Постановление №АШ/975/23 076/04/9.21-1074/2023 от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-1074/2023

об административном правонарушении

 

24 октября 2023 года г. Ярославль

 

Исполняющий обязанности заместителя руководителя Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С., рассмотрев протокол от 10 октября 2023 года специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Ярославского межрегионального УФАС России Антоновой М.В. и материалы дела №076/04/9.21-1074/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (далее – ПАО «Россети Центр», Общество), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15,

в отсутствие представителя ПАО «Россети Центр», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела №076/04/9.21-1074/2023 об административном правонарушении (определение исх. №АШ/319/23 от 10.10.2023 в соответствии с почтовым идентификатором 80082289395844 вручено ПАО «Россети Центр» 16.10.2023),

при участии представителя ООО «ЭкоБиоТех» – <...> (по доверенности №1 от 26.01.2023),

установил:

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Правила №861 определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее – технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее – технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с пунктом 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил №861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно пункту 8 Правил №861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

В пунктах 9, 10 Правил №861 перечислены сведения, которые должны быть указаны в заявке в зависимости от конкретных условий, и приведен перечень документов, прилагаемых к заявке.

В соответствии с пунктом 11 Правил №861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Согласно пункту 15 Правил №861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Согласно пункту 105 Постановления № 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

счет на оплату технологического присоединения по договору;

подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В соответствии с пунктом 106 Правил №861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.

 

В рамках рассмотрения заявления ООО «ЭкоБиоТех» антимонопольным органом в адрес филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» были направлен запрос о предоставлении документов и сведений.

Из представленных ПАО «Россети Центр» (письмом № МР1-ЯР/18-1/12-4 от 01.09.2023) документов и материалов установлено следующее:

27.06.2023 через личный кабинет ООО «ЭкоБиоТех» подало в ПАО «Россети Центр» заявку на осуществление технологического присоединения (в связи с увеличением ранее присоединенной мощности) объекта промышленного назначения по производству одноразовой посуды из древесного шпона, расположенного по адресу: Ярославская область, Даниловский район, д. Слобода, к.н.з.у.76:05:132201:9237, существующая мощность 150 кВт, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств –150 кВт.

В письме № МР1-ЯР/18-1/12-4 от 01.09.2023 ПАО «Россети Центр» пояснило, что 26.06.2023 было оформлено уведомление №82273040 об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по договору № 42362082 от 10.05.2023 об осуществлении технологического присоединения с ООО «ЭкоБиоТех» в отношении объекта промышленного назначения по производству одноразовой посуды из древесного шпона, расположенного по адресу: Ярославская область, Даниловский район, д. Слобода, к.н.з.у.76:05:132201:9237, максимальная мощность 150 кВт.

ПАО «Россети Центр» указало, что нагрузка в первоначально заявленном объеме (150кВт) фактически ООО «ЭкоБиоТех» не выбирается, фактическое потребление электрической энергии энергопринимающими устройствами ООО «ЭкоБиоТех» за июль 2023 года составило 4181 кВ/ч, что в среднем соответствует величине максимальной мощности в 10 кВт. Ранее ООО «ЭкоБиоТех» подавало заявку на технологическое присоединение указанного объекта к электрическим сетям с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 1300 кВт, которая впоследствии была аннулирована заявителем по собственной инициативе.

По мнению ПАО «Россети Центр», ООО «ЭкоБиоТех» заведомо владело информацией о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, необходимой для обеспечения стабильной работы производственного предприятия. Подача заявки на увеличение максимальной мощности на следующий день после осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, по мнению ПАО «Россети Центр», свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ООО «ЭкоБиоТех» с целью заключения договора об осуществлении технологического присоединения с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 150 кВт с заниженной стоимостью и сокращенными сроками осуществления технологического присоединения.

До настоящего времени cведений о рассмотрении заявки ООО «ЭкоБиоТех» от 27.06.2023 на осуществление технологического присоединения в связи с увеличением ранее присоединенной мощности ПАО «Россети Центр» не представлено. Уведомлений о предоставлении недостающих сведений направлено не было, уведомления об аннулировании заявки либо проекта договора на технологическое присоединение, технических условий на подключение, счета на оплату договора технологического присоединения ПАО «Россети Центр» в адрес ООО «ЭкоБиоТех» не направляло, в личном кабинете не размещало. Срок размещения документов (проекта договора на технологическое присоединение, технических условий на подключение, счета на оплату договора) в личном кабинете заявителя истек 11.07.2023.

 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «Россети Центр» является сетевой организацией, имеет установленные органами государственного регулирования тарифы на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, следовательно, относится к субъектам естественных монополий.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия (бездействие) ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного порядка подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств к электрическим сетям, выразившиеся в неразмещении в личном кабинете ООО «ЭкоБиоТех» договора о технологическом присоединении, технических условий, счета на оплату услуг по договору по заявке ООО «ЭкоБиоТех» от 27.06.2023, противоречат требованиям пунктов 6, 15 и 105 Правил №861, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Потерпевший по делу – ООО «ЭкоБиоТех».

Место совершения административного правонарушения – Ярославская область.

Время совершения административного правонарушения – 12.07.2023 (день, следующий за последним днем срока размещения документов в личном кабинете по заявке ООО «ЭкоБиоТех» от 27.06.2023).

 

Согласно статьям 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении
или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Объект административного правонарушения: отношения в области электроэнергетики (технологическое присоединение энергопринимающих устройств в электрическим сетям сетевой организации).

Объективная сторона заключается в неразмещении в личном кабинете ООО «ЭкоБиоТех» договора о технологическом присоединении, технических условий, счета на оплату услуг по договору по заявке ООО «ЭкоБиоТех» от 27.06.2023.

Субъект административного правонарушения: юридическое лицо – ПАО «Россети Центр».

ПАО «Россети Центр» не разместило в личном кабинете ООО «ЭкоБиоТех» договора о технологическом присоединении, технических условий, счета на оплату услуг по договору по заявке ООО «ЭкоБиоТех» от 27.06.2023, что противоречит требованиям пунктов 6, 15 и 105 Правил №861.

Субъективная сторона: вина юридического лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ
или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в дело не представлено.

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению, ПАО «Россети Центр» должно было предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Потребитель (абонент) в рассматриваемых отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной, названный субъект зависит от действий Общества. Роль ПАО «Россети Центр» при осуществлении возложенной на него обязанности по технологическому присоединению объекта потребителя предполагает его активное поведение не только в отношениях с обратившимся к нему лицом, но и с иными хозяйствующими субъектами. Принятие активных мер призвано обеспечить право потребителя в установленных законодательством порядке и сроки на технологическое присоединение. Доказательства, подтверждающие, что ПАО «Россети Центр» предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований Правил №861, в настоящем случае отсутствуют. Доказательств невозможности принятия всех соответствующих необходимых и исчерпывающих мер Общество в ходе административного производства не представило. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

Факт совершения ПАО «Россети Центр» административного правонарушения подтверждается протоколом от 10.10.2023 по делу № 76/04/9.21-1074/2023 об административном правонарушении (исх. № 303/23 от 10.10.2023), а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Центр» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность в соответствии со статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

На основании вышеизложенного, должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении ПАО «Россети Центр» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в неразмещении в личном кабинете ООО «ЭкоБиоТех» договора о технологическом присоединении, технических условий, счета на оплату услуг по договору по заявке ООО «ЭкоБиоТех» от 27.06.2023, что противоречит требованиям пунктов 6, 15 и 105 Правил №861.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьей 2.1, частью 1 статьи 3.1, статьей 4.1, частью 1 статьи 9.21, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, исполняющий обязанности заместителя руководителя Ярославского межрегионального УФАС России Шушкова А.С.

постановил:

признать публичное акционерное общество «Россети Центр», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, юридический адрес: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

УИН 16100500000001799446

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 16111601091010021140

ИНН 7604009440, КПП 760401001

Получатель: УФК по Ярославской области (Ярославское УФАС России л/сч 04711411850)

УФК по Ярославской области

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Ярославской области г. Ярославль

БИК 017888102

р/сч 03100643000000017100

к/сч 40102810245370000065

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России А.С. Шушкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны