Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 076/10/18.1-1129/2023 от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель: ООО «Компас-Авто»

141981, Московская обл., г. Дубна,

пр-кт Боголюбова, д.29, стр.2, оф. 3.

compassavto@mail.ru

 

Заказчик: ООО «Ярославская

моносетевая компания»

150040, Ярославская обл., г. Ярославль, пр-кт Октября, д.75.

                                                                       yaresk7@yandex.ru

                                   ereminvb@rumenergo.ru
 

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/10/18.1-1129/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года                             г. Ярославль

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области (Ярославское межрегиональное УФАС России) (далее также – Комиссия) в составе председателя Комиссии – и.о. заместителя руководителя Управления …., членов Комиссии: заместителя начальника отдела контроля закупок …., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок ….

с участием:

общество с ограниченной ответственностью «Компас-Авто» (далее также – ООО «Компас-Авто») - обеспечило участие в заседании Комиссии представителя по доверенности ….;

заказчик- ООО «Ярославская моносетевая компания» (далее также – заказчик, ООО «ЯрМК»), обеспечил участие в заседании Комиссии представителей по доверенности ….,

рассмотрев жалобу ООО «Компас-Авто» на действия заказчика ООО «Ярославская моносетевая компания», при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку масла трансформаторного  (извещение №  32312763244) (далее также – закупка), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

установила:

 

В Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области (Ярославское межрегиональное УФАС России) поступила жалоба ООО «Компас-Авто» (вх. № 26/09-2023 от 26 сентября 2023 г.)  на действия заказчика (закупочной комиссии), ООО «Ярославская моносетевая компания», при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения контракта на поставку масла трансформаторного (извещение № 32312763244) (далее – жалоба).

Обжалуемые действия (бездействия) заказчика: незаконное отклонение заявки ООО «Компас-Авто» на участие в электронном аукционе, оспаривание положений закупочной документации.

Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

Заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 14.09.2023 размещено извещение № 32312763244 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения контракта на поставку масла трансформаторного, Документация о проведении аукциона в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства № 2023/098/1 от 04.09.2023 (далее – Документация № 2023/098/1), Протокол рассмотрения первых частей заявок № 32312763244-01 от 25.09.2023, Протокол рассмотрения вторых частей заявок № 32312763244-02 от 25.09.2023, Разъяснения положений документации о закупке товаров, работ, услуг № 32312763244 от 20.09.2023.

Начальная цена: 1 462 137,60 руб. (один миллион четыреста шестьдесят две тысячи сто тридцать семь рублей шестьдесят копеек).

Заявитель в доводах жалобы пояснил, что согласно техническому заданию (раздел III Документации № 2023/098/1) к поставке требуется трансформаторное масло Т-1500У, имеющее основные физико-химические характеристики:

  1. Вязкость кинематическая, мм2/с: при температуре 40 C – не более 11, при температуре – 30 С – не более 1100;
  2. Температура вспышки в закрытом тигле, С, не ниже – 135;
  3. Температура застывания, С, не выше - -45;
  4. Кислотное число, мг КОН/г, не более – 0,01;
  5. Тангенс угла диэлектрических потерь при 90 С, %, не более – 0,45.

Заявитель отмечает, что в техническом задании (раздел III Документации № 2023/098/1) также присутствует пункт 4. Общие правила, в котором прописываются требования к маслу, упаковке, транспортированию, условиям и срока хранении.

Заявитель уточняет, что Заказчик в пунктах 1.4.6, 2.4.2, 3.4.4 устанавливает следующее:

 (п. 1.4.6.) – содержит условие указания в заявке потребительских ценностей, таких как новизна, пригодность товара к предложенным условиям эксплуатации, что должно быть подтверждено документами.

(п. 2.4.2.) – содержит указание функциональных характеристик (потребительских свойств), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки, а также: содержание (отсутствие) водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей.

(п. 3.4.4.) – носит наименование «Инструкция по заполнению заявки», в нем есть указания на описание внешнего вида и упаковки в которой будет поставлен товар, документы, прилагаемые к товару, а также физико-химические показатели, предъявляемые к продукции.

На основании вышеизложенных пунктов заявка ООО «Компас-Авто» была отклонена, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок № 32312763244-01 от 25.09.2023 и протоколом рассмотрения вторых частей заявок № 32312763244-02 от 25.09.2023.

Заявитель указывает на незаконность отклонения заявки, так как при ее подаче он руководствовался условиями, предусмотренными в пункте 4 «Общие требования технического задания", в отношении которых выразил свое согласие при подаче заявки.

Заявитель также полагает, что некорректно в инструкции по заполнению заявки (пункт 3.4.4.) указывать упаковку и комплект документов, требуемых к товару, так как данные указания есть в техническом задании, с которым ООО «Компас-Авто» соглашается при подаче заявки, а также усматривает грубую ошибку относительно того, что не следует указывать в инструкции по заполнению заявки физико-химические показатели, которые относятся к товару.

Заявитель также отмечает, что перечисленные им пункты, указанные в аукционной документации ограничивают конкуренцию и из 7 (семи) поданных заявок на основании этих пунктов было отклонено 6 (шесть).

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить процедуру проведения торгов, привести закупочную документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заказчик с доводами заявителя не согласился, представил пояснения.

Заказчик поясняет, что в документации четко и однозначно прописаны требования к конкретным показателям товара, которые должны быть представлены участником при подаче заявки на участие в электронном аукционе, в документации о закупке нигде не сказано, о том, что для участия в электронном аукционе достаточно только выразить согласие с содержанием каких-то отдельно взятых показателей, как указывает заявитель.

Заслушав пояснения представителей заявителя и заказчика, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России приходит к следующим выводам.

            В пункте 2.1.2. раздела I «Аукционная документация» Документации № 2023/098/1 указано, что в случае любых противоречий между информацией, содержащейся в документах, указанных в п. 3.4.4. «Инструкция по заполнению заявки», приоритеты определяются следующим образом: приоритет имеет информационная карта, извещение, а также формы подачи заявки, инструкции по заполнению заявки, за исключением случаев описания потребительской ценности товара. При описании потребительской ценности приоритет имеет описание предмета закупки, затем – в случае отсутствия показателей в инструкции – формы подачи заявок, а в случае отсутствия показателей в формах – требования ГОСТ на соответствующий товар. При этом, в случаях, прямо предусмотренных настоящей документацией, предложение участника может отличаться от требований Заказчика.

В соответствии с пунктом 2.1.3. раздела I «Аукционная документация» Документации № 2023/098/1 предполагается, что участник аукциона изучит всю документацию о аукционе, включая изменения, дополнения к аукционной документации, и разъяснения к аукционной документации, выпущенные заказчиком в соответствии с п. 3.4.4. «Инструкция по заполнению заявки».

Согласно пункту 3.2.2. раздела I «Аукционная документация» Документации № 2023/098/1 первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

- Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона в электронной форме

- При осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об открытом аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения товара. Участник должен сделать предложение по всем показателям потребительской ценности товаров, которые установлены настоящей документацией. При этом, в случае если показатель потребительской ценности запрошен, но по нему не обозначена потребность Заказчика, такой показатель потребительской ценности подлежит заполнению на основании имеющих данных о товаре. Не допускается отсутствие предложений по отдельным показателям потребительской ценности. Указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров. Отсутствие в заявке на участие в аукционе в электронной форме указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в аукционе в электронной форме, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

В пункте 3.2.5. раздела I «Аукционная документация» Документации № 2023/098/1 отмечено, что рекомендуемая форма заявки приведена в приложениях № 1 к разделу IV «Образцы форм и документов», соответственно, а именно должна быть указана информация о функциональных характеристиках (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения товара. Показатели должны быть указаны в отношении каждого товара.

Как указано в пункте 3.4.3. раздела I «Аукционная документация» Документации № 2023/098/1 для целей настоящей документации ключевые параметры потребительской ценности устанавливаются в разделе описание предмета закупки (раздел III), пунктах 1.4.6.,  2.4.2., 3.4.4. настоящего раздела.

Описание объекта закупки включает, в том числе характеристики трансформаторного масла Т-1500У, общие требования и т.д. (раздел III Описание объекта закупки Документации № 2023/098/1).    

Показатели потребительской ценности устанавливаются в соответствии с политиками предприятия и предусматривают: а) Новизну поставляемых товаров, в данном случае: поставку новых товаров, произведенных не позднее 2023 года, не бывших в эксплуатации, при этом никакая часть товаров не должна быть восстановленной, замененной; б) пригодность поставляемых товаров к предложенным условиям эксплуатации, что должно быть подтверждено документами, предусмотренными в соответствии с законодательством, которые должны входить в комплект поставки; в) безопасность товаров для работников предприятия: товары не должны при хранении и эксплуатации выделять вредные вещества (пункт 1.4.6. раздела I Документации № 2023/098/1).

В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Показателями потребительской ценности является качество и безопасность поставляемых товаров, а также: показатели, указанные в части 3 раздела III «ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ»; показатели, установленные в приложении 1 «Форма заявки» раздела IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ, ЗАПОЛНЯЕМЫХ УЧАСТНИКОМ ЗАКУПКИ»; а также: содержание (отсутствие) водорастворимых кисло и щелочей, механических примесей. Так, товары должны быть безопасны для работников предприятия в соответствии с требованиями охраны труда, а также соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к такого рода товарам. Товары должны быть качественными. Требования к качеству выражаются в точности его изготовления, так, если в отношении товара допускается наличие отступов (допусков, отклонений), но они ни в каком случае не должны превышать 10% (пункт 2.4.2 раздела I Документации № 2023/098/1).

Инструкция по заполнению заявки (пункт 3.4.4 раздела I Документации № 2023/098/1).

В соответствии с пунктом 5.1.2. раздела I «Аукционная документация» Документации № 2023/098/1 закупочная комиссия проверяет заявки на участие в аукционе, содержащие информацию, предусмотренную п. 3.2.2 части II «Инструкция участникам аукциона», на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией в отношении закупаемых товаров, работ, услуг, а также информацию и документы на соответствие требованиям, установленным п.13 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» части 1 Извещение раздела II «Информационная карта аукциона».

В пункте 13 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» раздела II «Информационная карта аукциона» Документации № 2023/098/1 также указано, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) наименование страны происхождения; 3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Из буквального толкования приведенных выше положений закупочной документации следует, что последняя разработана таким образом, что включает в себя ряд разделов, при этом два из таких разделов (раздел I «Аукционная документация», раздел II «Информационная карта аукциона») определяют, в том числе требования к содержанию и составу первой части заявки, указание на то, что участникам закупки при формировании таких заявок необходимо руководствоваться только одним из данных разделов отсутствует, напротив, заказчик акцентирует внимание участников закупки, что закупочная комиссия проверяет заявки на соответствие требованиям, включенным в рассматриваемые разделы закупочной документации (приводит конкретные пункты соответствующих разделов).

В этой связи участники закупи обязаны при должной степени внимательности и осмотрительности, которая требуется от субъектов закупочных правоотношений, при формировании и направлении заявки ознакомиться со всеми разделами закупочной документации.

Комиссией установлено и не отрицается ООО «Компас-Авто», что последним в составе первой части заявки представлены только характеристики масла трансформаторного, поименованные в пункте 3 «Характеристики трансформаторного масла Т-1500У» раздел III «Описание объекта закупки» Документации № 2023/098/1 (не учтены требования пунктов 1.4.6.,  2.4.2., 3.4.4. раздела I «Аукционная документация» Документации № 2023/098/1).

Согласно протоколу рассмотрения 1 частей заявок на участие в аукционе в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку масла трансформаторного от 25 сентября 2023 года закупочной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе в электронной форме ООО «Компас-Авто», поскольку заявка последнего не соответствует документации о закупке.

Таким образом, Комиссия не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика (закупочной комиссии) нарушений законодательства о закупках (подробное обоснование приведено в тексте настоящего решения).

Относительно оспаривания положений закупочной документации Комиссия отмечает следующее.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Законом N 223-ФЗ не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Комиссия пришла к выводу о том, что оспариваемые общества с ограниченной ответственностью «Компас-Авто» положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, в противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

На основании изложенного и в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России по контролю закупок,

 

решила:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компас-Авто» (ИНН 5010054580, ОГРН 1185007004533) на действия заказчика, общества с ограниченной ответственностью «Ярославская моносетевая компания» (ИНН 7602110395, ОГРН 1147602007948), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку масла трансформаторного (извещение № 32312763244) необоснованной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны