.

07.05.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области на указанное имущество было зарегистрировано право собственности за г.Ярославлем.

05.02.2019 данное имущество было передано в безвозмездное пользование АО «Ярославские энергосистемы» по дополнительному соглашению №238 к договору №3 от 01.01.2007 о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование АО «Ярославские энергосистемы».

Из письменных пояснений АО «Ярославские энергосистемы» (№6819 от 08.11.2019) следует, что с осени 2017 года здание ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 и находящееся в нем оборудование находилось содержании и обслуживании АО «Ярославские энергосистемы». До передачи данного имущества в безвозмездное пользование АО «Ярославские энергосистемы» самостоятельно несло расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, предназначенного для повышения давления в сетях холодного водоснабжения, не перевыставляя никому понесенные затраты.

В настоящее время в ведении АО «Ярославские энергосистемы» находятся 9 аналогичных ЦТП в разных районах г.Ярославля. В каждом здании ЦТП имеется как оборудование, предназначенное для теплоснабжения, так и оборудование для повышения давления в сетях холодного водоснабжения. Данные ЦТП поступили в эксплуатацию АО «Ярославские энергосистемы» с 2010 года. С 2010 по 2014 годы между АО «Ярославские энергосистемы» и АО «Ярославльводоканал» существовал договор на оказание услуг по повышению давления в сетях холодного водоснабжения. По данному договору АО «Ярославльводоканал» компенсировало АО «Ярославские энергосистемы» расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, предназначенного для повышения давления в сетях холодного водоснабжения по всем девяти ЦТП. В последующем по вине АО «Ярославльводоканал» договорные отношения с января 2015 года по октябрь 2016 года отсутствовали, хотя услуги фактически оказывались. Задолженность за фактически оказанные услуги в бездоговорной период АО «Ярославские энергосистемы» были взысканы с АО «Ярославльводоканал» по решению суда по делу № А82-87/2017.

В дальнейшем между АО «Ярославские энергосистемы» и АО «Ярославльводоканал» заключен договор № 020400294/2018 от 29.08.2018 об оказании услуг, в соответствии с которым АО «Ярославские энергосистемы» по поручению АО «Ярославльводоканал» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по повышению давления на сетях холодного водоснабжения заказчика повысительными насосами, находящимися на балансе исполнителя, установленными в ЦТП (всего указано 9 адресов местонахождения ЦТП, с размещенными в них в общей сложности 25 насосами). В договоре определена стоимость услуг и порядок расчетов.

АО «Ярославские энергосистемы» указало, что после передачи здания ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 в безвозмездное пользование, с целью компенсации затрат по содержанию и эксплуатации оборудования, предназначенного для повышения давления в сетях холодного водоснабжения, Общество неоднократно обращалось в АО «Ярославльводоканал» о необходимости заключения соответствующего договора оказания услуг по повышению давления в сетях холодного водоснабжения, однако, каждый раз получало отказ по разным причинам.

05.02.2019 письмом № 507 АО «Ярославские энергосистемы» направило в АО «Ярославльводоканал» для подписания дополнительное соглашение №1 к договору № 020400294/2018 от 29.08.2018.

Письмом №22 от 22.02.2019 АО «Ярославльводоканал» отказало в подписании дополнительного соглашения к договору, поскольку пролонгация договора и увеличение установленной договором цены услуг недопустимы без проведения новой закупочной процедуры в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и просило направить новое предложение для заключения договора на новый срок.

Письмом №1174 от 15.03.2019 АО «Ярославские энергосистемы» направило в адрес АО «Ярославльводоканал» дополнительные соглашения №1 и №2 к договору № 020400294/2018 от 29.08.2018 (вх. № 4335 от 18.03.2019).

01.04.2019 письмом № 20-01/1862 АО «Ярославльводоканал» указало АО «Ярославские энергосистемы», что договор № 020400294/2018 от 29.08.2018 об оказании услуг по повышению давления на сетях холодного водоснабжения повысительными насосами заключен по результатам закупочных процедур как с единственным исполнителем. АО «Ярославльводоканал» отказало в подписании дополнительных соглашений к договору, поскольку пролонгация договора и увеличение установленной договором цены услуг недопустимы без проведения новой закупочной процедуры в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и просило направить новое предложение для заключения договора на новый срок.

01.04.2019 письмом № 20-01/1863 АО «Ярославльводоканал» обратилось в КУМИ мэрии г.Ярославля с заявлением о передаче бесхозяйных сетей и технологического оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которого осуществляется водоснабжение потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3. В письме было указано, что АО «Ярославльводоканал» по договору с ТСЖ «Труд-10» осуществляет поставку коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения собственникам жилых помещений по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3. На водопроводном вводе в указанный дом в ЦТП установлены насосы для повышения давления в системе водоснабжения. По имеющейся информации собственники указанных сетей отказались от своего имущества либо указанный участок сети является безхозяйным. Согласно части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

АО «Ярославльводоканал» в своем письме указало, что на территории г.Ярославля является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, и водопроводные сети Общества непосредственно присоединены к безхозяйному участку сети и расположенном на нам оборудовании, в связи с чем просило передать указанный объект в АО «Ярославльводоканал».

Письмом № 2178 от 30.04.2019 АО «Ярославские энергосистемы» вновь предложило АО «Ярославльводоканал» подписать дополнительное соглашение №1 к договору № 020400294/2018 от 29.08.2018, ссылаясь на пункт 8.2 договора, в соответствии которым договор считается ежегодно продленным на очередной календарный год, если за 90 дней до окончания срока действия договора не последует заявление ни одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре. Ни одна из сторон заявления о перезаключении договора не получала.

В письме КУМИ мэрии г.Ярославля № 4277 от 24.05.2019 сообщило АО «Ярославльводоканал», что готовится решение муниципалитета г.Ярославля о включении указанного имущества в уставной капитал АО «Ярославские энергосистемы». Отдельно на учете в КУМИ мэрии г.Ярославля технологическое оборудование, расположенное в здании ЦТП, не находится. Было предложено для решения вопроса по обслуживанию подкачивающих насосов, установленных на сетях водоснабжения в здании ЦТП, обратиться в АО «Ярославские энергосистемы». Также сообщалось, что в отношении участка наружных сетей водоснабжения многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 в соответствии с постановлением мэра г.Ярославля № 1805 от 07.06.2007 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г.Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети» инициирована процедура признания указанного участка сетей безхозяйным имуществом с дальнейшим приобретением права муниципальной собственности. После признания права муниципальной собственности на объект недвижимости в судебном порядке, договор на содержание и ремонт заключается КУМИ мэрии г.Ярославля с эксплуатирующей организацией в соответствии с действующим законодательством.

АО «Ярославские энергосистемы» в письменных пояснениях №6819 от 08.11.2019 указало, что в связи с отказом АО «Ярославльводоканал» от компенсации затрат по содержанию и эксплуатации оборудования, предназначенного для повышения давления в сетях холодного водоснабжения, АО «Ярославские энергосистемы» 04.06.2019 письмом № 2942 направило в ТСЖ «Труд-10» для подписания договор № 020400307/2019 на оказание услуг, но 02.07.2019 получило отказ по причине того, что здание ЦТП с находящимся в нем оборудованием 31.01.2017 было взято на баланс г.Ярославля как безхозяйный объект.

До признания безхозяйным имуществом данное здание ЦТП с находящимся в нем оборудованием полностью находилось в эксплуатации и на обслуживании ТСЖ «Труд-10», т.к. это имущество обеспечивает горячее и холодное водоснабжение только одного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Ярославские энергосистемы» является передача тепловой энергии (теплоносителя), данная деятельность подлежит государственному регулированию. Кроме основного вида деятельности, АО «Ярославские энергосистемы» осуществляет и другие регулируемые виды деятельности, такие, как подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, производство и продажа ГВС.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области №430-ви от 20.12.2018 для АО «Ярославские энергосистемы» был установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области №436-ви от 20.12.2018 для АО «Ярославские энергосистемы» был установлен тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на 2019 год.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области №337-п/ст от 19.12.2018 для АО «Ярославские энергосистемы» был установлена плата за подключение(технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на 2019 год.

АО «Ярославские энергосистемы» в своих пояснениях указало, что Постановление Правительства РФ №1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в системе теплоснабжения» не предусматривает возможность включения в тарифы расходов, не связанных с данными видами деятельности, поэтому затраты по содержанию и эксплуатации оборудования, предназначенного для повышения давления в сетях холодного водоснабжения, в расчет тарифов не включены, учитываются отдельно и подлежат возмещению лицами, нуждающимися в работе данного оборудования.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на запрос антимонопольного органа в письме № их.18-09577/19 от 11.11.2019 подтвердил, что при установлении АО «Ярославские энергосистемы» тарифов в соответствии с действующим законодательством не учтены затраты на работу повысительных насосов холодного водоснабжения в в ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 .

В связи с невозможностью урегулирования вопроса о компенсации затрат по содержанию и эксплуатации оборудования, предназначенного для повышения давления в сетях холодного водоснабжения, АО «Ярославские энергосистемы» письмом №4272 от 23.07.2019 в адрес департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля, АО «Ярославльводоканал», ТСЖ «Труд-10» уведомило всех указанных лиц о необходимости урегулирования сложившейся ситуации. В письме указано, что в случае неурегулирования вопроса до 30.09.2019 повысительные насосы будут отключены.

30.09.2019 письмом № 20-01/6098 АО «Ярославльводоканал» уведомило АО «Ярославские энергосистемы» об отказе от исполнения договора 020400294/2018/3905/1358 от 29.08.2018 об оказании услуг по повышению давления на сетях ХВС повысительными насосами в связи с истечением срока действия договора с 01.01.2020. Этим же письмом АО «Ярославльводоканал» направило для подписания проект нового договора оказания услуг по повышению давления от 17.09.2019.

01.10.2019 АО «Ярославские энергосистемы» направило в АО «Ярославльводоканал» телефонограмму о том, что 30.09.2019 работа повысительных насосов в ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 приостановлена в связи с неурегулированием вопросов оплаты их обслуживания.

02.10.2019 письмом № 04-01/6169 в АО «Ярославские энергосистемы», департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля АО «Ярославльводоканал» сообщило об отключении повысительных насосов на сетях холодного водоснабжения в ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3. АО «Ярославльводоканал» указало, что в акте приема-передачи имущества, находящегося в ЦТП, АО «Ярославские энергосистемы» не указано оборудование для повышения давления в сетях ХВС, поэтому может идти речь о выявлении безхозяйного оборудования, не поставленного на баланс какого-либо собственника. Согласно части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией, сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам. АО «Ярославльводоканал» просило обратиться в КУМИ мэрии г.Ярославля с информцией об обнаружении безхозяйного имущества.

03.10.2019 в АО «Ярославльводоканал» поступило обращение ТСЖ «Труд-10», в котором указано, что в соответствии с заключенным договором №75 от 01.10.2013 АО «Ярославльводоканал» обязано оказывать услуги по поставке холодной воды потребителям в необходимом объеме. С 01.10.2019 АО «Ярославльводоканал» свои обязательства не исполняет в полном объеме: давление в сети холодного водоснабжения не соответствует высотности дома: жильцы верхних этажей (с 8 по 12 этажи) не получают коммунальный ресурс (не работают стиральные машины, невозможно принять ванну). ТСЖ «Труд-10» указало, что выполняет свои обязательства по оплате поставки холодной воды своевременно и в полном объеме и требовало от АО «Ярославльводоканал» надлежащего исполнения договора №75 от 01.10.2013.

В соответствии с актом от 07.10.2013 по определению границ ответственности по эксплуатации сетей водоснабжения к договору №75 от 01.10.2013 в зоне эксплуатационной ответственности ТСЖ «Труд-10» являются водопроводные сети от врезки во внутриквартальный водопровод в колодце ВК-88/28 до здания ЦТП и от здания ЦТП по границы дома по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3. В соответствии с договором точка поставки является граница систем водоснабжения АО «Ярославльводоканал» и ТСЖ «Труд-10».

04.10.2019 АО «Ярославские энергосистемы» письмом № 6098 в адрес АО «Ярославльводоканал», департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля сообщило, что здание ЦТП и все находящееся в нем оборудование, которое является его неотъемлемой частью, в том числе для повышения давления в сетях ХВС, находится на законном владении в АО «Ярославские энергосистемы», эксплуатируется и обслуживается им. С целью компенсации затрат по содержанию и эксплуатации оборудования, предназначенного для повышения давления в сетях холодного водоснабжения, Общество неоднократно обращалось в АО «Ярославльводоканал» о необходимости заключения соответствующего договора оказания услуг по повышению давления в сетях холодного водоснабжения, однако, каждый раз получало отказ по разным причинам, в связи с чем повысительные насосы были отключены. Возобновление их работы будет после достижения соглашения о компенсации затрат на их обслуживание.

04.10.2019 в департаменте городского хозяйства мэрии г.Ярославля состоялось совещание по вопросу обеспечения жителей многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 холодной водой (протокол совещания представлен в материалы дела).

В соответствии с принятым на совещании решением:

- АО «Ярославльводоканал» было рекомендовано принять меры по возмещению АО «Ярославские энергосистемы» затрат за потребленную электрическую энергию повысительной насосной станции, установленной в здании ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3; рассмотреть предложения АО «Ярославские энергосистемы» по заключению договора на содержание оборудования насосной станции, установленного в ЦТП;

- АО «Ярославские энергосистемы» было рекомендовано рассмотреть предложения по обслуживанию оборудования повысительной насосной станции, установленного в здании ЦТП, обученным персоналом АО «Ярославльводоканал» с установкой устройства, ограничивающего доступ к иному оборудованию, размещенному в ЦТП; с целью соблюдения прав граждан рассмотреть вопрос о возобновлении работы повысительного насосного оборудования.

АО «Ярославские энергосистемы» работу насосов не возобновило, в связи с чем отсутствовало нормативное давление во внутридомовых сетях холодного водоснабжения. От жителей указанного многоквартирного дома в адрес АО «Ярославльводоканал» поступали обращения с требованием предоставления коммунальной услуги надлежащего качества.

10.10.2019 письмом № 6269 АО «Ярославские энергосистемы» сообщило в департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля, что в соответствии с протоколом совещания от 04.10.2019 не может принять предложение по обслуживанию оборудования повысительной насосной станции, установленного в здании ЦТП, персоналом АО «Ярославльводоканал», поскольку здание ЦТП в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является опасным производственным объектом с особыми требованиями, предъявляемыми к его эксплуатации, и не допускающими нахождение на территории объекта посторонних лиц. АО «Ярославские энергосистемы» также вынуждено отказать в возобновлении работы повысительного насосного оборудования до решения вопроса о компенсации понесенных затрат, поскольку несколько лет Общество несет никем не компенсируемые убытки.

29.10.2019 в департаменте городского хозяйства мэрии г.Ярославля вновь состоялось совещание по вопросу обеспечения жителей многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 холодной водой (протокол совещания представлен в материалы дела). АО «Ярославльводоканал» и ТСЖ «Труд-10» отказались возмещать затраты по содержанию и эксплуатации оборудования, предназначенного для повышения давления в сетях холодного водоснабжения. В КУМИ мэрии г.Ярославля департаментом городского хозяйства мэрии г.Ярославля направлено письмо о рассмотрении вопроса определения, выделения зоны и отчуждения имущества – водонапорной станции АО «Ярославльводоканал».

Письмом №10636 от 20.11.2019 КУМИ мэрии г.Ярославля сообщило директору департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля, что на основании решения муниципалитета №269 от 10.06.2019 «О внесении изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества г.Ярославля на 2019-2021годы» объект недвижимости – тепловые сети и здание ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3, вошел в перечень муниципального имущества, подлежащего внесению в качестве вклада в уставный капитал АО «Ярославские энергосистемы». На сегодняшний день определена оценка рыночной стоимости имущества, передаваемого в уставный капитал АО «Ярославские энергосистемы», в том числе, тепловых сетей и здания ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3. Выполнить мероприятия по выделению части помещения здания ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3, в котором размещено оборудования для подачи холодной воды потребителям многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 с дальнейшей передачей на обслуживание АО «Ярославльводоканал», не представляется возможным.

АО «Ярославльводоканал» представило в материалы дела письмо №19-01/6933 от 05.11.2019, адресованное в ФАС России, в котором просило представить возможность ознакомиться с письмом ФАС России № ВК /76517/17 от 03.11.2017. В данном письме АО «Ярославльводоканал» указывает, что перемещение (подкачка) холодной воды с использованием инженерных сооружений, находящихся в безвозмездном пользовании АО «Ярославские энергосистемы» и предназначенных для теплоснабжения, не является деятельностью по транспортировке холодной воды.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведения к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:

1) холодное водоснабжение, в том числе:

а) транспортировка воды, включая распределение воды;

б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;

2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

Отдельного тарифа на перемещение (подкачку) холодной воды с использованием инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения, законодательством о водоснабжении не предусмотрено.

АО «Ярославльводоканал» указало в письме, что подобные споры об установлении платы за подкачку холодной воды, были предметом судебного рассмотрения (в пример приведено решение арбитражного суда Саратовской области, постановления апелляционной и кассационной инстанций по делу № А57-30146/2017, в которых учитывалась правовая позиция ФАС России, изложенная в письме № ВК /76517/17 от 03.11.2017).

Представляя решение арбитражного суда по делу № А57-30146/2017 и письмо ФАС России № ВК /76517/17 от 03.11.2017, АО «Ярославльводоканал» обосновывает свою позицию о том, что у АО «Ярославские энергосистемы» отсутствуют правовые основания для заключения возмездного договора на оказание услуг по повышению давления в сетях холодного водоснабжения.

Однако, предметом спора по делу № А57-30146/2017 являются требования о взыскании неосновательного обогащения, полученного ответчиком в результате сбережения средств за счет истца в связи с оказанием последним услуг по транспортировке воды через оборудование и трубопроводы в пределах ЦТП г.Саратова, находящихся в эксплуатационной ответственности истца.

Решением арбитражного суда по делу № А57-30146/2017 установлены иные обстоятельства, отличные от рассматриваемого дела, поэтому данное решение не имеет преюдициального значения для рассмотрения данного дела.

Принимая решение Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства исходила из следующего:

  1. Полномочия антимонопольного органа изложены в Законе о защите конкуренции. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  2. В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
  3. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
  4. Таким образом, для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:
  5. – доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  6. – факт злоупотребления доминирующим положением;
  7. – ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Взаимоотношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и абонентов в сфере водоснабжения и водоотведения регламентируются Федеральным законом от 07.12.2001 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

В статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении даны определения основных используемых понятий, в том числе:

- объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 4);

- водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5);

- объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14);

- централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29).

Согласно части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

АО «Ярославские энергосистемы» осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения (основной вид деятельности - передача тепловой энергии (теплоносителя), дополнительные виды деятельности – подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, производство и продажа ГВС).

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

На основании пункта 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Тепловой пункт - это совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденная приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285).

Как следует из пункта 26 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

В силу пункта 5 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водопроводная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

Таким образом, из буквального толкования норм права следует, что перемещение (подкачка) холодной воды с использованием инженерных сооружений, находящихся в безвозмездном пользовании у общества и предназначенных для теплоснабжения, не является деятельностью по транспортировке холодной воды.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2015 (дело №310-ЭС15-3541).

Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:

1) холодное водоснабжение, в том числе:

а) транспортировка воды, включая распределение воды;

б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;

2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

Действующее законодательство в сфере холодного водоснабжения и водоотведения не предусматривает установление отдельного тарифа на перемещение (подкачку) холодной воды с использованием инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения.

Как следует из письма ФАС России № ВК/76517/17 от 03.11.2017, на которое ссылается АО «Ярославльводоканал» в обоснование своей позиции, регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Закона о водоснабжении и водоотведении, основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. № 1746-э.

Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении транспортировкой воды (сточных вод) является перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей, которые в свою очередь являются комплексом технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки холодной воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с разделом II Основ ценообразования и Методическими указаниями регулируемая организация в сфере холодного водоснабжения осуществляет расходы, связанные с транспортировкой воды, в границах своей балансовой принадлежности. Согласно Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285, тепловым пунктом является совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых общественных зданий (индивидуальные – для присоединения систем теплоснабжения одного здания или его части; центральные то же, двух зданий или более). Кроме того, в соответствии с приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется, в том числе, водоподготовка для систем горячего водоснабжения. В тепловом пункте в зависимости от его назначения и конкретных условий присоединения потребителей могут осуществляться все перечисленные функции или только их часть.

Таким образом, как следует из указанного выше письма ФАС России, расходы на эксплуатацию теплового пункта учитываются в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации в сфере теплоснабжения в соответствии с Основами ценообразования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 и Методическим указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. № 760-э.

АО «Ярославльводоканал» считает, что расходы на эксплуатацию ЦТП учитываются в составе необходимой валовой выручки АО «Ярославские энергосистемы» при установлении тарифа на передачу тепловой энергии, поэтому у АО «Ярославские энергосистемы» отсутствуют правовые основания для заключения возмездного договора на оказание услуг по повышению давления повысительными насосами на сетях холодного водоснабжения, находящимися в здании ЦТП.

В данном случае письмо ФАС России № ВК /76517/17 от 03.11.2017, адресованное МУПП «Саратовводоканал», не может иметь никакого отношения к рассматриваемому делу, поскольку оно было ответом на обращение МУПП «Саратовводоканал» и связано с тарифом на транспортировку воды. У АО «Ярославские энергосистемы» тариф на транспортировку воды не установлен, транспортировкой воды АО «Ярославские энергосистемы» не занимается, подкачка холодной воды повысительными насосами не является транспортировкой воды.

Для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения (передача тепловой энергии (теплоносителя), подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, производство и продажа ГВС) АО «Ярославские энергосистемы» повысительные насосы для подкачки воды на сетях ХВС, расположенные в ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3, не использует, поэтому затраты на содержание этого имущества не могут в силу закона включены в установленные для АО «Ярославские энергосистемы» тарифы. В случае включения затрат в тариф, финансовая нагрузка по содержанию повысительного насоса для подкачки воды на сетях ХВС, расположенного в ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 (в целях обеспечения поставки холодной воды в соответствии с нормативными требованиями жителей только этого дома) будет возложена на всех потребителей, которые получают от АО «Ярославские энергосистемы» услуги в сфере теплоснабжения, что недопустимо.

По мнению АО «Ярославльводоканал», АО «Ярославские энергосистемы» является единственным владельцем повысительных насосов, необходимых для оказания коммунальной услуги холодного водоснабжения потребителям указанного многоквартирного дома в соответствии с нормативными требованиями.

По мнению АО «Ярославльводоканал», в связи с возникновением спора между хозяйствующими субъектами о правах и порядке обслуживания бесхозяйного участка централизованной сети холодного водоснабжения с размещенными на ней повысительными насосами, АО «Ярославские энергосистемы», используя свое доминирующее положение, в целях навязывания невыгодных условий договора совершило действия по отключению повысительных насосов, в результате чего причинило вред охраняемым законом интересам потребителей коммунальной услуги холодного водоснабжения. АО «Ярославльводоканал» считает, что действия АО «Ярославские энергосистемы» образуют нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела представитель ТСЖ «Труд-10» сообщил, что собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3, за счет собственных средств приобретен насос для подкачки холодной воды и установлен в подвале дома, тем самым обеспечено оказание коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества.

АО «Ярославльводоканал» является гарантирующей организацией по оказанию услуг холодного водоснабжения в г.Ярославле. В соответствии с условиями договора №75 от 01.10.2013 с ТСЖ «Труд-10» обязано осуществлять поставку воды в соответствии с нормативными требованиями, для этого обязано принять все необходимые меры, в том числе, рассмотрение вопроса о компенсации затрат АО «Ярославские энергосистемы» по содержанию повысительного насоса для подкачки воды на сетях ХВС, расположенного в ЦТП по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 (тем более, что в отношении аналогичного оборудования в других ЦТП АО «Ярославльводоканал» компенсировало затраты по договору № 020400294/2018 от 29.08.2018) либо установки собственного оборудования, необходимого для обеспечения поставки холодной воды в соответствии с нормативными требованиями.

У АО «Ярославские энергосистемы» нет обязательств перед жителями дома по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д.21, корп.3 по поставке холодной воды надлежащего качества.

В указанный многоквартирный дом АО «Ярославские энергосистемы» осуществляет передачу тепловой энергии и поставку ГВС. Претензий по качеству этих ресурсов к АО «Ярославские энергосистемы» нет. Для осуществления поставки тепловой энергии и ГВC повысительные насосы для подкачки холодной воды не используются. АО «Ярославские энергосистемы» сети холодного водоснабжения не переданы, у него нет обязанности по безвозмездному содержанию и эксплуатации оборудования, используемого для обеспечения холодного водоснабжения, тем более что данное оборудование Общество для своих производственных целей не использует.

Несмотря на то, что АО «Ярославские энергосистемы» является законным владельцем оборудования, использованного для повышения давления на сетях холодного водоснабжения в целях поставки коммунального ресурса надлежащего качества в указанный выше многоквартирный дом, это не свидетельствует о том, что надлежащее качество поставки указанного ресурса может быть достигнуто только с использованием данного оборудования.

В рассматриваемом случае АО «Ярославские энергосистемы» отключило повысительный насос для подкачки воды на сетях холодного водоснабжения, реализуя таким образом свое право на защиту своих интересов.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В соответствии со статьей 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

В рассматриваемом случае нарушение выявлено в сфере, связанной с водоснабжением потребителей. АО «Ярославские энергосистемы» занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах присоединенных тепловых сетей, но не на рынке холодного водоснабжения (где доминирует АО «Ярославльводоканал» как субъект естественных монополий).

Обязанность по поставке холодной воды надлежащего качества ТСЖ «Труд-10» по договору №75 от 01.10.2013 возложена на АО «Ярославльводоканал» - гарантирующую организацию.

 Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что в действиях АО «Ярославские энергосистемы» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении него дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 41.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Дело №076/01/10-799/2019 в отношении АО «Ярославские энергосистемы» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Председатель Комиссии Лебедева С.Н.

Члены Комиссии Гробова В.С.

Воронин И.Н.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны